Конспект урока литературного чтения на тему: "Мой брат Миша"
Цели
• Знакомство учащихся со стихотворением Я. Акима «Мой брат Миша»
• Обучение выразительному чтению
Задачи
1. Учить ставить логические ударения, соблюдать паузы, выбирать интонации, темпа чтения;
2. учить чувствовать и понимать образный язык и выразительные средства;
3. развивать поэтический слух детей;
4. воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, эталоны, на доске находится солнце и на каждом этапе урока ученики получают лучик этого солнца со словами: любовь, доброта, забота, взаимопонимание, терпение; карточки с задачами урока.
Ход урока
1.
Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
2. Актуализация знаний
Слайд (на слайде написано 7я)
Учитель:
- Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. Какое слово спрятано? (ответ детей)
Учитель:
- Да, это слово «семья».
– А что такое семья? ( Варианты ответов детей: папа, мама, вы и ваши сестры и братья)
- Как вы думаете, что главное в жизни (Варианты ответов детей: главное в жизни вашей и ваших родителей иметь дружную семью).
-Какие произведения о семье на уроках литературного чтения мы уже изучали? (ответы)
- Вы принесли рисунки своей семьи, и по ним можно понять, как вы любите своих родных. Это очень хорошо. (ученики рассматривают рисунки одноклассников)
- Семью можно сравнить с деревом. Дереву необходимо солнце, а что же нужно, чтобы семья была дружной?
- Дома вы по желанию учили стихотворение А. Барто «Две сестры глядят на братца». Сейчас мы проведем конкурс на лучшего чтеца.
(Каждый ряд выбирает чтеца, выбирают лучшего, три ученика читают наизусть стихотворение, остальные высказывают свое мнение о том, кто из чтецов больше понравился, свой ответ аргументирует. Ученик, который лучше прочитал стихотворение, получает грамоту).
Учитель:
- Поднимите руку те, кто является старшим братом в семье? Как вы относитесь к своим младшим братьям и сестрам? (ответы учеников)
-Как вы думаете, о ком мы будем сегодня на уроке говорить?
Ученики:
- Мы будем говорить о старших братьях
3. Знакомство с творчеством Я. Акима.
Учитель:
-А сейчас мы с вами познакомимся с еще одним поэтом, который писал для детей и о детях. Прочитайте имя автора и название стихотворения на с. 85 (ученики читают про себя).
-Какие стихи еще написал Аким? Чему они нас учат? (ответы учеников)
- О ком будет стихотворение «Мой брат Миша»?
Ученики:
- Это стихотворение о брате Мише.
Учитель:
- Предположите, какие чувства испытывает мальчик к своему брату? (ответы учеников)
- Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, с кем автор сравнивает Мишу?
Ученики:
- Автор сравнивает Мишу с солнцем.
Учитель:
- Можем мы предположить, почему младшего брата автор сравнивает с солнцем? (ответы детей: яркий, веселый, рыжий…)
- Рассмотрите ещё раз 2 и 3 кадры. Что можете сказать о том, как общаются старший и младший братья? (ответы учеников)
-Предположите, каким, по мнению автора, должен быть старший брат? (ответы учеников)
-Чему мы должны научиться, читая это стихотворение? (ученики работают по карточкам, выбирают то, чем будем заниматься на уроке, т.к. в 1 классе самостоятельно сформулировать задачи урока сложно)
Карточка с вариантами ответов: Учиться определять тему и главную мысль стихотворения, читать выразительно, оценивать чтение одноклассников, учиться правильно писать.
Ученики:
- Мы будем учиться определять тему и главную мысль стихотворения, читать выразительно, оценивать чтение товарищей, поступки, чтобы узнать, каким должен быть старший брат.
4 Лексическая работа (слова написаны на слайде).
Учитель:
- Прежде чем мы начнем читать стихотворения, давайте разберем сложные слова ( сначала ученики высказывают свое мнение, потом учитель корректирует)
– Хлопочет – стараться помочь кому-нибудь в чем-нибудь.
– Мигом -очень быстро, скоро или сразу.
– В один присест -не вставая с места, за один раз
5 . Первичное восприятие стихотворения.
Учитель:
- Что помогло вам верно прогнозировать тему стихотворения?
Ученики:
- Нам помогло название.
Учитель:
-Подтвердились ли наши предположения об отношении мальчика к брату?
- Как автор об этом пишет: найдите и прочитайте.
- В какой строфе автор дает характеристику старшего брата?
Ученики (читают):
- Я Мишу не обижу,
А ущипнет - стерплю:
Он маленький, мой рыжий,
И я его люблю.
Учитель:
- В каких строчках говорится о том, как относится герой к младшему брату?
Ученики (читают):
-Проснусь - и сразу весело,
Когда его увижу я.
И я его люблю.
Учитель:
- Найдите в тексте слова, показывающие проявление любви старшего брата к младшему.
Ученики:
–Называет ласково “рыжий”. Называет не словом «брат», а «братик», «братишка».
- Младший брат похож на солнышко: такой же рыжий.
Учитель:
- Каким должен быть старший брат, по мнению автора?
Ученики:
- Старший брат, по мнению автора, должен любить, оберегать младшего, проявлять по отношению к нему заботу.
Учитель:
- Итак, какова главная мысль стихотворения, то есть что хотел донести автор до читателей?
Ученики:
- Старший брат должен любить и помогать младшему, заботиться о нем. В семье должна быть любовь
6. Закрепление
Учитель:
- В какой форме написан текст: в прозаической или стихотворной?
Ученики:
- Стихотворение написано в стихотворной форме.
Учитель:
- Докажите.
- Найдите рифмующиеся слова (ответ учеников).
- Чему вы ещё должны учиться на сегодняшнем уроке?
Ученики:
- Мы должны научиться выразительно читать.
Учитель:
- Полностью ли решили мы данную задачу?
Ученики:
-Нет.
Учитель:
- Как нужно подготовиться к выразительному чтению?
- Поставить логическое ударение (подчеркнуть слова), определить паузы (II – точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие; I – запятая, точка с запятой, двоеточие 4 слайд), нужную интонацию.
(Работа в парах, проверка по эталону. Эталон лежит у каждого ученика на парте)
- Как нужно читать стихотворение?
Ученики:
- Стихотворение надо читать выразительно.
(читают еще раз, соблюдая паузы и интонацию)
7. Итог
Учитель:
- Итак, какой проблемы мы коснулись на уроке?
Ученики:
- Мы коснулись проблемы отношений в семье.
Учитель:
- На примере какого произведения рассматривали данную проблему?
Ученики:
- На примере стихотворения Якова Акима «Мой брат Миша».
Учитель:
- Какие задачи были поставлены на урок?
Ученики:
-Узнать, каким должен быть старший брат.
- Учиться определять тему и главную мысль стихотворения, читать выразительно, оценивать чтение товарищей и поступки.
Учитель:
- Справились с поставленными задачами: узнали, каким должен быть старший брат?
Ученики:
-Да. Старший брат должен любить, оберегать младшего, проявлять по отношению к нему заботу.
Учитель ( на доске солнце с лучиками):
- Посмотрите, какое солнце у нас светит. Что же нужно, чтобы семья была дружной и крепкой ?
Ученики: (смотрят на солнце и читают хором):
-Любовь, доброта, забота, взаимопонимание, терпение.
8
Домашнее задание
Учитель:
- Как вы думаете, как можно поработать с данным стихотворением дома?
Ученики:
- Стихотворение можно выучить наизусть, выразительно прочитать выразительно, сделать рисунок к содержанию стихотворения.
Учитель:
Спасибо за хорошую и активную работу. И у меня для вас есть подарок (звучит песня «Детская песня о семье», и идет презентация фотографий семей учеников)
Рекомендуем посмотреть:
Урок литературного чтения, 1 класс
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе по теме: "Как хлеб на стол приш
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России
Конспект урока литературного чтения в 1 классе
Похожие статьи:
Конспект урока литературного чтения в 1 классе
Чешские песенки для детей в переводе Маршака
Басни Крылова для детей 1 класса
Сказы для 1 класса