Конспект НОД в подготовительной группе
Автор: Костромина Наталия Владимировна, воспитатель НДОУ «Детский сад №134» ОАО «РЖД», г. Артемовский, Свердловская область
Описание материала: предлагаю вам сценарий непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме «Железнодорожный транспорт». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Это сценарий НОД по формированию целостной картины мира, направлен на воспитание интереса к истории возникновения железнодорожного транспорта и воспитания уважения к труду людей, работающих на железнодорожном транспорте.
Сценарий НОД в подготовительной к школе группе по теме «Железнодорожный транспорт»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Цель: Ознакомление дошкольников с прошлым и настоящим железнодорожного транспорта, его роли в жизни страны.
Задачи:
Образовательные: закрепить названия различных видов железнодорожного транспорта, выделив его среди разнообразных видов транспорта; закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен для удобства перемещения;
Воспитательные: воспитывать любознательность; воспитывать уважение к труду людей, работающих на железнодорожном транспорте;
Развивающие: развивать социальные навыки: умение договариваться, учитывать мнение других детей;
Речевые: объяснение значения составных слов паро-воз, тепло-воз, электро-воз.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации с изображением разных видов железнодорожного транспорта (паровоз, тепловоз, электровоз), карта Российских железных дорог.
Методические приемы: рассматривание иллюстраций, ситуативный разговор, динамическая пауза, рефлексия.
Ход НОД
Воспитатель. Дети, кто из вас знает, как в России перевозили грузы, когда поездов еще не было? (ответы детей)
Перевозили их по рекам на баржах или на лошадях по дорогам. Нагрузят телегу мешками с зерном, и плетутся лошадки, сменяя друг друга по пыльным российским трактам, в какой нибудь другой город. А осенью и весной - образуется на этих дорогах непролазная грязь – долгое время ни куда не двинешься. На реках же другая напасть: летом они пересыхают, мелеют – и опять не пройти и не проехать.
Вот такие они были – пути сообщения (дети рассматривают иллюстрацию с изображением речной переправы и гужевого транспорта).
Поэтому многие понимали, что надо как-то в России эти пути улучшать.
А, как это сделать? (ответы детей)
Дети я предлагаю подойти к карте и внимательно ее рассмотреть (дети внимательно рассматривают карту Российских железных дорог).
В 1843 году в России была построена первая большая железная дорога, соединившая Петербург и Москву.
Предлагаю рассмотреть иллюстрацию с изображением паровоза.
Почему эта машина получила название «паровоз»? (ответы детей).
Он двигался благодаря силе пара, который приводил в движение различные поршни, а они вращали колеса.
А откуда брался пар? (ответы детей)
Он получался от кипения воды в огромном котле. Вода кипела, потому что в топке постоянно горели дрова или уголь.
Закрепить словообразование паро-воз.
Давайте рассмотрим другую иллюстрацию (тепловоз)
Кто знает, как называется этот вид железнодорожного транспорта? (ответы детей)
В 1956 году кончилась эра паровозов, и им на смену пришли более экономичные тепловозы. Вместо паровых двигателей стали использовать «дизель» - двигатель внутреннего сгорания. Этот двигатель вырабатывает тепло, что приводит машину в движение.
Закрепить словообразование тепло-воз.
Такие двигатели во много раз увеличили способность поездов ехать, не останавливаясь для заправки горючим и водой.
Динамическая пауза.
Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Веселый поезд»
Десять вагонов – десять ребят
Мчатся вагоны и громко гудят.
Дети встают в колонну друг за другом, изображая поезд. Стоящий впереди «локомотив» начинает движение семинящим шагом. Остальные движутся за ним. Руки, согнуты в локтях, имитируют движения поршней на колесах поезда.
Мчатся вперед по буграм, по откосам.
Каждому хочется быть паровозом.
Движение продолжается. После слов «каждому хочется быть паровозом» дети меняют направление движения.
Вот запыхтел «чу-чу-чу» паровоз,
Десять вагонов в горку повез.
Десять вагонов отстать не хотят,
Тоже стараются, тоже пыхтят.
Дети двигаются медленнее, изображая возросшие усилия паровоза, одновременно проговаривая «чу-чу-чу»
Каждый ногами работает ловко.
Ехали, ехали – стоп! Остановка.
Движение становится более быстрым. На слове «стоп» дети останавливаются.
Отдохнули. Давайте продолжим увлекательное знакомство с историей железнодорожного транспорта.
Иллюстрация «Электровоз»
Подумайте и скажите, что приводит в движение, эту машину? (ответы детей)
Электровозы – теперь самые главные на железнодорожных магистралях. Они движутся по рельсам благодаря электрическому току, и другого топлива им не нужно. К тому же с каждым годом они учатся бегать все быстрее.
Закрепить словообразование электро-воз.
На сегодня у железнодорожников появилось новое «сверхскоростное» движение. Иллюстрация современных электропоездов «Сапсан», «Ласточка».
Именно такие поезда повезут людей на Олимпиаду в Сочи.
Рефлексия.
Я предлагаю воспользоваться нашими любимыми смайликами. Прикрепите свой смайлик на ту картинку – рассказ, о каком виде железнодорожного транспорта вам больше всего понравился и запомнился.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»
Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля
Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы
Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование