Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Доклад воспитателя на педсовете на тему: Развитие творческих способностей детей

Плакатный доклад. Заместители (символы и модели) как средство развития творческих способностей детей
Гипотеза: процесс развития творческих и креативных способностей детей дошкольного возраста на занятиях продуктивной деятельностью будет наиболее эффективен, если использовать заместители (символы и модели).
Цель: выявить эффективность использования знаков (символов и моделей) для развития творческих и креативных способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (изодеятельнось и художественный труд)
Задачи:
1. Способствовать развитию творческих способностей воспитанников посредством использования технологии развития знаково-символической деятельности.
2. Сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения предметов и объектов в рисовании и художественном труде, научить детей пользоваться схемами и алгоритмами в рисовании и художественном труде, формировать умение моделировать.
3. Использовать развивающую предметно-пространственную среду для развития и поддержания интереса детей к художественно – творческой деятельности.
*****
Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещениями объектов в игре. Период дошкольного детства часто называют временем символизма, т.к. логические мыслительные операции только еще формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.

Первым этапом становления знаково-символической деятельности является замещение, оно развивается на протяжении дошкольного детства, качественно изменяясь. По мере освоения ребенком игры, речи, рисования на смену изолированным заместителям приходят их системы.
В качестве условных заместителей выступают символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• силуэтные и предметные картинки;
• планы и условные обозначения, используемые в них.

Второй этап становления знаково-символической деятельности — моделирование. В его основе лежит замещение — возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое.
Модели — это формы особых абстракций, в которых существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях, вещественных или знаковых элементах. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов.
Виды моделей:
1.Предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-заместителей и символов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность рисования).

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть схемы путешествий, которые часто рисуют старшие дошкольники.

Третий этап становления знаково-символической деятельности — умственное экспериментирование. Здесь лежат широкие возможности развития креативности и творческих способностей ребенка. Третий этап характеризуется наличием всех процессов, в которых знаково-символическая деятельность находит своё воплощение: замещение, кодирование, моделирование, схематизация и обобщение.
Технология развития знаково-символической деятельности как средства развития творческих способностей детей
требует соблюдения следующих принципов обучения:
• развивающий и воспитывающий характер обучения;
• научность содержания и методов образовательного процесса;
• систематичность и последовательность;
• творческая активность и самостоятельность;
• наглядность;
• доступность;
• рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

Этапы развития наглядного моделирования:
• Усвоение и анализ сенсорного материала;
• Перевод его на знаково-символический язык;
• Работа с моделью.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:
1. Знакомство с графическим способом представления информации.
2. Формирование навыка дешифровки модели.
3. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Вывод:
Несформированность замещения тормозит осваивание моделирования, замедляет и шаблонизирует развитие воображения и, как следствие, развитие творческих и креативных способностей ребенка. Планомерное развитие замещения и моделирования расширяет возможности ребенка в творчестве. Понятно, что в дошкольном возрасте способность к моделированию только начинает развиваться. Поэтому необходимо создать условия, в которых дошкольник получит широкую возможность приобретения необходимых навыков замещения и моделирования для перехода на качественно более высокий уровень развития знаково-символической деятельности, для которого необходимо слияние линий развития воображения и мышления, где свободный полет воображения соединяется с прочной логикой мышления, что становится фундаментом творческих процессов.

Рекомендуем посмотреть:

Выступления на педсовете в ДОУ. Павловопосадские платки Консультация для воспитателей детского сада: Башкирские народные сказки Консультация для педагогов детского сада. Сказка в развитии речи ребёнка Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста

Похожие статьи:

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада | Новогоднее оформление группы детского сада своими руками на Новый год 2018
Опубликовано: 1626 дней назад (7 декабря 2017)
Просмотров: 1216
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Кулябина Елена # 8 декабря 2017 в 20:24 +2
Затронута крайне интересная тема в данном докладе. Зачастую, а даже как правило дети думают шаблонно. Тем самым дальнейшее обучение в школе будет тормозиться. Думаю, данный опыт необходимо брать на вооружение педагогам.