Итоговое занятие по хохломской росписи в подготовительной к школе группе «Волшебная птица Хохлома»
Автор: Матвеева Евгения Александровна, воспитатель МДОУ – детский сад №16 «Малышок», г. Серпухов, М.О.
Описание работы: конспект итогового занятия по хохломской росписи в подготовительной к школе группе, занятие предусматриваем практическую деятельность детей – роспись деревянной заготовки; конспект содержит подробное описание занятия, авторскую физминутку, сюрпризный момент для детей.
Программные задачи:
Художественное творчество:
- учить основным приемам кистевой росписи объемной модели, совершенствование свободного владения кончиком кисти,
- закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома,
- формировать умения выделять и передавать цветовую гамму,
- развивать фантазию и творческое воображение.
Познание:
- развитие зрение, слуха,
- совершенствование координации руки и глаза,
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности,
- закреплять умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов.
Коммуникация:
- совершенствовать речь, как средство общения,
- совершенствовать умения точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Оборудование:
- Для воспитателя: настольная ширма, магнитофон, записи с русской народной музыкой, столик с разнообразной посудой (городец, гжель, фарфор, береста, хохлома), плакаты по хохломской росписи, поэтапная разработка росписи деревянной ложки, Жар-Птица, нарисованная или игрушка.
- Для детей: деревянная ложка, гуашь, кисть №2 с тонким кончиком, баночка с водой, тряпочка – на каждого ребенка.
Ход занятия.
Стоит студеная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А золотая хохлома напоминает нам о лете.
Ладья: цветущий хвост – карма,
Нос – петушиная головка.
Плывет по лесу хохлома,
Расписанная очень ловко.
Бочонок солнечен весьма,
На нем цветы и земляника.
Семеновская хохлома
Вся золотисто-краснолика,
В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает хохлома
Родную милую сторонку! Н.Глазков.
В. – Ребята скажите, о чем это стихотворение? (о хохломской росписи)
В. – О чем напоминает вам эта роспись? (о Родине, о природе)
В – Ребята, а что расписывали хохломской росписью? (посуду)
В. – А из чего её делали? (из дерева).
В. – Я вижу, вы хорошо запомнили все о хохломе. Посмотрите, ребята, как много разной посуды стоит у меня на столе, и вся она нарядная, красивая, расписная. А вы сможете угадать какая из нее хохломская, а какая нет? (воспитатель по очереди вызывает детей к столу и просит показать там хохломскую посуду и объяснить, почему он так считает).
В. – Да, и с этим заданием вы справились, какие вы молодцы, ребята. А давайте теперь с вами вспомним, каким узорами мастера расписывали свою волшебную посуду? (завиток, капелька, кустик, ягодка, листик, веточка, травинка)
В. – А какие цвета использовали мастера? (золотой, черный, красный, зеленый, коричневый).
В. – Как хорошо вы все запомнили, ребята, вот теперь я думаю, вам знаний о хохломе хватит для того, чтобы сегодня ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать расписать деревянную посуду хохломской росписью. Ребята, а кой волшебный персонаж научил мастера расписывать посуду хохломой? (Жар-птица)
(звучит музыка, воспитатель достает из-за настольной ширмы нарисованную жар-птицу).
В. – Вот и к нам на помощь Жар-птица прилетела, давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы тоже превратимся в мастеров Хохломы.
Птица хохломская крыльями махала
Крыльями махала – злато рассыпала.
Головой качала, в стороны качала
Да, с землицы русской травы собирала.
Травы собирала, чаши украшала,
Мастерство с любовью нам передавала.
|
Руки в стороны, махи
Махи, встряхиваем кисти рук
Наклоны голы
Наклоны в пол, собираем
Собираем, обводим руками круг
Руки к сердцу, руки вперед.
|
(проводится физ-минутка)
В. – А теперь ребята ,давайте пройдем в нашу мастерскую.
(дети переходят в рабочую зону)
В. – Ребята, посмотрите, какие подарки принесла вам Жар-птица? (деревянные ложки). А еще Жар-птица подарила вам знания о Хохломе и свое мастерство. Поэтому мы сейчас с вами эти ложки будем расписывать, согласны? (да)
В. – Но для начала давайте с вами вспомним, в какой последовательности мы будем их расписывать. (воспитатель проводит анализ последовательности росписи ложки по поэтапной разработке).
В. – Всем понятно? (да) Теперь можете преступать к работе. А потом мы разместим наши ложечки на ярмарке и посмотрим, у кого как получилось.
(самостоятельная деятельность детей)
Во время самостоятельной работы детей, можно включить негромкую народную музыку.
После окончания работы воспитатель раскладывает ложки на отдельном столике.
В. – Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники, такие замечательные ложки расписали, что нам на целую ярмарку хватит. А на ярмарке нужно обязательно что-то купить. Кто хочет попробовать. (воспитатель проводит анализ; по очереди вызывает к столику детей, ребенок должен выбрать любую понравившуюся ложку, показать всем и объяснить, почему он ее выбрал; воспитатель хвалит автора ).
В. – А нам с вами пора прощаться, и волшебнице Жар-Птице дальше лететь, других детей хохломскому промыслу обучать, до новых встреч. (Воспитатель забирает птицу, и уходит).
Литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», по редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М. «Мозаика-Синтез» 2012 г.
- Парциальная программа «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство», С. – П., «Детсво-Песс», 2011 г.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе
Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»
Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля
Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы