Конспект НОД в форме занятия для детей старшей логопедической группы по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Вода – помощница»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: Расширение представлений детей о том, как человек в своей жизни использует воду.
Задачи.
Обучающие: Обобщить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха; люди, растения и животные не могут жить без воды. Используя модели, закрепить знания детей о воде, как о среде обитания для некоторых животных.
Развивающие: Уточнить и систематизировать знания детей об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую, кипяченую воду. Развивать память, внимание, речь детей, обогащать их словарный запас. Формировать умение отвечать полным ответом на вопрос.
Воспитательные: Воспитывать у детей желание беречь воду, закрывать плотно кран.
Словарь: без запаха, прозрачная, пресная.
Медиаобъекты: стихи, потешка, карточки с изображением морских и речных обитателей (акула, медуза, краб, дельфин, осьминог, кит; сом, щука, рак, ерш, окунь, карась).
Оборудование и материал: письмо, конверт, вода, молоко, баночки, нарисованные модели "Моря" и "Реки" (формат А2), кукла би-ба-бо Хрюша, два мольберта, запрещающие знаки, скакалка.
Подготовка материала: изготовление запрещающих знаков, моделей «Реки» и «Моря», карточек с изображением морских и речных животных, конверта с письмом.
Предварительная работа с интеграцией образовательных областей: проведение опытов со снегом, водой, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, познавательной литературы, беседы с детьми, д/и «На морском дне», «Рыболовы», разучивание п/и «Рыбаки и рыбки», экскурсии в экологическую комнату, наблюдения за рыбками.
Ход занятия.
Iч. Организационный момент. Соберу детей около себя, обращу внимание на внешний вид. Сделаем пальчиковую гимнастику:
"Что делать после дождичка?
По лужицам скакать.
Что делать после дождичка?
Кораблики пускать.
Что делать после дождичка?
На радуге качаться.
Что делать после дождичка?
Да просто улыбаться!"
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла утром на работу, встретила около нашего детского сада почтальона, он попросил меня передать вам вот этот конверт. (Показываю конверт, на нем написано: Детский сад №18, ребятам группы №2.). Давайте вместе с вами посмотрим, что там лежит. ( Открываем конверт, там письмо.) Посмотрите, здесь письмо. Хотите я вам его прочитаю?
Чтение письма: "Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам Незнайка. Помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку: "Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит".
Дети: Река.
Воспитатель: Правильно, река. А что же течет в реке?
Дети: Вода.
Воспитатель: Где еще можно увидеть воду?
Дети: В пруду, в море, на улице, в кране, в детском саду, дома, в аквариуме и т.д.
IIч. Основная.
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. Садитесь на стульчики. Ой, что-то я слышу. Кто-то стучит в дверь. (Приношу куклу би-ба-бо Хрюшу.) Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?
Хрюша: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, Хрюша.
Хрюша: Слышал я, говорили вы здесь о воде. Ой, подумаешь вода, что в ней интересного?
Воспитатель: Хрюша, без воды жить невозможно. Ребята, расскажите Хрюше для чего нам нужна вода?
Дети: Вода нужна, чтобы готовить обед, мыть посуду, пол, игрушки, умываться, пить, чистить зубы, поливать цветы и т.д. (индивидуальные ответы детей полным предложением).
Воспитатель: Правильно, ребята. Хрюша, вот послушай какое мы знаем интересное стихотворение. Я его прочитаю, а ребята мне помогут.
"Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без ...
Дети: Воды.
Воспитатель: Правильно, ребята. Хрюша, вот ты на себя посмотри, какой ты грязный, неумытый, а все оттого, что ты не знаешь для чего нам всем нужна вода. Ребята, давайте Хрюше расскажем потешку про водичку, которую мы с вами учили, когда были маленькими. Ее знают все дети и взрослые.
Дети:
" Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок."
Хрюша: Какая хорошая потешка. Мне так стыдно, я теперь всегда буду умываться. А я вот зато знаю, что вода белая и пахнет.
Воспитатель: Неправда, Хрюша. Ребята, вода белая? Она пахнет?
Дети: Нет, она без цвета, прозрачная. (инд. ответы детей ).
Воспитатель: Если вода чистая, то она без цвета и запаха. Вот, Хрюша, посмотри. В один стакан мы налили молоко, а в другой воду. Какого цвета молоко?
Дети: Белое. (инд. ответы детей ).
Воспитатель: А вода?
Дети: Прозрачная, без цвета.
Воспитатель: Запомнил, Хрюша?
Хрюша: Да! Зато вы воду наливаете в графин из-под крана и пьете.
Воспитатель: Неправильно! Ребята, мы пьем какую воду? Откуда ее приносим?
Дети: Мы пьем кипяченую воду. А приносим ее с кухни. (инд. ответы детей ).
Хрюша: Я сейчас шел по улице. Там такой чистый снег, вот его-то точно можно есть!
Дети: Снег есть нельзя. (инд. ответы детей ).
Воспитатель: Совершенно верно. Делать этого нельзя. Почему, ребята?
Дети: Снег грязный. Когда была зима, мы делали опыт. Приносили снег в группу, и когда он растаял, в воде оказались мусор и грязь.
Хрюша: Ничего я не знаю. ( Грустит.)
Воспитатель: Не расстраивайся, Хрюша. Хочешь ребята научат тебя играть в интересную игру "Рыбаки и рыбки."
П/и "Рыбаки и рыбки."
Хрюша: Какая интересная игра! Обязательно со своими друзьями в нее поиграю.
Воспитатель: Хрюша, а вот ребята знают, что для некоторых животных вода - это дом. Кто живет в воде? ( На мольбертах выставлены модели "Реки" и "Моря".)
Дети: Рыбы, раки, улитки, медузы и т.д.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Хрюше кто живет в море, а кто в реке.
Д/И «Кто где живет?». Дети показывают на карточках речных и морских обитателей, называют их и выставляют на мольберты. Речных жителей ставят на мольберт, где изображена река, а морских ставят, где изображено море.
Воспитатель: А чем отличается морская вода от речной?
Дети: В море вода соленая, а в реке нет.
Воспитатель: Правильно, ребята. В море вода соленая, а в реке – пресная.
Хрюша: Да, теперь я понял, что вода всем нужна. Пойду сейчас, все краны открою, пусть течет.
Воспитатель: Хрюша, этого делать нельзя. Воду надо беречь, ведь ее остается все меньше и меньше. Поэтому надо плотно закрывать все краны, никогда не бросать мусор в водоемы. (Показываем Хрюше запрещающие знаки, дети объясняют.)
IIIч. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Хрюша: Ребята, напомните мне еще раз. Вода какого цвета? Имеет запах? Снег можно есть? Для чего нужна вода? Кто обитает в море? Назовите речных жителей? Чем отличается речная вода от морской? (ответы детей хором и индивидуальные). Спасибо вам ребята! Мне очень понравилось у вас в гостях. Побегу быстрее домой умываться и расскажу своим друзьям все, что у вас узнал на занятии. Мне было так интересно! Обязательно еще к вам приду! До свидания! До встречи!
Дети и воспитатель: До свидания, Хрюша.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Какие вы все сегодня молодцы. Так хорошо отвечали на вопросы. Помогли Хрюше. Спасибо вам. Вечером мы с вами напишем ответ Незнайке, а кто захочет нарисует ему рисунок, на котором будет изображена отгадка. В завершении я хочу прочитать вам красивое стихотворение:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды.
Занятие окончено.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»