Конкурсы

Конспект занятия «Двенадцать месяцев» в подготовительной группе

Занятие - беседа для старших дошкольников на тему «Двенадцать месяцев года»

Дорогие ребята! Раньше мы беседовали о годе и о временах года. Сегодня давайте поговорим о том, из каких месяцев состоит каждое время года. Начнем с зимы.

♦ Знаете ли вы названия зимних месяцев?

Верно! Это — декабрь, январь и февраль.

В старину декабрь называли «хмурены», «шапка зимы», «зазимник».

Как вы думаете, почему?

«Хмурень» — потому что дни стоят хмурые, небо затянуто серыми тучами, солнце выглядывает редко. А «шапка зимы» и «зазимник» — потому что декабрь — это первый зимний месяц.

Послушайте стихотворение о декабре.

Хмур декабрь и студен,

И зовется «хмурнем» он.

Выйдет солнце изредка,

И опять — за облака.

За декабрем наступает «месяц январь — зимы государь». В этом месяце снега глубокие, а морозы трескучие. В народе январь называют «сечень» — ведь он зиму пополам разделяет — рассекает.

Послушайте стихотворение об этом времени года.

Батюшка-январь!

Ты — зимы государь,

Славен стужами и льдами,

И глубокими снегами.

Последним приходит февраль — самый ветреный, снежный, метельный месяц зимы. За вьюги и лютые морозы этот месяц получил название «вьговей» и «лютень». Но в феврале день становится длиннее, солнышко чаще выходит из-за туч, а синее небо называют «февральской лазурью».

Послушайте стихотворение «Февраль».

Февраль-вьюговей

По дорогам гонит змей,

Снежных змеек быстрых,

Холодных, серебристых.

На смену зиме приходит весна.

♦ Помните ли вы названия весенних месяцев?

Правильно! Это — март, апрель и май.

Про март говорят, что «он и югом веет и старого греет», и называют его утром весны. Ведь это первый весенний месяц.

Народ придумал этому месяцу много разных названий: «зимобор», «капельник», «протальник», «весно- вей».

♦ Как вы думаете, почему март называют «зимобором»?

Послушайте стихотворение об этом весеннем месяце.

Месяц март — «зимобор», Он с зимой вступает в спор, Гонит стужу и метель, Любит звонкую капель!

♦ А с чем связаны названия «протальник» и «капельник»?

В марте тают снег и лед, звенит капель, на пригорках и освещенных склонах появляются первые проталины.

♦ Какой месяц наступает за мартом, помните?

Верно! За мартом следует апрель. В старину этот месяц называли «снегогон» и «цветень».

♦ Как вы думаете, почему апрель носит такое название?

Апрель снег «гонит», землю раскрывает. В этом месяце заметно прибавляется день, солнце становится ласковым, распускаются первые нежные цветы.

Об этом говорится в небольшом стихотворении «Апрель».

Апрель месяц — цветень.

Он средь месяцев заметен

Первыми цветами,

Мокрыми лугами.

Последний месяц весны — май. Его старинное славянское название — «травень» или «травник».

♦ Как вы думаете, почему май называют именно так?

Все в природе приукрасилось — где листком, где цветком, где травой-муравой. «Апрель приходит с водою, а май — с травою», — примечают люди.

Вот что сказано об этом месяце.

Месяц май — «травник»,

Озорник, забавник.

Прогремит грозой,

Обольет росой.

Давайте поговорим о летних месяцах. Их тоже три.

♦ А как они называются, вы знаете?

Правильно! Это — июнь, июль и август.

Июнь — начало лета. «Солнце высоко, с утра до вечера далеко». «Июньские зори хлеба зорят, скорее дозревать им велят». Жить весело: «цветы цветут, соловьи поют» (М. Новицкая). Из-за обилия цветов июнь раньше называли «разноцветом».

Послушайте стихотворение «Июнь».

Июнь - «разноцвет»

Соберет цветы в букет —

Лютики, ромашку,

Розовую кашку.

Стебельком перевьет,

Нам с тобой преподнесет.

Июль — «макушка лета». В старину его звали «ли- пень» и «сеностав».

♦ Объясните, почему июль получил такие названия?

В этом месяце цветут липы, а на лугах косят сено и собирают его в копны и высокие стога.

Послушайте стихотворение «Июль».

Июль — «макушка лета» —

Жарким солнышком прогретый.

Липы в золоте стоят,

Льют медовый аромат.

За июлем следует август — последний летний месяц. В народе его величали «хлебосолом». Ведь это щедрый и богатый месяц — созревают хлеба и плоды: овощи, фрукты, ягоды, орехи.

Послушайте, что говорится в стихотворении об этом месяце.

Август, август - «хлебосол»

Приглашает всех за стол,

Угощает он плодами,

Земли-матушки дарами.

Кончается теплое лето и на смену ему приходит осень.

♦ Какие осенние месяцы вы знаете?

Сентябрь, октябрь и ноябрь — три осенних месяца. Сентябрь люди зовут «златоцветом», потому что на деревьях и кустах появляются золотисто-желтые листья.

Послушайте стихотворение «Сентябрь».

Сентябрь - «златоцвет»

В золотой кафтан одет.

Лес красуется листвой —

Пышной, яркой, золотой.

Второй месяц осени — октябрь. В старину его называли «листопадом» или «листопадником».

♦ Как вы думаете, почему так называли октябрь?

Об этом вам расскажет следующее стихотворение.

Октябрь - «листопад»,

Листья падают, кружат,

Укрывают лес ковром

Перед долгим зимним сном.

Последний осенний месяц — ноябрь. Его народное название — «грудень», потому что грязь на дорогах смерзлась со снегом и льдом и лежит грудами. В ноябре холодно, дуют порывистые ветры, часто идут дожди со снегом.

Вот как об этом сказано в стихотворении «Ноябрь».

Ноябрь - «грудень»

Для прохожих труден.

Смерзлись в груды снег и грязь,

Не проедет даже князь!

Есть у ноября еще и такие названия: «полузимник», поскольку уже наполовину зима, и «ледостав», потому что водоемы покрылись льдом.

Итак, в каждом времени года по три месяца, а всего в году двенадцать месяцев!

Повторим их названия: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

♦ Как вы думаете, почему отсчет месяцев начинают с января?

Правильно! В январе наступает Новый год. Это первый месяц года.

Послушайте стихотворение «Хоровод месяцев».

Возле ели новогодней

Яркий хоровод расцвел.

Новый год пришел сегодня —

С собой месяцы привел.

 

Месяцев-братцев

Ровно двенадцать.

 

Самый старший брат — январь.

Всей зимы он государь,

В белой шубе меховой,

В руках посох ледяной.

 

За ним февраль-вьюговей

Гонит быстрых снежных змей,

С ним его подруги —

Метелицы да вьюги.

Месяц март принес проталинки,

Рад ему большой и маленький.

Гонит март снега и стужу,

Засинели ярко лужи.

 

Вот идет апрель с цветочками,

С клейкими, тугими почками

Да с большою водой.

 

За ним май с густой травой,

С соловьиным пением

И садов цветением.

 

Вслед за ним июнь с цветами,

С кучевыми облаками,

С голосами птичьими,

С лесами земляничными.

 

Дальше следует июль,

В зной закутанный, как в тюль.

 

Рядом август-хлебосол,

Он друзей зовет за стол,

Ставит пышный каравай,

Славит щедрый урожай.

 

А за ним сентябрь летит,

Золотой листвой шуршит.

Октябрь — месяц-листопадник

Тоже к нам пришел на праздник.

 

Следом и ноябрь идет,

Грязь, распутицу ведет.

 

В декабре метелица

По дорогам стелется,

Замыкая хоровод,

Холода декабрь несет.

Итог занятия. Вопросы и задания для закрепления

1. Сколько месяцев в каждом времени года?

2. Назовите зимние месяцы. Расскажите о них.

3. Назовите весенние месяцы. Расскажите о них.

4. Назовите летние месяцы. Расскажите о них.

5. Назовите осенние месяцы. Расскажите о них.

6. Сколько всего месяцев в году? Назовите их по порядку.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля

Нет комментариев. Ваш будет первым!