Конкурсы для педагогов и детей

Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня

В настоящее время получили широкое использование контрольно-измерительные средства (КОС) в тестовой форме. У такой формы контроля знаний есть несколько существенных преимуществ по сравнению с традиционными методами. Традиционные формы контроля знаний – опрос, контрольная работа и т. д. – являются в той или иной мере субъективными, при этом критерии оценивания часто адаптируется к представлениям конкретного преподавателя. В тестовых же заданиях обязателен эталон ответа, который позволяет в процентном отношении судить о количестве информации, усвоенной учащимся, при этом устраняется субъективность оценки работы.

Естественно, что подобные методы контроля наиболее широко применимы к так называемым «точным» наукам, материал которых удобнее всего подлежит проверке в тестовой форме.

Прежде чем создавать КОС, необходимо провести анализ содержания учебного материала, выделить учебные элементы (УЭ), подлежащие усвоению (освоению), и, конечно, определить уровень усвоения учебного материала. Количество заданий должно быть таким, чтобы проверить все УЭ, которые были выделены.

При создании эталона ответа необходимо указывать, как каждое конкретное задание оценивается в баллах.

Тестовые задания – это далеко не только традиционная «угадайка» с предлагаемым выбором одного правильного ответа из нескольких предлагаемых. На самом деле существует достаточно много разновидностей тестовых заданий первого уровня. Так как я являюсь преподавателем информатики и ИКТ, то предлагаю рассмотреть эти виды тестов на конкретных примерах по данному предмету.

Итак, тесты первого уровня могут быть следующих видов:

I. Тесты открытого типа:

1) На опознание (предполагающие только ответы «да» или «нет»). Подобные тестовые задания я использую крайне редко и только для текущего контроля знаний.

Пример:
Должно ли устанавливаемое на компьютер программное обеспечение соответствовать его аппаратным характеристикам?
Ответ: да.

2) На выбор правильного ответа (ответов) из набора предлагаемых вариантов.

Пример:
Информационными процессами называются действия, связанные:
а) с работой во всевозможных информационных системах;
б) с работой средств массовой информации;
в) с поиском, хранением, обработкой и обменом информации;
г) с поиском информации в информационных системах;
д) с разработкой программного обеспечения.
Ответ: вариант «в».

3) На классификацию и группировку (при этом объекты объединяются в группы по некоторому признаку, операции или назначению).

Пример:
Заполните таблицу, правильно распределив следующие устройства ввода/вывода информации: монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, цифровые колонки, наушники, микрофон.

Эталон ответа:


II. Тесты открытого типа:

4) На определение соответствия.

Пример:
Установите соответствие:

1 _____ 2_____ 3 _____ 4_____.

Ответ: 1-В, 2-Г, 3-Б, 4-А.

5) На определение правильного алгоритма (порядка) действий.

Пример:
Расставьте в правильном порядке части определения:
а) взаимодействие которых приводит
б) совокупность объекта управления и устройства управления
в) системой управления называется
г) к выполнению поставленной цели управления.
1 _____ 2_____ 3 _____ 4_____.
Ответ:
Системой управления называется совокупность объекта управления и устройства управления, взаимодействие которых приводит к выполнению поставленной цели управления.
Порядок расстановки: ВБАГ

7) На выделение сходства и различия.

Пример:
В чём сходство и различие CD и DVD дисков?
а) внешний вид;
б) объем хранимой информации;
в) скорость записи;
г) способ записи.
сходство: _____, ______; различие: _____, ______.
Ответ: сходство: «а», «г»; различие: «б», «в».

6) На нахождение существенных признаков в группе.

Учащимся предлагается ряд слов, в котором пять слов даются в скобках, а одно перед ними. Следует исключить из скобок, т. е. выделить, 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

Пример:
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания)
Ответ: Игроки, правила.

8) На исключение лишнего.

Пример:
Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью. К такой деятельности НЕ относится:
а) управление;
б) обучение;
в) ремонт;
г) создание новых изделий.
Ответ: вариант «в».

Эффективность теста во многом зависит от принципа подбора заданий. Надеюсь что эта классификация и примеры помогут Вам в работе!

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения Что такое ИКТ Цели применения ИКТ на уроках истории Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий

Похожие статьи:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Фиалки - и этим все сказано! | Кливия – мое оранжевое чудо
Опубликовано: 1114 дня назад (18 ноября 2013)
Просмотров: 1618
+14
Голосов: 14
Ирина Петровичева # 19 ноября 2013 в 07:45 +2
Спасибо Вам Татьяна Дмитриевна, за такой подробный и интересный материал. Мы тоже проводим тестовый контроль и готовим тесты сами. А особенно спасибо за примеры, по ним очень легко составить и свои задания!!!
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 19 ноября 2013 в 08:14 +3
Спасибо и Вам, Ирина, за добрый отзыв. Мы также составляем контрольно-оценочные средства самостоятельно, и мне хотелось свести в систему часть материалов, которые наработаны в процессе создания КОС. Я надеялась, что это еще кому-то пригодится, поэтому очень рада, что представленный материал оказался Вам полезен.
Надежда Селукова # 19 ноября 2013 в 11:08 +3
Материал изложен настолько подробно, что по нему составлние тестов не прдполагает никакого труда, на этом примере можно не только составить тест учителю, но и возможно приобщить к данной работе учеников
  Работа очнь актуально, особенно сейчас в эпогу ГИА и ЕГЭ. Развитие умения выполнять тесты нужно прививать уже в начальной школе, а в дальнйшм углублять это умение. Материал полезен ще и в том плане, что здесь даны разноуровневые задания.
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 19 ноября 2013 в 13:47 +2
Вы абсолютно правы, Надежда, к процессу создания тестовых заданий можно, и, я думаю, даже полезно привлекать учащихся. Ведь даже составляя простейшее из этих заданий, надо достаточно хорошо ориентироваться в учебном материале, чего мы собственно и добиваемся от учеников. Кстати я часто практикую подобные задания в качестве проектных, и таким образом работают многие преподаватели нашего профлицея.
Галина Светлова # 19 ноября 2013 в 13:38 +1
Согласна с Надеждой, спасибо Вам за статью  и особенно за примеры - Вы все отлично объяснили - хоть сейчас можно готовить задания.
Анна Ильина # 19 ноября 2013 в 14:48 +3
Очень интересная статья, я согласна с Вами  - контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. И спасибо за подробное описание тестов 1 уровня это хорошее подспорье нам при составлении заданий. Если можно, хотелось еще бы посмотреть и на примеры тестов 2 уровня. Заранее спасибо!
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 19 ноября 2013 в 15:01 +4
Да, процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, а с другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения учащихся. Вот поэтому я и постаралась рассмотреть материал наиболее подробно и наглядно.
А по поводу тестов второго уровня  - я в скором времени подготовлю новую запись в блоге на эту тему, и также обязательно с примерами. Так что продолжение следует…
Ирина Рудакова # 19 ноября 2013 в 20:30 +4
Татьяна Дмитриевна, спасибо за полезную информацию, очень нужную и важную для современного учителя. В начальной школе сегодня чаще всего используется именно тестовая форма контроля, как знаний, умений и навыков, так и сформированности у детей универсальных учебных действий. С большим интересом узнала о всех видах тестов 1 уровня. Ваш материал поможет более грамотно подойти к составлению собственных тестов или к выбору имеющихся.
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 19 ноября 2013 в 20:50 +4
Большое спасибо Вам, Ирина, за положительный комментарий. Да, как бы мы изначально не относились к тестовым заданиям, в настоящее время это та объективная реальность, которая прочно вошла в систему современного образования. Насчет классификации тестовых заданий в данной записи блога – это все виды тестов первого уровня, которые мне известны, и которые я применяю в своей работе. Однако так же часто я использую и тестовые задания второго уровня, и, как я уже писала, скоро обязательно подготовлю и представлю Вашему вниманию материал и о них.
Мила Кузьмина # 21 ноября 2013 в 20:03 +6
Татьяна Дмитриевна, примите мой голос! Вы - умница,поддерживаете современные подходы и идете "в ногу со  временем". Спасибо за заметку, своим коллегам покажу. Порассуждаю о тестировании... Вспоминаю, сколько было разногласий  с  появлением тестов в школе. Время диктует свои условия и требования. Сегодня, любой учитель согласится с тем, что тесты – широкий  и объемный инструмент, который дает возможность  школьникам или студентам показать свои достижения на широком поле материала. Здорово, что при тестировании всем предоставляются равные возможности (единая процедура проведения, единые критерии оценки). Но, при тестировании мы лишены услышать рассуждение и логику выбора ответа.
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 22 ноября 2013 в 15:05 +5
Абсолютно с Вами согласна, Мила Владимировна! Как бы ни были разнообразны тестовые задания, и как бы объективны они ни были, невозможно использовать для проведения контроля знаний только тесты. Умение рассуждать, четко формулировать свои мысли, доказывать собственное мнение - мне кажется, что эти важнейшие умения и навыки невозможно "измерить тестом". Поэтому я думаю, что применять тестовые задания надо, да и ФГОСы нового поколения дают нам эту установку, но ни в коем случае нельзя ограничиваться только ими.