Конспект занятия в подготовительной группе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»

Автор: Щукина Наталья Юрьевна, воспитатель ясли/сада №22 санаторного типа для тубинфицированных детей, г. Павлодар

Описание материала: Предлагаю вам конспект по художественной литературе в подготовительной группе по басне И.А.Крылова «Ворона и лисица». Данный материал будет полезен воспитателям предшкольных групп и учителям первых классов. Этот конспект занятия направлен на воспитание интереса к образному слову, развитие коммуникативной деятельности  детей.

Конспект занятия в подготовительной группе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»

Цель: Научить самостоятельно высказываться на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков.

Задачи: Учить детей задавать вопросы по басне; уметь передавать утверждение, рассуждение. Закреплять умение подбирать нужные слова (подбор прилагательных и существительных). Развивать эмоционально-выразительную речь (использовать логическое ударение, паузу), используя театральные методы выразительности (жестикуляцию, мимику). Создавать условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Развивать коммуникацию и личностное взаимодействие детей друг с другом. Воспитывать интерес к образному слову.

Предварительная работа: Знакомство с творчеством И.А.Крылова, рассматривание иллюстраций к его произведениям. Беседы по басням, драматизации отрывков из басен. Дидактическая игра «Объяснялки».

Материал к занятию: портреты А.С. Пушкина и И.А. Крылова; схемы героев басни, карточки-фишки (разрезные картинки); грамзапись басни «Ворона и лисица»; театр на фланелеграфе по басне, фланелеграф; микрофоны, козырьки (к игре «Журналисты); игровые словари по басням И.А.Крылова.

Ход занятия:

I часть: “Вход в тему». Воспитатель выставляет два портрета: портрет А.С.Пушкина и портрет И.А.Крылова. «Узнайте, про кого я сейчас расскажу и покажите этот портрет. Это поэт, баснописец… (И.А.Крылов)

II часть: Воспитатель показывает схему с изображением лисицы и вороны и загадывает про них загадки: «Это – животное с пушистым хвостом, острым носиком» (лиса). «Это – птица чёрная, зимующая, в сказках встречается умной, долго живёт» (ворона).

Педагог проводит игру «Назови слово». Дети делятся на две группы, называют слова по очереди. За правильный ответ воспитатель даёт карточку-фишку (разрезные картинки). В конце игры дети собирают картинку.

Воспитатель активизирует словарь детей: предлагает подобрать существительные и прилагательные к словам «лиса» и «ворона».

Воспитатель: «Как по-другому называют лису?» (лисица, лисонька, лисичка, Патрикеевна, кума, Лисавета).

«Лиса какая?» (хитрая, рыжая, пушистая, большая)

«Если она выступает в цирке?» (цирковая)

«Ворона какая?» (умная, глупая, чёрная, большая, старая, важная)

«Если она живёт дома, то она какая?» (домашняя)

«Если её встретили в лесу? (лесная)

«Ворона в сказке «Снежная королева», какая?» (королевская, умная, придворная)

(Дети собирают разрезные картинки, у них получились лиса и ворона).

Работа по басне

Воспитатель: «Сегодня мы с вами будем работать по басне И.А.Крылова «Ворона и лисица». Прослушайте запись басни на магнитофоне». (Дети слушают запись). Проводит физминутку «Ворона и лисица» (отрывок из басни).

Воспитатель: «А теперь предлагаю поработать вам журналистами. Сегодня журналистами будут Алина, Алишер, Никита и Камила»  (Дети надевают козырьки и берут в руки микрофоны. Затем они по очереди подходят к детям и задают им вопросы по басне.  Дошкольники отвечают, как они понимают те или иные выражения из басни).  Далее дети работают самостоятельно. При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: «Сейчас я покажу вам театр картинок и расскажу правильное значение выражений из басни, которые вы пытались объяснить нашим журналистам»

III часть: Театр пантомимики.

Воспитатель: «Каждый из вас по-своему объяснял, как вы понимаете то или иное выражение. Произведение тоже можно по-разному представить: прочитать, станцевать, показать. Я вам предлагаю посмотреть театр пантомимики. Сейчас дети покажут вам отрывок из басни «Ворона и лисица» (заранее подготовленные 2 ребёнка показывают театр пантомимики).

Презентация словарей по басням И.А.Крылова.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какие я оформила для вас словари. Как вы думаете, для чего такие словари необходимы?» (Чтобы мы поняли значение слов, которые раньше не знали; использовали бы разные слова в нашей речи; чтобы наша речь была красивой; чтобы мы могли объяснить значение непонятных выражений).

Рекомендуем посмотреть:

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля

Елена Эдуардовна Васильева # 15 ноября 2013 в 22:30 +1
Наталья Юрьевна! Мне понравился ваш подход к знакомству детей с творчеством Крылова и басни"Ворона и лисица" . материал насыщенный, используются различные методы для понимания выражений басни, игры, презентация. Молодец!
Ольга Михайловна Подгорных # 10 января 2014 в 12:00 0
очень необычный, но интересный и занимательный, способ знакомства с творчеством Крылова.
Галина Дмитриевна Эргеева # 18 февраля 2014 в 21:04 0
Я внимательно ознакомилась с предложенным конспектом. Отличный конспект. Такой стимул для работы!
Екатерина Борисовна Нагайко # 8 декабря 2016 в 04:01 0
В ногу со временем. Спасибо, занятие добавляю в свою педагогическую копилку.