Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме Имя существительное (обобщение)
Урок представлен в традиционной форме с разными видами работ и посвящен закреплению изученного материала по теме "Имя существительное"
1. Орг. момент
2. Сообщений темы и цели урока.
Тема нашего урока: Обобщение материала по теме: Имя существительное.
Цель урока: повторить изученный теоретический материал, на его основе выполнить
ряд упражнений.
3. Повторение изученного материала.
Повторим сейчас общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительного. Сейчас я вам буду показывать карточки с общими значениями разных частей речи, а вам необходимо выбрать только ту карточку, которая содержит значение существительного.
- Итак, предмет, признак предмета, действие, количество предметов, признак признака (наглядность).
- Почему нельзя было выбрать карточки с другими значениями? (Потому что, имя существительное обозначает предмет).
- По каким вопросам мы узнаем существительное? (Кто? Что?). (Наглядность).
- Прочитайте морфологические признаки частей речи: одуш./неодуш., собств./нариц., род, склонение, число, падеж, время, лицо (наглядность).
- Какие не относятся к существительному? (время, лицо)
Каждая часть речи требует определенного порядка.
- На какие группы можно разделить эти признаки? (пост./непост.) (Наглядность)
Ребята, давайте распределим эти признаки на два столбика, (пост.: собств./нариц.,одуш./неодуш., род, склонение. Непост.: число, падеж).
- Какую синтаксическую роль выполняет существительное: подлежащее,
сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство (наглядность).
- Вспоминая выученный теоретический материал, мы восстановили схему
морфологического разбора существительного.
4. Выполнение тренировочных упражнений.
- Как вы считаете, трудно ли найти существительное среди других слов? (нет).
- Как вы будет искать существительное среди других слов? (задать вопрос и посмотреть, обозначает слово предмет)
- Сейчас выполним упражнение, где вы должны показать умение находить
существительное. Но задание для вас усложняется.
- Посмотрите на распечатки. Прочитайте слова.
Гореть, горюшко, горький, горелка, горение, горе, горчица, горько, горевать, горечь, горячо, горелый, горчичный, горемычный.
- Какой внешне одинаковый корень у этих слов? (гор)
- Можно ли считать все слова родственными? (нет, т.к. лексическое значение этих корней разное)
- Посмотрите на эти слова и скажите, сколько групп родственных слов здесь
представлено? (три группы: 1. - слова со значением: гореть; 2. - горе; 3. -
горький).
- Разделить страницу на три столбика, линии проводите так, чтобы их не было видно -
распределительный диктант.
- Найдите к каждой группе родственные слова и запишите их по столбикам.
Гореть Горький Горе
Горелка Горчица Горюшко
Горение Горько Горевать
Горячо Горечь Горемычный
Горелый Горчичный
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Подчеркните среди них существительные.
- В этом упражнении мы соединили два умения: мы доказали, что знаем, что
существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что? Закрепили навыки определения родственных слов.
- Мы сказали, что таблица на доске - схема морфологического разбора имени
существительного. На конкретных примерах из текста проведем морфологический
разбор. Для этого запишем
под диктовку небольшой текст.
Николай на лыжах отправился в лес. Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горела в небесной синеве косматое солнце. Поляна, вся залитая солнцем, светилась снежной голубизной. Жила, наслаждалась солнцем каждая сосновая иголочка, ясно видимая в отдельности. Радуясь солнцу, время от времени с ветки на ветку порхали снегири и синицы.
- Найдите в тексте имена собственные (Николай).
- Назовите несколько нарицательных существительных (снегири, небо и т.д.)
- В третьем предложении обозначьте склонения имен существительного (снега - 2 склонение; синеве - 1 склонение; солнце - 2 склонение)
- Найдите в тексте существительные третьего склонения (отдельность - 3 склонение)
- Что можно сказать о склонении существительных «время от времени»? (разносклоняемые).
- В последнем подпишите падеж существительных (солнцу - Д.п., с ветки - Р.п., на ветку - В.п., снегири и синицы - И.п.).
- Докажите, что третье предложение - сложное (2 простых предложения в составе сложного).
- Вторую часть предложения разберем по членам (горело в небесной синеве косматое солнце).
Проведем после подготовительной работы
морфологический разбор существительного.
1 вар.
(В)синеве
(в) синеве - сущ.
I. Обознач. предмет
II. Н.Ф. синева - что?
1. Пост. морф, признаки.: нариц., неодуш., ж.р. , 1 скл.
2. Непост. морф, признаки: в ед.ч., П.п.
III. горело (где?) в синеве (обст.)
2 вар.
Солнцем
Солнцем - сущ.
I. Обознач. предмет
II.Н.Ф. солнце - что?
1. Пост. морф, признаки: нариц., неодуш., 2 скл., ср.р.
2. Непост. морф, признаки: в ед.ч., Т.п.
III. залитое (чем?) солнцем (доп.)
- Закрепим анализ морфемного анализа имен существительных:
синева, иголочка, голубизна (3 ученика разбирают на доске).
- Сейчас этими упражнениями подготовили себе основу для повторения
орфографических правил, которым подчиняется правописание имен существительных.
Сейчас мы повторим правописание окончаний существительных, О-Е после шипящих в корне, окончании и суффиксе, Ь после шипящих в сопоставлении с другими частями речи, правописание суффиксов существительных.
- Почему важен морфемный анализ для орфографического правила? (надо иметь
видеть, в какой морфеме находится орфограмма).
- Чтобы вспомнить, сделаем такую работу. На доске записаны словосочетания. Ваша
задача: устно обозначить орфограммы и объяснить правописание:
1.
В мякоти лимона, шел по лестнице
2. Бить ключом, хрустальный башмачок
3. Много туч, окажет помощь
4. Разносчик газет, опытный сварщик
5. Ключик от шкатулки, кусочек сыра
- Остановимся сейчас на правописании только нескольких орфограмм. Повторим
сначала правописание окончаний существительных. Проведем
работу с сигнальными
карточками. Словосочетания записывать, только если допускается ошибка (делается графический комментарий):
Вернулся из поездки
Сидел в беседке
Гулял вдоль дороги
Был на лекции
Доклад по ботанике
Шел по тропинке
Подъехал к станции
Недалеко от деревни
Сообщить об опасности
Напомнить о долге
Рассказ о бесстрашии
Учился математике
Вспомнил об Америке
Встретились у акации
Записал в тетради
Посмотрел в учебнике
Проснулся в кровати
- Повторим правописание О-Ё после шипящих в корне, суффиксе и окончании. Приготовьте таблицу на странице №42.
- Когда в корне пишем О? (без ударения) Когда Ё? (под ударением, если есть переход в Е)
- Что сказано о правописании суффиксов существительных? (в суффиксах под ударением О).
- Что пишется в окончаниях существительных под ударением? (в окончаниях под ударением пишется О).
- Сейчас мы выполним
упражнение «Третий лишний». Я диктую по три слова, вам надо выбрать одно лишнее и записать в тетрадь:
*
Щётка, хранилище, шов
* Добычей, саранчой, родничок
* Комочек, флажок, стручок
* Дачей, шепот, шорох
- Ребята, давайте проверим, что у вас получилось.
- Работать с правилом правописания существительных на шипящий будем
в парах сменного состава.
Ребята, поставьте 10 цифр в столбик. Вы получаете карточку с номером. Записываете слова в тетрадь под той же цифрой, что и на карточке. Затем меняетесь карточками с соседом и выполняете его карточку, записывая слова под тем же номером, что и на карточке. Выполнив карточку соседа, те, кто сидят на первом варианте, встают, и вместе с карточкой, которую только что выполнили, садятся на место соседа сзади. Тот, кто сидит за последней партой, переходит за первую парту. Придя к новому соседу, сразу меняетесь карточками и выполняете карточку соседа, записывая слова под тем же номером, что и на карточке.
1.
Ночь темна; дочь умна
2. Врач профессионален; черный грач
3. Много туч; мелочь в кармане
4. Несколько тысяч; скорая помощь
5. черный плащ; серая мышь
6. культурная молодежь; лошадиная упряжь
7. синий обруч; рубеж; веков
8. в темноте рощ; горечь поражений
9. силач на ринге; речной уж
10. черная тушь; сладкая ложь
Проверка:
- Обменяйтесь с соседом своей работой, возьмите в руки простые карандаши. Я читаю
слова и говорю правильный вариант написания, а вы проверяете и исправляете
ошибки. Поставьте оценки в соответствии с той нормой, что записана на доске.
0 ошибок - «5»
1- 2 ошибки - «4»
3-4 ошибки- «3»
все остальное - «2»
- Молодцы! А сейчас будет очень интересная работа. У вас на столах лежит текст.
Прочитайте его. В этом тексте спутались все предложения, и вам предстоит очень
трудная задача:
восстановить последовательность текста.
1.
Я стал бесшумно срывать ягоды (4)
2. Набрел на большую поляну, посреди которой росли два дуба (2)
3. Вдруг раздался шорох (5)
4. Шел я по бесконечному шоссе, а потом свернул в лес (1)
5. По краю поляны тянулись заросли малины (3)
- Проверим, что у вас получилось (несколько учеников отвечают, затем говорится
правильный вариант)
5. Подведение итогов.
- Какую часть речи повторяли? Какие правила правописания имен существительных вспоминали?
6.Домашнее задание
Составить дома тест с вариантами ответа для своего соседа, используя правила, которые повторяли на уроке.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида
Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и
Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку
Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы