Конспект коррекционно-развивающего занятия во 2 классе по теме "Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: кто? что?"
Описание материала: разработка конспекта занятия предназначена для работы с детьми с ОВЗ, поэтому будет полезна для специалистов специальных(коррекционных)образовательных учреждений VIII вида (учителя-дефектолога, учителя-логопеда). Задания и упражнения разработаны с учётом особенностей познавательной сферы детей с умственной недостаточностью и направлены на развитие у учащихся психических функций: памяти, внимания, мышления, речи.
Автор: Скорикова Анна Владимировна, учитель русского языка, дефектолог, заместитель директора по УВР, ГБС(К)ОУ школа № 8, г.Лабинск
Цель:
Различение слов, отвечающих на вопросы кто? что?
Задачи:
- учить детей различать слова по вопросам кто? что?, выделять их в тексте, употреблять в речи с другими словами;
- развивать умение анализировать, обобщать, группировать языковой материал, активизировать познавательную деятельность детей;
- прививать интерес детей к учебной деятельности.
Ход занятия
I. Организационный момент
-Сядет тот, чьё имя я назову.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Сообщение темы
- Из чего строится наша речь?
- В своей речи мы используем слова. С их помощью мы называем людей, животных, предметы, явления. Сегодня на занятии мы закрепим знания о словах, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?
III. Развитие временных представлений, слуховых восприятий
-Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в лесу.
-Послушайте звуки, определите к какому времени года они относятся (прослушивание аудиозаписи)
-Какое сейчас время года? (зима)
-Какие звуки мы слышим зимой? (свист ветра, завывание вьюги, треск деревьев, скрип снега под ногами )
IV. Дифференциация слов, отвечающих на вопрос кто? что?
1.Выявление имеющихся знаний по теме.
-Из леса к нам прилетела сорока и принесла на хвосте вопросы:
-Что можно увидеть на лесной полянке зимой?
( На наборном полотне картинки-опоры: птица, заяц, ель, пень, след, волк)
-Кто живёт в зимнем лесу?
Птица, заяц, волк.
- Какие слова отвечают на вопрос кто?(птица, заяц, волк).
- Какие слова, отвечают на вопрос что?(ель, пень, след)
2.1.Д/игра « Кто? или что?»
Правила игры:
Учитель показывает картинку с изображением предмета, учащиеся поднимают карточку со словом «Кто?» или «Что?»
( Тетрадь, ученик, собака, стакан, дом, сом, корова, помидор)
2.2.Д/игра: «Помести картинки в ящики» .
Правила игры:
В один ящик складываются картинки, на которых изображены предметы, отвечающие на вопрос кто?, в другой ящик- на вопрос что? ( играть можно как в парах, так и в группе: игра ведётся по цепочке; тот, кто ошибается, даёт право вести игру следующему).
(капуста, роза, птица, солнце, пчела, почтальон)
V. Закрепление знаний по теме
Задание: Отгадай загадку.
Слова- отгадки запишите в два столбика.
( в первый столбик слова, отвечающие на вопрос кто?, во второй столбик слова, отвечающие на вопрос что?)
Отгадай-ка, кто проворно
Ищет крошки, ищет зёрна?
Говори же, не робей,
Это храбрый…(воробей)
Разноцветный лоскуток
Сел на маленький цветок,
Аромат его вдохнул
И, довольный, упорхнул (бабочка)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть-нет головы (гриб)
Живёт в воде,
Там ест и спит
И никогда не говорит (рыба)
Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка)
Под берёзами, где тень
Притаился старый…( пень)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
Хвост пушистый,
Мех золотистый (лиса)
Длинный, зелёный, вкусен
Свежий и солёный (огурец)
V. Развитие умения обобщать
Д/ игра « Продолжи ряд и назови одним словом кто или что это?»
(Кто?) Комар, стрекоза, муравей, пчела -это насекомые
(Что?) Ромашка, лилия, роза, василёк- это цветы
Работа в тетрадях ( самостоятельно)
(Кто?) Лиса, волк, медведь, заяц- это животные
( Что?) Груша, яблоко,персик,слива- это фрукты
VI.Развитие умения выделять слова, отвечающих на вопрос кто? или что? (из групп слов)
Д/игра « Найди четвёртый лишний»
Пенал, стол, лягушка, груша.(лягушка)
Кошка, стрекоза, курица, карандаш.(карандаш)
VII. Развитие умения употреблять слова, обозначающие предметы, в речи (в связи с другими словами).
Д/игра « Оживи картинку»
Задание 1: подобрать к предмету действие.
Апельсин лежит. Яблоко краснеет. Груша висит.
Задание 2: составить описание предмета
Яблоко- круглое, большое, твёрдое, сладкое, красное.
VIII. Систематизация знаний.
1. Составить предложение.
На дереве висит круглое, большое, твёрдое, сладкое, красное яблоко.
2. Д/игра « Найди ошибку»:
Кто пришёл к нам на урок?
Пёс Барбос, соседский кот,
Папа, мама, бегемот,
Кочерга и штаны
В гости в школу к нам пришли.
- Какие из перечисленных предметов не отвечают на вопрос КТО?
(кочерга, штаны)
Что лежит на парте вашей?
Ручка, книжка и тетрадка,
Крокодил, гиппопотам,
Две линейки и пенал.
- Какие из перечисленных предметов не отвечают на вопрос ЧТО?
(крокодил, гиппопотам).
-В какой форме написаны четверостишия? (в шуточной)
IX. Подведение итога занятия.
-Ребята,вам понравилось занятие?
-Что нового узнали на занятии?
-Вы молодцы, давайте похлопаем в ладоши.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова»
Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс
Анализ заданий учебников русского языка 2 класса
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Похожие статьи:
Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение
Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов
Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова
Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса