Автор: Пращина Наталия Васильевна, педагог дополнительного образования МАДОУ ЦРР – детского сада «Сибирячок» г. Лянтор, Сургутский район, ХМАО – Югра
Описание материала: предлагаю вам конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Хантыйские орнаменты». Материал будет интересен воспитателям подготовительной группы, внедряющим в работу с детьми национально-региональный компонент ХМАО – Югры. В ходе занятия дети знакомятся с особенностями хантыйских орнаментов, с искусством украшения берестяных изделий, учатся украшать силуэты изделий по мотивам хантыйских орнаментов.
Задачи:
Образовательные: обогащать знания детей о декоративно-прикладном творчестве народа ханты (познакомить с берестяными изделиями, их назначением и способами украшения). Закреплять представления о том, что каждый элемент хантыйского орнамента имеет своё название и несёт определённый смысл. Познакомить с отдельными элементами орнамента «чумик», «медвежье ухо».
Развивающие: развивать умение детей рисовать в технике граттаж. Упражнять детей в украшении бумажных силуэтов в виде туеска, используя новые элементы орнамента. Воспитательные: способствовать воспитанию у детей интереса и уважительного отношения к культуре и творчеству хантыйских мастеров.
Материал:
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением зверей, которые обитают в лянторских лесах (лисы, зайца, волка, росомахи, оленя). Иллюстрации с изображением одежды народа ханты. Береста. Берестяные изделия, украшенные хантыйскими орнаментами. Элементы хантыйских орнаментов «чумик», «медвежье ухо».
Литературный ряд: стихотворение М.Шульгин «Хантыйские узоры»
Музыкальный ряд: этнические музыкальные композиции ансамбля «Тресколье»
Материалы для изобразительной деятельности: силуэтные заготовки в форме туесков, загрунтованные для рисования в технике «граттаж»; деревянные палочки для процарапывания.
Воспитатель. Ребята, а вы были когда-нибудь зимой в лесу? (Ответы детей) Видели ли вы следы животных на снегу? (Ответы детей) Следы, каких животных можно увидеть в нашей северной тайге? (Ответы детей педагог сопровождает показом иллюстраций с изображением зверей).
Воспитатель. А вот в лесах, где живут ханты следы животных совсем другие, волшебные. Они видны не только на снегу, но и на одежде людей: малицах, рукавицах, кисах. (Педагог показывает иллюстрации с изображением хантыйской одежды).
Увидеть эти удивительные следы можно даже на хантыйских корзинках, которые называются «туесками» (педагог демонстрирует хантыйские туески).
Воспитатель. Как вы думаете, из какого материала хантыйские мастера изготавливают такие туески? (Ответы детей)
Воспитатель. Верно, эти изделия изготавливают из коры берёзы – бересты (педагог показывает детям бересту). Береста - очень прочный материал, в лесу его очень много. А украшают туески узорами – национальными орнаментами. Посмотрите на эти орнаменты, на что они похожи? (Ответы детей)
Воспитатель. Все элементы очень разные, и каждый имеет своё название: «шея журавля», «гусь», «кедровая шишка», «двухголовая птица», «заячьи уши». Вот какие интересные названия у хантыйских орнаментов. (Называя элементы орнаментов, педагог показывает их на изделиях). Присмотришься внимательнее и правда – вот гусь вытянул шею, а вот заяц ушки свои навострил, и еще много – много других интересных орнаментов есть у хантыйских мастериц.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, каким способом украшают ханты берестяные туески? (Предположения детей).
Воспитатель. Хантыйские мастера процарапывают рисунок орнамента на берестяных предметах, так чтобы он сохранился надолго. И на этом туеске (педагог показывает туесок), орнамент процарапан, вот как ярко выделяется узор. Этот узор состоит из двух элементов:
- в верхней части туеска расположен элемент, который называется «чумик», он треугольной формы, как настоящий чум – жилище ханты;
- в середине туеска расположен элемент, который называется «медвежье ухо». Он похож на большую медвежью голову с маленькими ушками.
Вот как много интересного можно увидеть в хантыйских орнаментах.
Воспитатель. Сегодня мы с вами, можем научиться украшать хантыйскими орнаментами туески. Эти орнаменты мы будем процарапывать на заготовках. В центре туеска изобразим элемент «медвежье ухо», а вверху и внизу – «чумик».
Педагог напоминает способ работы в технике «граттаж», дети начинают работать самостоятельно.
Во время самостоятельной работы педагог оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости. Во время работы детей звучат музыкальные композиции ансамбля «Тресколье».
По окончании работы все полученные изделия выкладываются на стол, рассматриваются.
Дети вместе с педагогом еще раз вспоминают, как называется изделие, которое украшали (туесок), из каких элементов составляли узор («чумик», «медвежье ушко»).
Воспитатель.
«Хантыйские узоры
красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи, то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб»
Автор: Микуль Шульгин
Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»
Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля
Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование
Нет комментариев. Ваш будет первым!