Конспект занятия учителя-дефектолога для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Гуси - лебеди"
Лазарева Ольга Витальевна,
учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинск - Кузнецкий.
Описание работы: Данное занятие имеет коррекционную основу. Оно предназначено для развития сохранных анализаторов и коррекции зрительных функций у детей с нарушением зрения. А также способствует социализации и адаптации детей со зрительной патологией.
Коррекционно-образовательный аспект:
• формировать у детей представление о своих зрительных возможностях и умении пользоваться нарушенным зрением;
• формировать умение получать информацию об окружающем мире с помощью сохранных анализаторов;
• обучать детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке;
• подготавливать к обучению в школе.
Коррекционно-развивающий аспект:
• развивать у детей с нарушением зрения неречевые средства общения;
• развивать сохранные анализаторы;
• развивать зрительный и оптико-пространственный гнозис и праксис;
• развивать бинокулярное, стереоскопическое зрение;
• развивать прослеживающую функцию глаза в системе глаз-рука.
Коррекционно-воспитывающий аспект:
• воспитывать у детей с нарушением зрения социально-адаптивные формы общения и поведения;
• интеграция и социализация ребенка в открытом обществе.
Методы и приемы обучения: наглядный (показ и рассматривание), словесный (вопросы к детям, объяснение, уточнение), практический (практическая работа по выполнению заданий), игровой (сюрпризный момент).
Средства обучения: средства наглядности, средства осуществления практических действий, ТСО (аудиозаписи).
Оборудование и материалы: письмо с запиской; ориентиры с заданиями; телефон с аудиозаписью голосов птиц (гусей), аудиозапись песни «Баба Яга» Татьяны Морозовой, аудиозапись спокойной мелодии, карточки с наложенным контуром фруктов на каждого ребенка; карта, с теневыми ориентирами и цветными изображениями к ней, дороги до избушки Бабы Яги на каждого ребенка; разрезная картинка моста через речку с образцом на каждого ребенка; фломастеры на каждого ребенка; мнемотаблица для составления стихотворения; муляжи хлебобулочных изделий в тканевом мешочке; костюмы для Маши и Вани; гуси на каждого ребёнка; столы и стулья детские; магнитная доска с магнитами.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» и рассматривание иллюстраций к ней; слушание голосов птиц в аудиозаписи; рассматривание и изучение явлений, объектов и предметов живой и неживой природы; рассматривание и изучение продуктов питания; рассматривание и изучение контурных, теневых, условных и схематических изображений; разучивание ритмических движений в такт музыке.
Ход занятия:
Организационный момент:
Учитель-дефектолог:
Как у нас на Руси
Сказки очень хороши!
Утро начинается,
В гости сказка к нам является…
(Раздается стук в дверь. Принесли письмо.)
Учитель-дефектолог: Дети, нам пришло письмо от Маши из сказочной страны. Она пишет, что её брата Ванечку похитили и она просит нас помочь его найти. Но она не знает кто его и куда забрал. Видела только как улетали птицы. Рассмотреть что это за птицы она не смогла, но зато записала на телефон звуки, которые эти птицы издавали. А ещё лежала записка, но Маша так переживает и волнуется, что ничего понять не может. Телефон и записку она прислала нам.
Вот так задача! Дети, как вы думаете, мы сможем помочь Маше найти её брата?
(Ответы детей.) Поможем?
(Положительный ответ детей.)
Учитель-дефектолог: Отлично! Тогда сначала нам нужно узнать кто похитил Ваню. Давайте прослушаем звуки, которые записала Маша, может что-нибудь тогда прояснится.
(Прослушивание записи крика гусей.)
Учитель-дефектолог: Дети, вы узнали чьи это голоса?
(Ответ детей: -Да! Это голоса гусей.)
Учитель-дефектолог: Давайте поразмышляем. В какой сказке гуси похищали мальчика?
(Ответы детей: -В сказке «ГУСИ-ЛЕБЕДИ».)
Учитель-дефектолог: Верно! Давайте посмотрим, на записку.
(Записка: «Если хотите вернуть Ваню, следуйте по ориентирам на карте и выполняйте мои задания. Задания спрятаны по пути следования в ориентирах. Баба Яга.»)
Учитель-дефектолог: Дети, вот карта, но она зашифрована. Давайте постараемся расшифровать её. Присаживайтесь за столы.
Задание 1: «Расшифруй карту». На карте, по пути следования, теневые изображения ориентиров (ПЕЧКА, ЯБЛОНЯ, РЕЧКА, ИЗБУШКА БАБЫ ЯГИ В ЕЛОВОМ ЛЕСУ).
(Дети подбирают и накладывают цветные изображения ориентиров на соответствующую тень.)
Учитель-дефектолог: Молодцы! Карту мы расшифровали, можно отправляться за Ванечкой. Посмотрите внимательно на карту и, чтобы не сбиться с пути, запомните те ориентиры, которые нам должны встретиться по дороге к избушке Бабы-Яги. В путь - дорогу! Все встаём у стульчиков. Включим музыку, она поможет нам перенестись в сказочную страну.
Физминутка: «Баба Яга» (аудиозапись песни Татьяны Морозовой).
Вступление…
(Маршируем на месте. Руки на поясе.)
На неведомых дорожках,
(Стоим. Наклон головы вправо, прямо, влево, прямо.)
Где растет дремучий лес,
(Поворот туловища в стороны с выпадом рук.)
Избушка там на курьих ножках
(Маршируем на месте. Домик над головой руками делаем.)
Стоит до самых до небес.
(Руки через стороны опускаем вниз.)
Кто в избушке той живет,
(Стоим. Пожимаем плечами.)
Песню звонкую поет?
(Пружинка с поворотами в стороны.)
Там Бабушка Яга —
(Маршируем на месте.)
Костяная нога!
(Стоим. Топаем ногой 1 раз.)
Бабка Ёжка, выгляни в окошко!
(Пружинка. Окошко делаем руками перед собой.)
Бабка Ёжка, выгляни в окошко!
(Пружинка. Окошко делаем руками перед собой.)
Не боимся мы тебя!
(Грозим пальцем одной руки.)
Тру-ля-ля, тру-ля-ля!
(Грозим пальцем другой руки.)
Выходи скорей гулять,
(Как бы зовем руками к себе.)
Будем петь и танцевать!
(Выставляем поочередно ноги вперед на пятку.)
Учитель-дефектолог: Итак, мы в сказочной стране. А вот и первый ориентир – печка. Мы на верном пути! Но, для того чтобы двигаться дальше нужно выполнить задание.
Задание 2: «Чудесный мешочек». Нужно на ощупь определить гостинцы, которые испекла чудо-печка (СУШКИ, ПИРОЖОК, БУЛОЧКА –муляжи).
(Дети выполняют задание.)
Учитель-дефектолог: Отлично справились с заданием, можно двигаться дальше. Кто помнит, какой был следующий, после печки, ориентир на карте?
(Ответы детей: яблоня.)
Учитель-дефектолог: Совершенно верно. Читаем следующее задание от яблони.
Задание 3: «Найди и обведи яблочко». Нужно из наложенных изображений найти изображение яблока и обвести его контур. Для выполнения задания нужно присесть за столы.
(Дети выполняют задание.)
Учитель-дефектолог: Вы замечательно справились и с этим заданием. Но, чтобы дойти до избушки Бабы Яги нам нужно будет выполнить ещё несколько заданий. А наши глазки устали, им нужно отдохнуть. Давайте сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево, вправо погляди.
Глазки влево,
глазки вправо –
Упражнение на славу.
Глазки вверх,
глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
Глазки тихо закрываем
И тихонько открываем.
Учитель-дефектолог: Наши глазки отдохнули, и мы можем выполнять следующее задание - от речки.
Задание 4: «Собери мост через реку». Нужно собрать картинку из частей.
(Дети выполняют задание.)
Учитель-дефектолог: Итак, мы приблизились к лесу. Но, почему-то не видно избушки Бабы Яги? Наверное, она заколдована. Это проделки Бабы Яги. Нужно выполнить следующее задание.
Задание 5:«Скажи волшебные слова». Проговорить стих по мнемотаблице.
(Дети произносят стих со зрительной опорой на мнемотаблицу.)
(Мнемотаблица нарисована на большом листе бумаге. Она прикреплена к магнитной доске и закрывает собой изображение избушки Бабы Яги.)
Учитель-дефектолог: Получилось!
(Убираем лист с мнемотаблицей и появляется изображение избушки.)
(В кабинет входят Маша и Ванечка - переодетые дети из другой подгруппы.)
Маша и Ваня: Спасибо, что помогли нам.
Маша: После того, как вы выполнили все задания и нашли избушку, колдовские чары Бабы Яги рассеялись, Ванечка вернулся ко мне. Нам пора домой, а вам в благодарность за помощь я принесла подарки. Будете играть и нас вспоминать.
(Маша дарит подарки (маленькие куколки сувенирные) детям и уходит вместе с Ваней.)
Итог:
Учитель-дефектолог: И нам пора возвращаться из сказочной страны в нашу любимую группу. Дети, вам понравилось помогать Маше и Ване.
(Ответы детей.) А что понравилось больше всего?
(Ответы детей.)
Учитель-дефектолог: Замечательно! А теперь встаём из-за столов, задвигаем стульчики, строимся, включаем музыку, которая перенесёт нас из сказочной страны обратно, и отправляемся в группу. До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку»
Конспект НОД в старшей группе для детей с нарушением зрения
Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: Сказки
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе