Конкурсы для педагогов и детей

Педагогический проект в старшей логопедической группе «Живые звуки и буквы»

Педагогический проект в старшей логопедической группе детского сада
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание: проект разработан для старшей логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям по обучению дошкольников элементам грамоты.

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.
Продолжительность проекта: сентябрь-май
Участники проекта: дети старшей группы ОНР, учитель-логопед, воспитатель, родители.
Проблема: у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте.
Цель: обучение элементам грамоты старших дошкольников с ОНР через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие.
Закрепить знания детей о звуках, буквах.
Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.
Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.
Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями.
Актуальность проекта:
Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Г.А. Глинна (1996г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. У детей с ОНР не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Для успешного обучения детей грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.
Обеспечение проектной деятельности: методическое (планирование, конспекты занятий, литература), материально-техническое (компьютер, дидактические пособия, игры, наглядный материал)
Формы работы: беседы, чтение и обсуждение, игровые упражнения, вопросы и ответы, заучивание, рассказывание.
Предполагаемый результат:
- Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
- Выработка навыков составления и чтения слогов, слов, предложений.
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
Продукт проектной деятельности:
Изготовление наглядно-дидактического пособия "Королевство звуков и букв"
Создание сборника стихов о буквах и звуках.
Создание сборника сказок о звуках и буквах, составленных детьми совместно с родителями.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Составление плана деятельности.
- Первичное обследование детей.
- Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
- Создание центра по обучению грамоте.
- Изготовление наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
- Изготовление дидактических игр, схем, карточек.
- Изучение методической литературы по обучению грамоте.

2 этап. Основной
- Чтение детям сказки «Королевство звуков и букв»
- Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
- Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
- Составление сказок детьми совместно с родителями об изучаемых звуках и буквах.
- Промежуточная диагностика детей.
- Подборка стихов о звуках и буквах.
- Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов.
- Консультация для педагогов по обучению грамоте детей.
- Семинар - практикум для родителей «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
- Консультация для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР»

3 этап. Заключительный
- Организация выставки букв, сделанных детьми совместно с родителями.
- Презентация сборника сказок о звуках и буквах.
- Итоговое занятие по обучению грамоте «В королевстве звуков и букв» для родителей.
Реализация проекта
Структура занятия с использованием наглядно-дидактического пособия

Знакомство с гласными звуками
Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (Гласики, буквы), наборное полотно, карточки-светофорчики, карточки для чтения, контейнер с деталями букв, счетные палочки, шнурочки, контейнер с цветными карандашами.
1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живет Гласик.
2. Игровое упражнение «Гласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).
3. Игровое упражнение «Любимая песня Гласика» (пропевание гласного звука).
4. Портрет Гласика (характеристика звука).
5. Игра «Прятки». (Развитие фонематического восприятия. Выделение изолированного звука в ряду звуков, слогов).
6. Игры «Угостим Гласика», «Подари подарок» (Совершенствование навыков звукового анализа).
7. Игра «Прогулка Гласика» (определение места звука в словах).
8. Игры «Подружим Гласиков», «Глассики поссорились» (Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза).
9. Знакомство с буквой. Стихотворение, сказка о букве.
10. Игровое упражнение «Опиши портрет буквы» (называние элементов буквы)
11. Выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, шнурочков, работа с шаблоном.
12. Игра «Подружим буквы». (Совершенствование навыка чтения).
13. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
14. Печатание буквы в тетрадях. (Развитие тонкой моторики).
15. Раскрашивание картинок. (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия. Профилактика письменных нарушений речи).

Знакомство с согласными звуками
Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (звуковички, буквы), наборное полотно, карточки-светофорчики, карточки со словами для чтения, контейнер с деталями букв, счетные палочки, шнурочки, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки, фишки для звукового анализа.
1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живет Согласик.
2. Игровое упражнение «Согласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).
3. Портрет Согласика (характеристика звука).
4. Игра «Прятки». (Развитие фонематического воспри¬ятия. Выделение изолированного звука в ряду звуков, слогов, слов).
5. Игры «Угостим Соласика», «Подари подарок» (Совершенствование навыков звукового анализа).
6. Игра «Прогулка Согласика» (определение места звука в словах).
7. Игры «Подружим звуковичков», «Звуковички поссорились» (Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза).
8 *. Знакомство с младшим братом Согласика.
9. Знакомство с буквой. Стихотворение, сказка о букве.
10. Игровое упражнение «Опиши портрет буквы» (называние элементов буквы).
11. Выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, шнурочков, работа с шаблоном.
12. Игра «Подружим буквы». (Совершенствование навыка чтения).
13. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
14. Печатание буквы в тетрадях. (Развитие тонкой моторики).
15. Раскрашивание картинок. (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия. Профилактика письменных нарушений речи).

Дифференциация звуков и букв
Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (Согласики, буквы), наборное полотно, разноцветные флажки, карточки со словами для чтения, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки и фишки для слогового анализа
1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живут Согласики.
2. Игровое упражнение «Согласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).
3. Речевая зарядка. (Дифференциация звуков в слогах, словах)
4. Портреты звуковичков (характеристика звуков).
5. Игры «Топни – хлопни», «Разноцветные флажки» (дифференциация звуков в ряду звуков, слогов, слов)
6. Игры «Угостим Соласиков», «Подари подарки». (Совершенствование навыков звукового анализа).
7. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
8. Игра «Найди буквы».
9. Игра «Подари подарки буквам» (Совершенствование навыков звукобуквенного анализа).
10. Упражнение «Читай и различай». (Профилактика нарушений письменной речи.)

Сказка «Королевство звуков и букв»
Жили-были в одном королевстве звуков две принцессы. В красном дворце жила принцесса, которая очень любила слушать, как громким голосом пели ее слуги. Принцессу звали Гласа, а ее слуг – Гласики. У каждого Гласика было свое имя. Шесть Гласиков пели гласные звуки. Гласа всегда носила красное платье, а гласики – красные рубашки.

В другом дворце жила принцесса, у которой слуги умели сердито шипеть, рычать, звенеть, свистеть. Принцессу звали Согласа, а ее слуг – Согласики. У Согласы было красивое сине-зеленое платье. Старшие братья произносили твердые согласные звуки и носили синие рубашки.
Младшие братья умели мягко звенеть, свистеть, рычать и произносили мягкие согласные звуки. Они носили зеленую одежду.
Согласики, которые говорили звонко – носили колокольчики. Это звонкие Согласики. Колокольчиков не было у глухих Согласиков.

Все Гласики и Согласики жили весело, дружно и никогда не ссорились. Они любили гулять вместе, держась за руки.
Игры со звуковичками
«Подружим звуковичков»
Цель: Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Оборудование: изображение звуковичков.
Логопед показывает и произносит сначала [а], а потом [т]. Дети называют, какой слог получился.

«Звуковички поссорились»
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: изображение звуковичков.
Логопед показывает и произносит слог га. Дети называют первый и второй звук.

«Поможем ежику»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: изображения согласика, ёжика, корзинки, яблок с картинками.
Дети помогают ежику найти яблоки со звуком [ж] и угостить согласика. Логопед называет картинку, изображенную на яблоке и предлагает определить наличие звука [ж] в слове.


«Веселый автобус»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: изображения согласика, автобуса, предметные картинки.
Согласик [с] едет путешествовать на автобусе с друзьями. Дети находят пассажиров на звук [с].

«Веселый грузовик»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: изображения согласика, грузовика, предметные картинки.
Согласик [з] едет в грузовике с друзьями. Дети находят пассажиров на звук [з].

«Подари подарки Согласикам»
Цель: дифференциация звуков в словах.
Оборудование: изображения согласиков, предметные картинки.
Дети называют картинки, определяют наличие звука [с] или [з], дарят подарки согласикам.

Дети называют картинки, определяют наличие звука [с] или [сь], дарят подарки согласикам.

«Подари звуковичку слово»
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: изображение звуковичка.
Дети называют слова, в которых есть определенный звук.

«Веселый поезд»
Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов.
Оборудование: изображения согласика, поезда с вагонами, предметные картинки.
Согласик [в] едет с друзьями путешествовать. В первом вагоне поедут те пассажиры, в названиях которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога. Дети рассаживают пассажиров.

Игры с буквами
«Подари подарки буквам»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: изображения букв, предметные картинки.
Дети дарят подарки буквам Г и К. Букве Г отдают картинки, названия которых начинаются с буквы Г. Букве К отдают картинки, названия которых начинаются с буквы К.

«Прятки»
Цель: Развитие зрительного внима¬ния и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.
Оборудование: изображения букв.
Буквы спрятаны в кабинете так, что видны только их небольшие фрагменты. Детям предлагается назвать буквы.

«Подружи буквы»
Цель: Совершенст¬вование навыка чтения.
Оборудование: изображения букв.
Ребенок называет первую букву и слитно читает слог.

Буквы, изготовленные детьми совместно с родителями


Конспект занятия по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-mihailovna-radulova/konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-v-starshei-logopedicheskoi-grupe.html

Конспект итогового занятия «В королевстве звуков и букв» http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-mihailovna-radulova/konspekt-logopedicheskogo-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-v-korolevstve-zvukov-i-bukv.html

Вывод:
Проект «Живые звуки и буквы» позволил реализовать поставленные задачи и цель. В результате проектной деятельности у детей повысился интерес к занятиям по обучению элементам грамоты. У детей сформированы навыки звукобуквенного анализа, чтения слов и предложений. У детей расширился словарный запас, закрепились навыки правильного звукопроизношения, повысилась коммуникативная функция речи. Родители детей стали активными участниками образовательного процесса.

Используемая литература:
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство- Пресс», 2005
2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.
5. Нищева Н. Играйка-грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
6. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль, 1998.
7. Смоляная В.С. Картотека игр по обучению грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010
8. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразви¬тия речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду «Эти разные мячи» Информационно- исследовательский проект в подготовительной группе Информационно- исследовательский проект по ПДД в подготовительной группе Проект для детского сада по формированию познавательных способностей «Блоки Дьенеша в гармоничном

Похожие статьи:

Творческий проект в старшей группе по теме «Загадочный мир насекомых»

Педагогический проект во второй младшей группе детского сада

Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»

Педагогический проект в средней группе «Правила дорожные знай и соблюдай!»

Участник №48 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей логопедической группы | Конкурс загадок в подготовительной группе в детском саду
Опубликовано: 285 дней назад (22 февраля 2016)
Просмотров: 1847
Рубрика: Без рубрики
+23
Голосов: 23
Валентина Николаевна Разумова # 22 февраля 2016 в 20:06 +3
Светлана Михайловна. Очень полезный для педагогов материал. Какие замечательные у вас дидактические пособия. Как хорошо всё продумано и детям заниматься наверняка интересно. Беру ваш материал себе в закладки. Спасибо большое!
Галина Геннадьевна Шинкарева # 22 февраля 2016 в 20:21 +3
Здравствуйте Светлана Михайловна!Очень хороший вариант обогощения предметно-развивающей среды.Вы молодец!Голос!
Светлана Михайловна Радулова # 22 февраля 2016 в 20:24 +2
Большое спасибо за комментарии и голоса!
Ольга Сергеевна Дьякова # 22 февраля 2016 в 21:42 +3
Светлана Михайловна ,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Марина Викторовна Киселева # 23 февраля 2016 в 14:44 +3
Светлана Михайловна!
Спасибо за приглашение!
Проект по обучению грамоте очень нужный, полезный!
Использовано много материала, огромная предварительная работа проведена!
Беру в закладки.
Успехов!
Алла Ивановна Ефимова # 23 февраля 2016 в 17:42 +3
Какой яркий и интересный материал. С каким удовольствием дети принимают активное участие. Даже самой захотелось поучаствовать. Примите голос.
Любовь Владимировна Лычангина # 23 февраля 2016 в 18:01 +2
Какой уникальный и интересный проект Вы представили! Вдумчиво подошли к оформлению работы, разместили качественные фото, сопровождающие текст. Вы развиваете фонематическое восприятие; закрепляете знания детей о звуках, буквах; совершенствуете навык звуко-слогового анализа и синтеза. Голосую за Ваш колоссальный труд!
Светлана Михайловна Радулова # 23 февраля 2016 в 18:03 +1
Большое спасибо всем за комментарии!
Марина Алексеевна Дурнева # 23 февраля 2016 в 18:41 +2
Светлана Михайловна ,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Видно, что вами была проделана огромная предварительная работа. Очень интересный и содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Все оформлено методически верно. Все поставленные задачи выполнены. Примите мой голос!
Ольга Геннадьевна Грачева # 23 февраля 2016 в 21:36 +2
Светлана Михайловна!
Проектная деятельность в работе педагогов стала очень актуальной и как мне кажется необходимой после введения ФГОС.
Реализация вашего проекта показала насколько интересными и яркими могут быть пособия по обучению грамоте. Особенно понравилось изображение принцессы Гласы и артикуляция Гласиков.
Так же понравились игры с буквами. Это наглядно показывает организацию работы с родителями.
Спасибо, желаю дальнейших творческих успехов! Голос!
Татьяна Александровна Толстикова # 24 февраля 2016 в 19:10 +3
Светлана Михайловна, здравствуйте! Внимательно познакомилась с содержанием Вашего проекта. Действительно, Вами сделан очень большой акцент на зрительном восприятии, что является значимым средством для успешного и эффективного обучения детей грамоте. Очень понравилась сказка о двух королевствах, не меньше внимания заслуживают и предложенные Вами игры. Отдельная похвала творческим родителям за такие симпатичные буквы, работать с которыми одно удовольствие. Спасибо за приглашение, с удовольствием голосую.
Светлана Вячеславовна Клокова # 25 февраля 2016 в 12:45 +1
Светлана Михайловна, Вы проделали большую, трудоёмкую работу. Результат- превосходный. Вы, родители и дети-большие молодцы! Думаю, что дети с помощью таких симпатичных фигурок-звуков быстрее усвоят такой важный материал по обучению грамоте. Беру Ваш материал в закладки и голосую!
Светлана Михайловна Радулова # 25 февраля 2016 в 20:22 0
Большое спасибо всем за комментарии, оценку материала!
Наталья Геннадьевна Романова # 1 марта 2016 в 16:14 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Спасибо за приглашение посмотреть ваш проект. Мне было очень интересно, так как учитель русского языка часто встречается в 5 классе с детьми, у которых несформировано звукоразличение, отсутствует фонематический слух, так как многие сейчас не посещают детский сад и не занимаются с логопедами. Конечно, учитель средней школы не может использовать элементы вашего проекта в своей деятельности, но дать родителям подсказку, как действовать, отослать к нужному материалу можно и нужно, только этого материала очень мало. Ваша проектная деятельность полностью соответствует по содержанию и результатам требованиям ФГОС. Это если по шаблону, к которому нас подталкивают. Если по-человечески, то это очень интересная работа, этапы который четко и последовательно прописаны и иллюстрированы, т.е. перед нами реальные результаты реальной работы. Голос ваш.
Светлана Михайловна Радулова # 1 марта 2016 в 20:14 0
Наталья Геннадьевна! Огромное спасибо за теплый отзыв! С уважением Светлана Михайловна!
Ирина Николаевна Ступченко # 6 марта 2016 в 18:03 +1
Работа колоссальная и заслуживает огромного внимания и похвалы. Всё понравилось. Голос!
Елена Юрьевна Шишлакова # 18 марта 2016 в 22:35 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Вы проделали масштабную работу, сумели собрать богатый материал, спланировать и провести различные виды детской деятельности для достижения поставленной цели. Много полезной информации, дидактических игр, наглядные иллюстрации. Ваш материал будет востребован и найдёт применение в работе с детьми по обучению грамоте. Примите голос!
Нина Викторовна Трутнева # 28 марта 2016 в 19:09 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Еще раз спасибо за приглашение. Ознакомилась с удовольствием. Проект понравился: насыщенный, использованы все доступные средства. Очень понравились наглядно-дидактические пособия, а еще "Игры со звуковичками". Вам голос!. Беру себе в закладки.
Галина Юрьевна Ерышова # 29 марта 2016 в 15:00 +1
Интересный проект: разнообразный наглядный материал, используются различные виды деятельности, в познавательном плане охвачен большой по объему материал! Думаю, что работа с детьми в рамках этого проекта была эффективной и результативной.
Спасибо, примите мой голос!
Татьяна Леонидовна Столетова # 30 апреля 2016 в 09:51 +1
Спасибо, Светлана Михайловна, за приглашение. Ваш проект интересен и разнообразен. Много яркого демонстрационного материала и наглядных пособий. Примите мой голос.
Лариса Владимировна Фарносова # 14 мая 2016 в 11:49 +1
Очень интересный и актуальный проект! Яркий и красочный дидактический материал! Понравились игры с буквами, звуковичками. Буду использовать эти игры в индивидуальной работе с детьми! Спасибо! dance
Татьяна Алексеевна Болбас # 20 мая 2016 в 11:46 0
Познакомилась с Ваши проектом. Содержательный материал. Особенно мне понравилась сказка «Королевство звуков и букв». Детям очень тяжело запомнить название гласных и согласных звуков. В вашей сказке доступно рассказано, что такое звуки, какие они бывают. После проведенного проекта дети, будут с удовольствием проводить звуковой анализ, повысится интерес к чтению, обогатится словарный запас. Вам голос!
Снежана Анатольевна Колесникова # 8 сентября 2016 в 18:29 0
Коллега, отличная работа!!!
Очень понравилась сказка про гласики и согласики.
Беру на заметку.
Удачи в новом учебном году!