Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока биологии 6 класс. Половое и бесполое размножение растений.

Биология 6 класс Поурочный план
Автор: Спасибушкина Анна Васильевна
место работы: учитель биологии в КГУ "Новоишимская СШ №1" с.Новоишимское р-н им.Г.Мусрепова СКО РК

Урок 27.
Тема: Половое и бесполое размножение растений
Цель урока:
Образовательная: создать условия для изучения процесса размножения; отличий бесполого размножения от полового; типов размножения.
воспитатеьная: воспитывать сознательное отношение к процессу обучения, воспитывать аккуратность, сосредоточенность, ответственность.
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, уметь применять полученные знания на практике.
Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Сообщение темы и целей урока, подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

2.Проверка домашнего задания
Индивидуальный опрос
1.Почему необходимо охранять растения?
2.Почему % О2 в атмосфере постоянен?
3.Какова роль растений в жизни гетеротрофов?
4.В чем взаимосвязь живой и неживой природы?
5.Что такое почва?
6.Что такое гумус?
7.Какой ученый назвал роль зеленых растений на Земле космической?
3.Актуализация субъективного опыта учащихся

«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется
обвести вокруг пальца Время»


Учащимся предлагается проанализировать эпиграф, и определить о каком процессе пойдет речь на уроке. При затруднении с ответом можно задать вопрос:
1.Вспомните основные свойства живого?
2.Какое свойство, прежде всего, характеризует живое?
3.В чем его биологическое значение?

4.Новый материал
Учитель: Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.
4.Вспомните определение процесса размножения.
РАЗМНОЖЕНИЕ – воспроизведение себе подобных.
Учитель: В природе существует много способов размножения, но всех их можно объединить в два основных типа: БЕСПОЛОЕ и ПОЛОВОЕ. У них есть существенные отличия. А вот какие, нам предстоит узнать на сегодняшнем уроке.
ЗАДАНИЕ 1: Из набора карточек составьте схему – «Типы размножения» (работа в парах). При составлении схемы можно воспользоваться текстом учебника. На выполнение задания отводится 3-4 минуты.
РАЗМНОЖЕНИЕ
ПОЛОВОЕ
2 организма 1 организм
потомство с новыми признаками потомство идентично
связано с образованием половых клеток
БЕСПОЛОЕ
1 организм
потомство идентично
половые клетки не образуются
Проверка задания: построение схемы на доске (можно на интерактивной). Анализ.
Учитель: Цель нашего сегодняшнего урока – познакомиться с одним из типов размножения, но что бы узнать с каким вам предлагается разгадать, что находится в «Черном ящике».
-Сегодня утром я достала из холодильника живые организмы. С помощью того, что легко нашла на кухне, создала для них благоприятные условия, в которых они начали активно питаться и размножаться.
5.Кто продолжает размножаться, даже находясь в этом ящике? (Дрожжи)
В случае затруднений с ответом можно предложить найти подсказку на рисунках в учебнике.
Учитель: Итак, мы с вами будем знакомиться с бесполым типом размножения организмов. Я предлагаю вам посмотреть несколько видеороликов о формах бесполого размножения. Будьте внимательны, так как новая информация пригодится вам для выполнения следующего задания. (Демонстрация видеороликов о формах бесполого размножения).
ЗАДАНИЕ 2: Знакомство с формами бесполого размножения в процессе заполнения таблицы, используя материал учебника.
Проверка – заполнение таблицы учащимися у доски. Остальные – обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга (за таблицу оценки получает весь класс).
Заранее заготовленные таблицы раздаются каждому учащемуся.
Формы размножения Суть процесса Примеры организмов
Деление Расщепление организма на две одинаковые части Бактерии
Простейшие
Водоросли
Почкование Образование нового организма из участка тела материнского Дрожжи
Гидра
Спорообразование Образуется спора - клетка с очень плотными оболочками Грибы
Папоротники
Мхи
Водоросли
Фрагментация Распад тела на несколько частей Иглокожие
Водоросль спирогира
Вегетативное размножение Размножение вегетативными органами и их частями Растения

(Слова, выделенные красным цветом, учащиеся вносят самостоятельно)
ВЫВОД: Многообразие форм бесполого размножения характерно для представителей всех царств живой природы.
Учитель: Подумайте, какую форму бесполого размножения человек часто использует в своей практической деятельности? (Вегетативное размножение растений)
Почему именно этот способ размножения? В чем его преимущества? (Если затруднено размножение с помощью семян, быстрее вырастают и начинают плодоносить, быстрее расселяются и захватывают новые территории).
Используя свой жизненный опыт, вспомните, какими способами осуществляется вегетативное размножение растений?
ЗАДАНИЕ 3. В рабочей тетради составьте схему способов вегетативного размножения, используя раздаточный материал.
ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ
ПОДЗЕМНЫМИ ЧАСТЯМИ РАСТЕНИЯ
1.Корневыми черенками
(малина, одуванчик) (бегония, сансевьера)
2.Корневыми отпрысками 2.Стеблевыми черенками
(рябина, осина) (смородина, ива)
3.Корневищами 3.Ползучими побегами
(ирис, ландыш) (клюква, луговой чай)
4.Луковицами 4.Прививкой
(чеснок, тюльпан) (яблоня, груша)
5.Клубнями 5.Отводками
(картофель, топинамбур) (смородина, крыжовник)
НАДЗЕМНЫМИ ЧАСТЯМИ РАСТЕНИЯ
1.Листовыми черенками
(бегония, сансевьера)
2.Стеблевыми черенками
(смородина, ива)
3.Ползучими побегами
(клюква, луговой чай)
4.Прививкой
(яблоня, груша)
5.Отводками
(смородина, крыжовник)

ВЫВОД: Вегетативное размножение растений осуществляется подземными и надземными частями растений. Некоторые растения могут размножаться несколькими способами.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами много узнали о формах бесполого размножения. Где вы сможете использовать полученные знания? (на даче, при выращивании комнатных растений).
Можно показать ролик о черенковании комнатных растений или показать на живых объектах.
ОБОБЩЕНИЕ:
Формы бесполого размножения разнообразны – это и деление клеток, как у амебы, эвглены, инфузории-туфельки. И почкование у гидры или дрожжевых грибов, и спорообразование у мхов, папоротников, шляпочных грибов, и различные способы вегетативного размножения у растений.
Преимущества бесполого размножения в его простоте и эффективности – не нужно находить партнера. Полезные для организма признаки передаются из поколения в поколение.
5.Закрепление.
Индивидуальный опрос
1.О каком способе вегетативного размножения идет речь в загадке: «У мамы дочки на шнурочке»?
2..Прокомментируйте поговорки:
«Приживчивое дерево ива: из тычки растет»
«Верба что луговая трава: ее выкосишь, а она снова выросла»
«Кто крапиву с корнем не удаляет, тот понапрасну пропалывает»

6. Домашнее задание: § 25, конспект в тетради
7. Подведение итогов урока: (качественная оценка работы класса и отдельных учащихся.)
8. Рефлекия[/b]

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеурочного занятия по биологии для 6 класса Внеклассное мероприятие по биологи. Сценарий для 6 класса Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии, 6 класс Конспект интегрированного мероприятия «Изобразительное искусство, литература и биология», 6-7 класс

Похожие статьи:

Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Фотосинтез»

Конспект урока биологии по теме «Плоды» 6 класс

Игра по биологии, 6 класс

Конкурс эрудитов по биологии, 6-7 класс

Конспект урока биологии, 6 класс. Почва и растения

Опубликовано: 3413 дня назад (15 декабря 2014)
Просмотров: 15908
+5
Голосов: 5
Мария Александровна Антонова # 4 января 2015 в 00:14 +1
Добрый вечер,Анна Васильевна! У Вас получился отличный урок.В начале урока есть проверка Д/З - это очень важно для учащихся, т.к. можно сразу на уроке себя проверить.После объяснения нового материала учащимся даются практические задания для закрепления нового материала.Все задания разнообразные-это то, что нужно на каждом уроке учащимся, чтобы не потерять их внимание и им было интересно.Отлично, что в конце урока есть вывод.Обобщение всего сказанного на уроке.Мне понравился Ваш урок.Думаю,что ребятам на уроке хотелось работать и они усвоили все то,что было запланировано Вами.Продолжайте работать!Желаю Вам удачи!
Валентина Николаевна Лизина # 10 января 2015 в 15:32 0
Отличный материал, разнообразные задания. доступно все, есть обобщение. Мне понравилось. спасибо за такую работу!!!
Лейла Шигапова # 26 января 2015 в 19:03 0
Спасибо вам)очень хороший материал!Наш учитель предложил нам практику то есть провести урок вместо неё)Я согласилась и она дала мне эту тему!я была в шоке!думала что делать!начала искать и нашла этот сайт)это было то что нужно!Спасибо!Я сама ученица 6 класса)очень боялась что мои одноклассники не поймут и я тоже,поэтому искала материал полегче)Очень благодарна!Спасибо ещё раз)