Занятие «Пространственные представления» в подготовительной группе

Занятие - беседа для старших дошкольников на тему: «Сутки»

Дорогие ребята! Сегодня мы будем беседовать о сутках.

♦ Знаете ли вы, из чего складываются сутки?

Верно! Из ночи и дня. Недаром говорится: «День и ночь — сутки прочь». В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.

♦ Помните ли вы, что такое глобус и как он выглядит?

Это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг оси, проходящей через его центр, так же, как и Земля вращается вокруг своей невидимой оси.

На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.

Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни радио, ни телевидения. Из города в город люди добирались на лошадях несколько дней, недель или месяцев, в зависимости от расстояния.

Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно — утро, день, вечер, ночь.

Крестьяне узнавали время по звону церковных колоколов или по положению солнца.

Важные дела обычно начинали утром. Недаром в пословице говорится: «Утро вечера мудренее».

Послушайте стихотворение «Что такое сутки?».

Помни, сын, запомни, дочь,

Сутки — это день и ночь.

 

Днем светло и солнце светит,

Во дворе играют дети:

То взлетают на качелях,

То кружат на каруселях.

 

Небо стало розоватым —

Солнце клонится к закату,

Сумрак саду лег на плечи —

Значит, наступает вечер.

 

Вслед за первою звездой

Выйдет месяц молодой.

Солнце за рекою село,

Ночь пришла, вокруг стемнело.

 

И в кроватках до утра

Засыпает детвора.

 

Помни, сын, запомни, дочь,

Сутки — это день и ночь.

♦ Можно ли разделить сутки на четыре части?

Конечно, можно! Давайте поговорим о четырех частях суток: утре, дне, вечере и ночи.

Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов.

Чтобы образно представить эту картинку, послушайте стихотворение «Утренние лучи».

Первый луч упал на птичку,

На синичку-невеличку.

Та проснулась: «Тень-тень-тень,

Ах, какой чудесный день!»

 

Луч второй упал на зайку,

Встрепенулся вмиг косой,

Поскакал он на лужайку

За росистою травой.

 

Третий луч зари, играя,

Разбудил кур и гусей.

Он проник сквозь щель сарая —

Сразу стало в нем светлей!

 

На насесте, наверху

Пробудился петушок.

Он запел: «Ку-ка-ре-ку»,

Поднял алый гребешок.

 

Луч четвертый поднял пчел.

Им сказал: «Цветок расцвел!»

 

Пятый луч проник ко мне,

Осветил мою кровать,

Пробежался по стене

И шепнул: «Пора вставать».

♦ Давайте вспомним, что мы делаем утром?

Просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем.

После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше — в школу, а малыши отправляются в детский сад или играют дома, а потом идут на прогулку.

Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день.

День наполнен учебой, работой. В середине дня все садятся обедать. После обеда малыши отдыхают, а потом снова гуляют, играют или занимаются.

Постепенно солнце опускается ниже и ниже, и все кругом мягко обволакивают серебристо-серые сумерки. Наступает вечер. В небе появляется луна и зажигаются звездочки.

♦ Что мы делаем по вечерам?

Собираемся всей семьей за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днем. Кто-то читает книгу или смотрит телевизор. Словом, вечером все отдыхают после трудового дня, а потом ложатся спать.

На смену вечеру приходит ночь — время суток, предназначенное для сна.

Послушайте колыбельную песню.

Стали звездочки ясней,

Засыпай, сынок, скорей.

 

Может быть, тебе приснится

Яркое перо жар-птицы

Или аленький цветок.

Засыпай скорей, сынок!

 

В темном небе месяц светит,

Словно цветик-семицветик.

 

Звездный хор поет: «Бай-бай!»

Спи, сыночек, засыпай!

Зимой ночи длинные, а дни короткие. Летом, наоборот, темных ночных часов меньше, чем светлых дневных. И только в дни равноденствия — 23 сентября и 21 марта — дни и ночи равны.

Послушайте стихотворение «Столько ж света, сколько тьмы!».

Идет красная девица,

Несет в ведрах не водицу.

 

Улыбается сама:

В ее ведрах свет и тьма.

 

Заглянули в ведра мы:

Столько ж света, сколько тьмы!

Итог беседы. Вопросы и задания для закрепления

1. Сколько часов в сутках?

2. На какие две части можно разделить сутки?

3. На какие четыре части можно разделить сутки?

4. Какое время суток самое светлое?

5. Какое время суток самое темное?

6. Расскажите об утре, дне, вечере, ночи.

7. Что такое равноденствие?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

Нет комментариев. Ваш будет первым!