Конкурсы для педагогов и детей

Усвоение понятия рифмы дошкольниками 5-7 лет с ОНР на логопедических занятиях. Методические рекомендации

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР
Автор: Пышнограева Елена Николаевна, учитель-логопед
Место работы: МКДОУ "Детский сад № 4"

Цель: формирование представлений детей о рифме, развитие речи детей посредством применения художественного слова, путём использования стихотворной рифмы.
Задачи: развивать умения подбирать к заготовленному четверостишию походящую по смыслу рифму, способность детей придумывать короткие четверостишия, создавать радостное настроение, положительные эмоции, воспитывать интерес к стихам, поэтическому творчеству.
Краткое описание: данный материал предназначен для проведения НОД со старшими дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.
Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР. Методические рекомендации
При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи, сравнивая слова по звуковым моделям и находя в них сходство и различие, учатся чувствовать ритм, рифму, участвуют в формировании языкового чутья. Их любимые упражнения – игровые рифмовки.
Предлагаю вашему вниманию материал, который я использую в своей работе.
Темы: «Звук [р]»; «Родственные слова».
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как … (рыбы).
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … (рыбка).
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … (рыбешка).
Выплывает, корм ища,
Пребольшая … (рыбища).
«Эх. Сорвался мой улов! –
Рассердился … (рыболов), -
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой … (рыбак).
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день … (рыбачит).
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка).

Логопед читает стихотворение, дети добавляют звукосочетание ТРЫ:

У нашей сес…тры котята шус…тры, их лапки быс…тры,
Их когти ос…тры, их шубки пес…тры, а глазки хи…тры!

«Горшок каши» (автоматизация звука [л] )

Дети произносят слог ЛА в незаконченных словах.

В горшке каша закипе ..,
Зашипе..,запыхте..,
Крышечку приподня..,
И наружу пополз…
Со сто.., потом со сту..,
Потихоньку соскользну..,
Дотянулась до уг..,
Всю квартиру заня..,
Осторожно дверь откры..,
По ступенькам покати..,
По дороге поплы..,
Машу каша обожг..,
Даше каша в рот вполз…
И в карманы затек..,
В рукава к нам забежа…
И стекать по пальцам ста…
Весь наш город зали…
Чудеса! Ну и де...!

«Рифмобол»

Ребята, давайте скорее играть.
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие, чтоб вышло … (складно).

Логопед бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным: печка – речка, овечка, свечка, сердечко, крылечко, колечко;
птичка – синичка, спичка, табличка, косичка…

«Помощница и обманщица»

Рифма может быть помощницей. По рифме можно догадаться, например, о каком животном идет речь.

Вместо шерсти иглы сплошь,
Враг мышей – колючий …
На носу зверь носит рог
И зовется …
Среди зверей слывет царем,
Его зовут бесстрашным …
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит …
Может плавать целый день
В ледяной воде …
В овечках знает толк
Свирепый серый …
На себе везет непрытко
Домик собственный …

А вот стихи с рифмой-обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.

Что хозяин говорит,
Он спокойно повторит.
Ай да голос, ай да слух!
Что за умница …
Мед с малиной – это блюдо
Объеденье для ...
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Не найдешь мои глаза…,
А зовут меня …
Под землей, прорыв нору,
Спит усталый …
Живет спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
На суше и в воде –
Везде она своя,
Хоть триста лет прожить
Может…
На двух ногах от всех погонь
Умчится быстроногий …
Вот, ребята, чудеса –
В улей мед несет …

«Рифмы»
К игре подбираются две стопки парных картинок. Названия их в первой стопке рифмуются с названиями картинок во второй стопке. Один ребенок берет картинку, другой находит картинку с рифмующимся словом.


Рекомендуем посмотреть:

Конспект игры-путешествия в старшей группе «Математические острова» Логопедическая игра для детского сада про животных Логопедические игры для детского сада Дидактические игры для логопедических занятий с дошкольниками

Похожие статьи:

Логопедическая игра для дошкольников

Дидактическая игра «Автоматизация звука Р с Рыжиком»

Логопедическая игра для детей 5-7 лет «Яблоня-загадка»

Логопедические дидактические игры для детей 4 – 7 лет

Игра – путешествие в старшей группе «Цирк. В гостях у клоуна»

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФНР по теме «Звуки [з], [з’], буква З»
Опубликовано: 652 дня назад (22 февраля 2015)
Просмотров: 2167
Рубрика: Без рубрики
+15
Голосов: 15
Ралия Бильданова # 22 февраля 2015 в 18:12 +4
Здравствуйте!!!Спасибо за интересную и развивающую игру для детей с ОНР!!!Хоть я и не работаю с этими детьми, но прекрасно понимаю суть необходимости игры....
Елена Николаевна Пышнограева # 22 февраля 2015 в 18:51 +1
Благодарю Вас за внимание!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 22 февраля 2015 в 18:25 +4
Безусловно ваш материал будет полезен для работы многим педагогам.
Спасибо за приглашение, а также я вас поздравляю с дебютной публикацией!
Мне бы хотелось, чтобы вы воспользовались временем для редактирования и добавили цель, задачи, краткое описание, в котором укажите для кого адресован ваш материал. В тексте, используя редактор, выделите более выразительным шрифтом( В ), названия игр. Желаю вам творческих успехов!
Посылаю вам первый голос в поддержку!
С уважением, Т.Н.
Елена Николаевна Пышнограева # 22 февраля 2015 в 18:35 +2
Большое спасибо. Обязательно внесу должные изменения.
Елена Солдатова # 22 февраля 2015 в 19:14 +1
Добрый вечер, Елена Николаевна! Спасибо за нужный и интересный материал. Представленные в материале игры способствуют развитию речи, создают радостное настроение, положительные эмоции, воспитывают интерес к стихам, поэтическому творчеству. +1
Галина Николаевна Долидзе # 22 февраля 2015 в 19:14 +2
Наталья Сергеевна, здравствуйте! Большое спасибо за приглашение и интересный материал. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, поддерживает интерес к изучаемому материалу, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Одно маленькое замечание: цель- имя существительное. Думаю, многие коллеги воспользуются вашими наработками. Спасибо! Голос!
Елена Николаевна Пышнограева # 22 февраля 2015 в 19:22 0
Галина Николаевна, большое спасибо за замечание.Учла, исправила. С уважением Елена Николаевна.
Наталья Зюркалова # 22 февраля 2015 в 20:17 +1
Елена Николаевна, спасибо за приглашение! Нужный и интересный материал. Представленные игры способствуют развитию речи, воспитывают интерес к стихам, поэтическому творчеству, развивают познавательную активность. +1
Валентина Ивановна Летова # 22 февраля 2015 в 20:34 +1
Наталья Сергеевна, здравствуйте! Большое спасибо за приглашение и интересный материал. Использование игр в учебном процессе развивает познавательную активность, снимает утомление у детей/ Cпасибо! Голос!
Елена Николаевна Пышнограева # 22 февраля 2015 в 21:14 +1
Благодарю за внимание. С уважением Елена Николаевна.
Юлия Викторовна Бутова # 22 февраля 2015 в 22:09 +1
Интересный материал, позволяющий утверждать, что цель - формирование представлений детей о рифме, развитие речи детей посредством применения художественного слова, путём использования стихотворной рифмы будет достигнута, используя такие разработки! Поздравляю с дебютом!
Марина Юрьевна Москвичёва # 22 февраля 2015 в 22:27 +1
Добрый вечер, Елена Николаевна! Спасибо за приглашение. Поздравляю Вас с дебютом! Полезный и интересный материал! Дошкольный возраст и начальная школа - это период, когда ребёнку интересна звуковая сторона слова. Дети склонны к рифмованию знакомых слов, радуясь их узнаванию их в полученном сочетании. Читая рифмовки, ребёнок вслушивается в звуки речи, замечает их повторы, оценивает их созвучие. Примите мой голос!
Марина Андреевна Уварова # 22 февраля 2015 в 23:00 +1
Елена Николаевна, спасибо Вам за приглашение. Ваши рекомендации очень актуальны, потому как в 1 классе приходится иногда сталкиваться, когда дети путают звуки Р и Л. А стихи и игровые моменты являются важным моментом в вопросе правильного произношения тих звуков. Удачи Вам в работе . + 1. v
Светлана Викторовна Иевлева # 22 февраля 2015 в 23:06 +1
Каждый день сталкиваясь с нарушениями речи ценишь новые разработки, которые помогут заинтересовать ребят. Детям с ОНР сложно рифмовать и подбирать родственные слова, а Ваши игры позволят ребятам преодолеть трудности и сделать это с радостью. Отдаю Вам свой голос, удачи!
Антонина Михайловна Юмашева # 23 февраля 2015 в 10:59 +1
Добрый вечер Елена Николаевна! Спасибо за приглашение! Поздравляю Вас с дебютом! Вы представили отличный материал, который будет полезен многом педагогам. Мне очень понравились стихи с рифмой - обманщицей, детям очень нравятся игровые рифмовки, они вызывают положительные эмоции, сосредотачивают и учат быть внимательными. Цель и задачи выполнены на отлично! Примите мой голос!
Творческих удач и вдохновения Вам!
С уважением А.М.
Сидорова Зоя Григорьевна # 23 февраля 2015 в 15:18 +1
Елена Николаевна! Игровые приемы помогают активизировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение, поддержать интерес к усвоению знаний. Очень важно в дошкольном возрасте формировать представление детей о рифме, развивать речь детей посредством применения художественного слова, путём использования стихотворной рифмы. Огромное спасибо за интересный материал, который, конечно, пригодится в педагогической деятельности Творческих Вам успехов, всего наилучшего! Голос!
Зоя.
Регина Сириновна Сабирзянова # 23 февраля 2015 в 18:01 +2
Елена Николаевна! Спасибо за приглашение! Содержательный, актуальный материал, пригодится в работе коллегам. Спасибо, что поделились опытом и дали методические рекомендации по проблеме усвоения понятия рифмы дошкольниками с ОНР на логопедических занятиях. Примите голос и пожелания удачи!
Елена Николаевна Пышнограева # 23 февраля 2015 в 20:00 0
Большое спасибо, Регина Сириновна, что нашли время заглянуть ко мне. Благодарю за голос. Желаю Вам творческих успехов!
Татьяна Лысенко # 24 февраля 2015 в 23:17 +1
Интересная разработка. Детям будет интересно!
Мария Аркадьевна Шишатова # 25 февраля 2015 в 09:04 +1
Елена Николаевна, материал очень интересный, в такой подаче легко усваиваемый, поднимающий настроение. Я думаю, что вашим материалом могут воспользоваться не только педагоги работающие с речевыми нарушениями у детей. Эти рифмовки можно использовать на развлекательных детских мероприятиях. Голосую!
Анна Альбертовна Коновалова # 25 февраля 2015 в 09:19 +1
Спасибо большое за приглашение Елена Николаевна. Очень хороший материал и нужный детскую речь нужно развивать в интересных играх с художественным словом, чтобы поддерживать их детский интерес к получению знаний. Творческих успехов! Голос. v
Елена Николаевна Пышнограева # 2 марта 2015 в 23:20 0
Спасибо Всем за добрые слова и теплые пожелания!
Снежана Анатольевна Колесникова # 29 марта 2015 в 07:59 0
Елена Николаевна, очень интересный и полезный материал Вы нам предоставили.С Вашего позволения я отправлю его к себе в закладки.
Со своей стороны могу предложить ещё один прием для подбора рифмы (методика Т. Ткаченко).
например: Взрослый произносит начало стихотворения и сам добавляет рифмованное слово, а ребенок должен выбрать правильное слово.
Я куплю жене и дочки разноцветные ... тапочки. Спросить у ребенка:"Так получится стихотворение?"
Я куплю жене и дочки разноцветные ...шапки.
Я куплю жене и дочки разноцветные ...чулочки.
Такой прием развивает и чувство рифмы, и чувство ритма, и фонематический слух. А ещё помогает запоминать стихотворение, что для деток с ОНР ой как не просто.
Удачи и примите голос!