Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Загадки»

Занятие по развитию речи на тему «Любимая загадка». Старшая группа

Цель: показать умение отражать в самостоятельно составленном повествовании характерные особенности жанра загадки.

Задачи:

• Учить в составленном повествовании отражать не только характерные особенности жанра загадки, но и неожиданность сопоставления, образность, нестандартность мышления.

• Продолжать учить пользоваться средствами выразительности через загадку.

• Закреплять умение различать литературный жанр загадку.

• Развивать умение пользоваться схематическими моделями.

• Воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству.

Оборудование и материалы: аудиозапись песни, игрушка Винни-Пух, схемы загадок.

Ход занятия

Дети заходят в группу и рассаживаются вокруг педагога (полукругом).

Педагог. Ребята, вот и закончились ваши замечательные новогодние каникулы. Вы хорошо провели время? Хочется повторить? Скажите, ребята, а могут быть в этом году еще одни новогодние каникулы?

Дети. Нет.

Педагог. Почему?

Дети. Потому что новый год уже наступил, а новогодние праздники бывают только зимой.

Педагог. А что еще бывает зимой, мы с вами можем вспомнить, поиграв в игру «Когда это бывает?» Хотите пожрать? Вы любите загадки? Тогда играем.

Педагог загадывает загадки на зимнюю тематику, дети отгадывают.

Педагог. Может, кто-то из вас хочет сам загадать загадку про зиму?

Дети по очереди загадывают 2—3 загадки, остальные отгадывают.

Слышится песня Винни-Пуха.

Педагог. Ребята, слышите, к нам кто-то идет в гости.

Педагог вносит игрушку.

Винни-Пух. Здравствуйте, ребята. А чем это вы тут занимаетесь?

Дети. Играем, отгадываем загадки.

Винни-Пух. Вот здорово! Вы-то как раз мне и нужны. У моего друга Кролика скоро день рождения. А он больше всего на свете любит загадывать загадки. Я хочу сделать ему подарок: научиться отгадывать загадки и сочинять их. Я все умею сочинять: и дразнилки, и сопелки, и пыхтелки, и вопилки, а загадки не получаются. Вот послушайте:

Мишка очень любит мед.

Отчего же — кто поймет?

В самом деле, почему

Мед так нравится ему?

Хорошая загадка?

Дети. Это не загадка.

Винни-Пух. Почему? Я ведь задаю вопрос.

Дети. Потому что в ней нечего отгадывать. Это просто стишок.

Винни-Пух. А что такое загадка? Какие они, загадки?

Дети рассказывают Винни-Пуху все, что знают о загадке, педагог лишь активизирует речь детей наводящими вопросами.

Дети. Загадка — это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу в виде вопроса. Загадка бывает как стишок или маленький рассказ. Загадки бывают разными:

• по тематике (быт, животные, транспорт и т. д.);

• по содержанию: несколько загадок об одном предмете, каждая из которых характеризует его со своей стороны;

• по написанию:

— народная загадка — краткая, требует емких, выразительных, порой грубоватых средств;

— литературная загадка может иметь развернутое описание с указанием многочисленных признаков, использовать при этом разные художественные средства книжного стиля речи. Однако ей не чужды краткость, емкость образа, лексика, ритм народной загадки.

Винни-Пух. Ух ты! Я столько не запомню. У меня же опилки в голове.

Педагог. Ребята, как можно помочь Винни-Пуху разобраться в загадках?

Дети. Можно разделить загадки по схемам.

Педагог. Правильно. Посмотри, Винни-Пух, на доску.

Винни-Пух. Ух ты! Какие-то кружочки, цветочки... Что это?

Дети. Это схемы.

Педагог. С помощью схем можно не только научиться отгадывать загадки, но и придумывать их.

Винни-Пух. Здорово! А какие загадки спрятались в этой схеме?

Дети. Загадки в поэтической форме, где последнее слово — отгадка.

Винни-Пух. А эта?

Дети. Описательные загадки. Здесь каждый лепесток — какой-либо настоящий признак.

Винни-Пух. А здесь?

Дети. Загадки на смекалку утверждающие. Каждый кружок — зашифрованный признак, все пересекаются, значит, говорится об одном предмете, а в середине вопрос, он же отгадка.

Винни-Пух. Ну а последняя схема?

Дети. Загадки на смекалку отрицающие.

Винни-Пух. А что обозначают эти перечеркнутые круги?

Дети. Зашифрованные признаки, которых на самом деле нет, а действие происходит.

Педагог загадывает детям различные виды загадок, дети отгадывают и объясняют Винни-Пуху, почему отнесли загадку к тому или другому виду на основании схем.

Проводится физкультминутка.

Подвижная игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем».

Педагог. Ребята, вы не только замечательно объяснили Винни-Пуху схемы загадок, но и привели примеры, доказали свои отгадки. А теперь вспомните, пожалуйста, с какой просьбой пришел к нам Винни-Пух?

Дети. Помочь научиться отгадывать и придумывать загадки.

Педагог. Как мы ему помогали?

Дети. Объяснили, что такое загадка, какие бывают загадки, привели примеры с доказательствами.

Педагог. Значит, мы выполнили просьбу Винни-Пуха?

Дети. Нет, надо научить его придумывать загадки.

Педагог. Как это сделать?

Дети. Нужно показать Винни-Пуху, как придумывать загадки.

Педагог. Хорошо, давайте покажем. Винни, выбери любую схему, и ребята покажут, как нужно придумывать загадки.

Винни-Пух. Хорошо, я выбираю эту схему (описательные загадки). Только вы, наверно, все загадки уже выучили.

Педагог. Нет, выучить все загадки невозможно. Но чтобы ты нам поверил, усложним задачу. Здесь у меня 4 картинки. Сейчас ребята разделятся на 4 команды. Каждая из команд возьмет 1 картинку и придумает загадку, не говоря никому, что или кто изображен на картинке. Мы должны будем отгадать загадку.

Самостоятельная деятельность детей. Каждая группа загадывает Винни-Пуху загадку. Он отгадывает с помощью детей.

Винни-Пух. Ребята, я понял. Загадка — это такая хитрая задачка, которая похожа на сопелку или пыхтелку, только нужно угадать, про что она. Я, кажется, придумал такую:

Есть у меня дружок,

Нос у него — кружок,

Розовые ушки

На розовой макушке.

Любим с ним мы шум и гам

И ходим в гости по утрам.

Дети. Пятачок.

Винни-Пух. Ура! У меня получилось. Вы отгадали загадку, значит, я ее сочинил. Сейчас побегу в наш сказочный лес прямиком к Кролику. Вот он обрадуется! Только знаете, ребята, у меня ведь в голове опилки, как бы я по дороге не растерял все, чему научился. Не одолжите ли вы мне свои чудесные схемы? С ними я точно ничего не забуду. (Дети дарят схемы.) Спасибо! Теперь вы ко мне приходите в гости. Посидим посочиняем. (Уходит.)

Педагог. Я, ребята, хочу поблагодарить вас за то, что вы показали себя трудолюбивыми, доброжелательными, дружными. Вы отлично справились с очень нелегкой задачей: научили Винни-Пуха придумывать загадки.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия на тему «Плоды растений» в старшей группе

Конспект занятия «Растем и взрослеем» в старшей группе

Конспект занятия «Экзотические животные». Старшая группа

Конспект занятия в старшей группе «Имя человека»

Конспект НОД для старших дошкольников на тему «У кошки новоселье»

Нет комментариев. Ваш будет первым!