Развитие воображения у дошкольников через нетрадиционные техники рисования
Методическая разработка "Развитие воображения дошкольников 4-5 лет, в том числе с ОВЗ (ЗПР), посредством использования нетрадиционных» техник рисования"
Автор: Леонтьева Анна Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад 233», г. Ярославль.
Данный материал будет полезен воспитателям, работающими с детьми с ОВЗ, а также родителям детей с ЗПР. В статье вы найдете краткую характеристику и особенности развития воображения у детей, методики диагностики воображения с описанием, подобраны техники нетрадиционного рисования, а также дидактические игры для развития воображения. Аннотация.
Что такое воображение? – это способность создавать образы. Такие образы тесно связаны с жизненным опытом и фантазией ребенка.
Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Благодаря которому мы можем не только воспроизводить то, что нам уже знакомо, но и сочинять новые образы.
Так как в дошкольном детстве ведущий вид деятельности игра, то и развитие воображения происходит в игре. Дети учатся сочинять и придумывать.
Уровень развития воображения у детей с ЗПР не такой высокий, как у детей нормативного развития. Отмечается беднота образов и низкая мотивация. Детям трудно придумывать и фантазировать. Воображение часто носит репродуктивный характер, т.е. ребенок с ЗПР только копирует, а не создает новое, в силу своих особенностей. Наблюдается повышенная истощаемость и утомляемость, такие малыши быстрее устают и теряют интерес к деятельности. Но такие дети готовы получать помощь и способны применять показанный способ действия. При постоянном контакте и длительной работе, дети с ЗПР могут переносить уже показанный образ.
Проблеме развития воображения у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) посвящена данная методическая разработка.
Я предлагаю для ознакомления планирование по лексическим темам, которое позволяет расширить знания детей о нетрадиционных техниках рисования, приемах работы с красками, формирует устойчивый интерес к изображению предметов и явлений. И соответственно способствует развитию воображения. Простота техник доступна для детей с ЗПР.
Введение.
Для того, чтобы процесс развития воображения был более успешный, ребенку необходим визуальный образ. Эту роль выполняют нарисованные образы. Использование в продуктивной деятельности нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. они раскрывают потенциал ребенка и сами способствуют желанию творить и создавать что-то новое. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно выбирать, какую технику использовать, для выразительности образа.
При формировании воображения нет правильных или неправильных образов, что создает ситуацию успеха, важную для детей с ЗПР. Владея разными техниками и способами изображения, ребенок получает возможность выбора.
Успех достигается за счет того, что рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет ребенка, а наоборот поддерживает высокую работоспособность в течении всего занятия. Используя разные техники, ребенок может в рисунке выражать свои чувства и эмоции. Это дает ему свободу и вселяет уверенность в своих силах.
Кроме того, такое рисование позволяет ребенку не просто копировать изображение, а знакомит со способом изображения. Таким образом, ребенок проявляет инициативу и учится фантазировать.
Проанализировав авторские разработки, передовой опыт коллег – педагогов-практиков, меня заинтересовала возможность применения нетрадиционных техник рисования для развития воображения дошкольников.
Цель: формирование воображения и творческого потенциала ребенка с помощью нетрадиционных техник рисования.
Перед началом работы для отслеживания результатов работы, целесообразно провести диагностику уровня развития воображения воспитанников.
Методики диагностики воображения у дошкольников
(Средний возраст)
Предложенные упражнения для определения уровня развития воображения имеют условный характер и могут быть скорректированы в индивидуальном порядке.
Для детей с ЗПР целесообразно добавить наглядность, использовать подсказки в виде иллюстраций или отдельных картинок.
Упражнение «Рисунок» Задание: предложить ребенку нарисовать картинку или сюжет по знакомой сказке. На выполнение отводится 10 минут. Критерии оценки:
- Скорость создания рисунка;
- Оригинальность изображения;
- Разнообразие деталей и форм;
- Эмоциональность и количество использованных цветов.
Если детям не понятна инструкция, можно предложить задание «Оживить фигуру». Рисуется любая геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник), детям необходимо придумать и дорисовать, на что эта фигура похожа. Пример: круг можно дорисовать до солнышка, цветок, сигналы светофора, неваляшка и др.; квадрат – домик, окно, конверт, платок и др.; треугольник – домик с крышей, палатка, платье и др. Фигуры квадрат и треугольник берутся только после усвоения фигуры «круг».
Упражнение «Придумай сказку» Задание: предложить ребенку сочинить короткую сказку. Можно соединить несколько героев (из разных сказок) в одной сказке, придумать продолжение и свой сюжет. Для успешного выполнения задания, целесообразно предложить несколько образных или сюжетных картинок, которые послужат опорой для фантазирования. Критерии оценки:
- Быстрота сочинения сказки;
- Оригинальность сюжета;
- Разнообразие деталей и героев;
- Эмоциональность и выразительность.
Если детям с ЗПР сложно придумать сказку, можно предложить игру: «Что будет, если …»
Детям предлагается порассуждать над вымышленной ситуацией.
Пример: Что будет, если кошка научится лаять?
Что будет, если солнце перестанет вставать?
Что будет, если все предметы станут круглыми?
Что будет, если люди научатся летать? И др.
Шкала оценки выполнения упражнений. 4 балла – ребенок самостоятельно и без особых затруднений выполняет задание. 3 балла – при выполнении задания ребенок испытывает некоторые затруднения, но с помощью наводящих вопросов и подсказок взрослого, успешно справляется с заданием. 2 балла – ребенок не может выполнить задание без помощи взрослого. Отмечается беднота образов и выразительных форм. 1 балл – ребенок отказывается выполнять задание, ссылаясь на «незнание».
Предлагаю ознакомиться с нетрадиционными техниками рисования, применение которых целесообразно использовать с детьми средней возрастной группы.
Каждая из этих техник рисования развивает воображение, дает свободу фантазии. Нетрадиционные техники рисования позволяют детям включиться в игру красок, учат экспериментировать. Включение в работу занятий с использованием нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики, проявлению творческой инициативы у детей. Ребенок учится фантазировать и креативно мыслить.
Приложение
Дидактические игры для развития воображения.
«Дорисуй рисунок».
Детям предлагаются листы бумаги с нарисованным кругом. Необходимо придумать и нарисовать картинку, в которой круг будет частью изображения. Пример: светофор, солнце, цветок, неваляшка и т.д.
«Расскажи сказку по картинке».
Детям предлагаются любые иллюстрации или картинки, даже не связанные между собой. Необходимо рассказать сказку. Единственное условие – чтобы все картинки были упомянуты в сказке, были ее частью. На начальном этапе можно использовать близкие по смыслу картинки. Данная игра напоминает «мнемотехнику», только элементы придумывают сами. Пример: взяты картинки – цветок, пчела, улей, медведь, лес. Можно составить сказку: Пчела села на цветок, собрала нектар и полетела в улей. В лесу она встретила медведя, который очень хотел полакомиться медом.
«Признаки предметов».
Детям предлагается один образ, например «яблоко». Необходимо подобрать как можно больше признаков яблока – большое, красное, вкусное, сочное и т.д.
«Что будет, если …»
Детям предлагается порассуждать над вымышленной ситуацией. Пример: что будет, если кошка научится лаять?
Что будет, если солнце перестанет вставать?
Что будет, если люди научатся летать? И др.
«Что можно делать?»
Детям предлагаются образные картинки. Нужно придумать, что можно делать с этим предметом. Пример: «яблоко» - его можно есть, мыть, угощать, тереть, запекать и т.д.