Занятие «Времена года». Подготовительная группа

Конспект занятия - беседы для старших дошкольников на тему «Год. Времена года»

Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о времени. Начнем с такого понятия, как год.

♦ Что такое год?

Год — это промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца — двенадцати месяцам, т.е. время, за которое планета Земля делает один полный оборот вокруг Солнца и возвращается в первоначальную точку.

♦ Знаете ли вы, какую форму имеет планета Земля?

Земля по форме напоминает шар. Она быстро мчится в космическом пространстве, участвуя сразу в нескольких движениях: во-первых, она вращается вокруг своей собственной оси, во-вторых — вокруг Солнца.

За год Земля обернется вокруг своей оси 365 и 1/4 раза! Время полного оборота нашей планеты вокруг ее оси называется сутками. В сутках 24 часа.

В обычном году — 365 суток, а в високосном, наступающем раз в четыре года, — 366 суток.

♦ Откуда же берутся дополнительные сутки?

А вот откуда. Одна четвертая часть суток — это шесть часов. За четыре года набегает 24 часа, т.е. целые сутки. Их добавляют к самому короткому месяцу года — февралю. Поэтому в високосном году в феврале не 28, а 29 суток.

Послушайте стихотворение «Межпланетный корабль».

Летит Земля, в пути пересекая

12 месяцев, 12 разных стран.

Вот сентября корона золотая,

Вот мая изумрудный океан.

 

Летит Земля, летит в волнах эфира,

Круг совершая в звездной полумгле.

А мы с тобою только пассажиры

На этом межпланетном корабле!

♦ Как же определить, когда начинается год?

Разные народы определяли начало года по-разному.

В Древней Руси наступление Нового года было связано с пробуждением природы от зимнего сна. Поэтому начало года отмечалось 21 марта — в день весеннего равноденствия.

♦ Как вы думаете, что такое равноденствие?

Это такие сутки в году, когда день и ночь равны.

Традиция встречать Новый год в марте продолжалась на Руси вплоть до 1342 г. А с 1343 г. Новый год стали праздновать 1 сентября. В этом также заложен глубокий смысл, ведь к началу осени закончены многие полевые работы, собран богатый урожай зерна, овощей и фруктов, и в жизни крестьян начинается новый период.

♦ А когда мы отмечаем приход Нового года?

Мы отмечаем приход Нового года с 31 декабря на 1 января. Такой обычай ввел в России царь Петр I в 1700 г. Он повелел всем жителям встречать Новый год торжественно, украшать дома и площади зелеными красавицами-елками, наряжать их, жечь на улицах костры, водить хороводы, устраивать фейерверки, дарить друг другу подарки.

Послушайте стихотворение об этом празднике.

За что мы любим Новый год?

За то, что он с собой несет

Подарки, поздравления,

Концерты, представления,

Хороводы и веселье

Под густой смолистой елью.

 

Мы в морозный звездный вечер

Провожаем старый год.

Знаем, что ему навстречу

Новый, молодой идет!

Новый год — день рождения года, «как его встретишь, так весь год и проведешь», — давно заметили люди.

Давайте поговорим о том, когда и как отмечали, да и сейчас отмечают Новый год в других странах.

В еврейском календаре Новый год начинается осенью — 4 или 5 сентября. Это связано с появлением на небе молодого месяца.

Новый год по восточному календарю наступает после новолуния, между 20-ми числами января и февраля, и посвящается какому-либо животному: лошади, овце, обезьяне, петуху, собаке, кабану, крысе, волу, тигру, кролику, дракону, змее.

У древних греков начало года совпадало с серединой зимы, с самыми короткими зимними днями, когда «солнце на лето поворачивает». Позже в Греции стали встречать Новый год в самые длинные, летние дни. Тогда солнце поворачивает на зиму.

♦ Какие времена года вы знаете?

Правильно! Зима, весна, лето и осень. Рождение Нового года мы отмечаем зимой, поэтому давайте вначале побеседуем об этом времени года.

♦ Какой вы представляете зиму?

Снежной, морозной, со льдами и сугробами. Зимой солнышко высоко не поднимается, греет слабо. Небо затянуто тучами, из которых сыпятся снежинки, укрывающие землю-матушку теплым одеялом.

♦ А что случается зимой с водой в реках, озерах, прудах?

Вода в водоемах замерзает. Недаром говорится: «Ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь — с мосточками» .

Играют вьюги белыми снежными лентами, то завивают, то развивают их, а метели заметают дороги и тропинки.

Медведь сладко спит в берлоге, ежик — в норке, белка прячется в дупле, а зайка — в сугробе под кустами.

Послушайте стихотворение «Зимушка-зима».

Приехала на тройке

Коней быстрых, бойких

Зимушка-краса,

Ледяная коса.

В белой шубке до пят,

Стала тешить ребят.

 

Махнула рукавом правым —

Инеем покрылись травы,

Махнула рукавом левым —

Земля заледенела.

 

Ударила молоточком —

Сковала реку мосточком.

 

Взяла лыжи, сани,

Ребятишек манит:

«Выходите на простор,

Да с крутых катайтесь гор».

Следом за Зимушкой-зимой приходит Весна-крас- на! Солнце поднимается выше, греет сильнее. Тают снега и льды, звенит капель, шумят весенние воды, плывут по рекам льдины. Прилетают из теплых стран и вьют гнезда перелетные птицы. Деревья одеваются листвой, а земля — травой и цветами. Все оживает и обновляется.

Послушайте стихотворение «Вешние воды».

Пахнет вешней влагой

Ветерок сырой.

В ямах и оврагах

Снег лежит горой.

 

Щука разбивает

Лед в реке хвостом,

А весна ломает

Золотым шестом.

 

Зашумели воды,

Льдины понеслись

Дружным хороводом

По теченью вниз.

 

Так сильна водица,

Что сказали б встарь:

«Ей остановиться

Не прикажет царь!»

 

Даст земле напиться

Щедрая река,

Зеленью гордиться

Станут берега.

 

Вырастет густая

На лугах трава,

В речке заиграют

Окунь и плотва.

 

Раз вода большая —

Значит хороши

Будут урожаи

Ячменя и ржи!

На смену весне приходит долгожданное жаркое лето. Летом все буйно растет, цветет, созревает.

Послушайте стихотворение об этом времени года.

Лето, лето — птица залетная!

Залетела ты в наши края.

Медом пахнут травы болотные,

Крылья бабочек — как кисея.

 

Погости у нас, лето красное,

Побалуй нас теплым деньком,

Да порадуй зорьками ясными,

Одари золотым медком!

♦ Какое время года наступит вслед за летом?

Ну, конечно, осень. Давайте вспомним ее приметы. Дни становятся короче, пасмурнее. Часто идут дожди. Листья на деревьях делаются пестрыми: ярко-желтыми, красными, золотисто-оранжевыми, а то и лиловыми. Постепенно они высыхают и падают на землю, устилая ее пышным нарядным покрывалом.

Осенью растения и животные готовятся к долгой холодной зиме. А люди благодарят осень за щедрый урожай, снятый с полей и огородов, за лесные подарки — орехи, поздние грибы и ягоды.

Послушайте стихотворение «Осень-златовласка».

Осень, осень-златовласка,

Ты приходишь к нам из сказки.

Как прекрасен твой убор,

Янтарем горит узор!

 

Тихо бродишь на приволье

По лесам и по долинам.

Тебя встретим хлебом-солью,

Гроздью алою рябины.

В народе времена года сравнивают с людьми разного возраста: весна — это детство и юность человека; лето — расцвет жизни; осень — зрелые годы; зима — старость.

«Молодой — зелен, старый — сед» — так говорится в русской поговорке.

♦ Почему же одно время года сменяется другим?

Это объясняется тем, что Земля во время вращения по-разному поворачивается к Солнцу, которое дарит ей свет и тепло.

Быстро проходят годы. Они складываются в десятилетия, а десять десятилетий составляют век. Значит век содержит ровно 100 лет!

Послушайте сказку.

Год

Жили-были в глухой лесной чащобе муж с женой — Годовик с Годовихой. Так их звали-величали. Изба у них большая, деревянная, снаружи украшенная резьбой, а внутри вышитыми занавесками, резинками, да цветными половинками.

Были в той избе и русская печка-кормилица, и стол, и лавка, и детская люлька.

Каждый год Годовиха рожала по сыну. Сыновей было так много, что называли каждого их родители, чтобы не запутаться, именем Год и прибавляли цифры.

Так появились на свет детишки с чудесными именами Год 2005, Год 2006... Сыновья росли быстро, не по дням, а по часам!

Вот родила как-то раз Годовиха сына, спеленала его, в люльку положила, стала люльку качать да колыбельную песню напевать.

А сынок вдруг распеленался и на ножки встал, белые зубки показал и весело засмеялся. На другой день по избе бегал, на лавку сам залезал, в оконце посматривал. На третий день совсем подрос. Надела Годовиха ему пальтишко, валенки, полушубок, шапку, дала в руки волшебный жезл ледяной и отпустила погулять по лесам и полям.

Вот Год все тропинки обегал, по березкам да осинкам жезлом постукивал, а когда к реке прибежал и коснулся призрачным жезлом воды — река тонким льдом покрылась. Рыбки да раки под ледяной крышей зимовать остались. Махнул Год волшебным жезлом на небо с облаками, полных снежинок — повалил с небес густой снегопад.

Ребятишки обрадовались! Новый Год настоящую зиму зимушку привел!

Стали она на коньках, на лыжах да на санках кататься. Год веселится вместе со всеми. То игру в снежки затеет, то горку ледяную построит.

Так один месяц пролетел. Догадайтесь, как его звали? Верно! Январь!

На смену ему Февраль пришел. Год тем временем еще подрос, окреп. Стал с вьюгами да метелями забавляться.

Годовик-отец смастерил сынишке саночки, легкие, быстрые. Год их за хвост к метели прицепит и давай по полям и лугам кататься. А рядом вьюга да поземка в догонялки с ним играют.

Ну вот поутихли вьюги да метели, небо голубее стало, а снег мягким, липким.

Год снова с ребятишками игры затевает: снеговика вылепит, а на голову вместо шляпы — дырявую корзину, сделает глаза — угольки, нос — морковка. А в руки метлу дадут: пусть дорожки разметает, весне пути расчищает.

Так незаметно месяц февраль и прошел. Март настал. Год еще подрос. Домой к матушке с батюшкой забегает: оладышек схватит, молока кружку выпьет и опять на улицу.

Уж больно воздух свежий, бодрый. Талым снегом пахнет, всюду ручейки бегут, сугробы темнеют, оседают. У Года дел много! Надо сосульки с крыш сшибать, ручейками дорогу расчищать, песенки капели слушать. За мартом и апрель настал — месяц большой воды.

Год только успевает реки ото льда очищать. Льдины ломаются, трескаются, плывут вниз по течению. «Ледоход пошел!» — люди говорят. Им и невдомек, что это Год своим волшебным жезлом лед ломает.

Совсем он в подростка превратился. Высокий, быстрый. Где ступит, там первые весенние цветочки появляются — первоцветы. Там подснежники зацветают, здесь хохлатки лиловые распушились, тут мать-и-мачеха свои золотые монетки рассыпала. Скоро и пригорки и лужайки зеленой травой принакрылись, цветами приукрасились. Не успел Год оглянуться, а уже месяц май тут как тут. С белой черемухой, ландышами, с соловьиным пением, сиренью. Изменился и Год, совсем взрослым парнем стал. Сильный, статный, глаза голубые, как незабудки, белая рубаха крестиком алым вышита. Но и о делах Год не забывает. Крестьянам пахать и сеять помогает рожь, пшеницу да гречиху. В огородах трудится, дождиком теплым поливает овощи, о будущем урожае заботится.

Пчелок и шмелей посылает сады плодовые опылять, чтобы созревали золотые яблочки, румяные груши, спелые сливы, да вишня спелая наливалась соком, смородина да малина с калиной.

В июне Год тоже весь в хлопотах: помогал косарям траву косить. Теперь вы бы его не узнали. Усы золотые, волосы густые.

В августе дел у Года прибавилось. Надо помочь крестьянам урожай собрать и о хлебушке позаботиться. Хлеб ведь всему голова! Так незаметно лето и пролетело, осень пришла. Сентябрь наступил. Голова у Года золотая, как листья на деревьях, а сам он как постарел. Ходит-бродит по лесам с корзиною, грибы собирает и ягоды да матушке относит. А в октябре, когда затянуло небо туманами, посыпались мелкие холодные дожди, Год совсем загрустил. Раз сел на пенек и заплакал.

— О чем плачешь? — спрашивает его медведь, который берлогу себе подыскивал на зиму.

— Как мне не плакать! Постарел я, поседел, косточки от старости ломят. Да и в лесу грустно стало. Ни цветов, ни листьев зеленых.

— Не грусти! На все свое время, — мудрый мишка Год утешает. — Иди-ка ты лучше домой, отец с матерью по тебе соскучились.

— Пойду домой, — сказал Год и побрел к своей избушке.

Годовик и Годовиха встретили сына с ласкою!

— Соскучились мы по тебе. Поживи с нами. Угощайся медом, орехами, ягодами, солеными грибами. Мы все для тебя заготовили, с запасами.

Пожил Год с родителями, а потом и говорит:

— Хорошо у вас, тепло, светло, но пора природу к зиме готовить. Ноябрь месяц уже пришел.

Сказал так и опять в леса да на озера ушел. Годовик ему палочку деревянную дал.

— Постарел ты сынок, ссутулился весь. Вот тебе палка, ты на нее опирайся, а то тропинки стали мокрые, скользкие.

Поблагодарил отца Год, взял волшебный жезл в одну руку, а в другую деревянную палочку. Снова стал реки лбом насыпать, с небес снегопады крошить. Так весь декабрь в лесах и пропадал. К концу декабря совсем поседел, ослаб. Сел на пенек и задремал.

Приснилось ему, как он малышом по избе бегал, как в мае красавцем-парнем стал, на свирели играл, соловьиное пение слушал. Как в августе веселился на праздниках яблочного, орехового да медового спасов. Так незаметно, во сне и оказался он навсегда в стране прошедших лет. Страна это большая и множество прошедших лет живет в ней, предаваясь воспоминаниям прекрасного о земной жизни. А у годовиков в это время новый сыночек родился. Назвали его родители именем Год, только цифры добавили другие — Год 2010.

И вся наша история снова повторилась: были и весна, и лето, и осень, и зима. Был Год малышом, а потом стал стариком и уступил место новому Году.

— Что в этом такого особенного? — удивитесь вы. За старым годом всегда новый приходит.

И будете правы. На смену старому Году всегда приходит Новый год! С подарками, поздравлениями, нарядными елками, огоньками цветными, с новыми надеждами и мечтами.

Вопросы и задания

1. Что такое год?

2. Сколько вы знаете времен года? Назовите их.

3. Расскажите о зиме, весне, лете и осени.

4. Как вы думаете, почему возраст человека сравнивают с определенным временем года?

5. Каким словом можно заменить слова «сто лет»?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы

Нет комментариев. Ваш будет первым!