Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок литературного чтения, 4 класс. Пушкин "Сказка о царе Салтане". Знакомство с героями сказки. Конспект с презентацией

А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане". Знакомство с героями сказки
Автор: Ангелина Анатольевна Торопова, учитель начальных классов
Место работа: МОУ СОШ № 42 имени Н.П. Гусева с углублённым изучением французского языка
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса
Цели:
• Знакомство обучающихся с авторской сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
• Обучение выразительному чтению произведения в стихотворной форме
Задачи:
1.а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие авторской сказки от народной;
2.работать над навыками выразительной речи;
3.учить работе с текстом;
4.закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»
5.воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, эталоны, раздаточный материал (картинки с фрагментами из сказок А. С. Пушкина, бумажные перья); карточки с задачами урока, музыка со звуком моря, кокошники для театрализации отрывка.
Ход урока
1. Организационный момент
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса
2. Актуализация знаний
Слайд 1
Учитель:
- Кому принадлежат эти строки?
Ученики:
-Эти строки принадлежат А. С. Пушкину.
Учитель:
- Я очень люблю читать. Уверена, вы тоже любите читать. И сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир сказок Пушкина.
-А. С. Пушкин-символ нашей культуры. Мастер слова. Язык Пушкина музыкален и мелодичен. Пушкин писал в 19 веке, в то время писали пером, поэтому сегодня на уроке вы за работу будете получать перья.
- Ребята, наш урок мы начнем с работы в группах. Сейчас вы повернетесь друг к другу, но сначала послушайте задание: перед вами лежат иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина и отрывки из сказок. Соедините, пожалуйста, так чтобы иллюстрация соответствовала сказке. (на задание в группе дается 3 мин)
Учитель:
- Проверяем (от каждой группы выступает один человек, на доске слайд 2, 3 с эталоном ответа).
Учитель:
- Ребята, вы большие молодцы, прекрасно справились с заданием.
3.Знакомство со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Учитель:
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. (слайд 4) Это удивительная по своей красоте и загадочности картина известного художника Врубеля. Догадайтесь, о какой сказке А. С. Пушкина пойдет речь сегодня на уроке. (предположения детей)
- Как вы догадались? (ответы обучающихся)
- Эта картина «Царевна – Лебедь» находится в Москве, в Третьяковской галерее (звучит музыка моря)
Учитель:
-Предположите, чем мы будем заниматься на уроке (предположения учащихся). Учитель редактирует и прикрепляет задачи на доску.
Ученики:
1. Познакомиться с языком сказки
2. Найти сходство и различие с фольклорной сказкой
3. Составить характеристику героев сказки
4. Выразительное чтение сказки
Учитель:
-Прочитайте полное название сказки (слайд 5). Похоже ли оно на название русских народных сказок? (предположения учащихся)
-Что необычного в названии сказки?
Ученики:
-В названии сказки автор не только называет героев, но и даёт их характеристику.
4. Лексическая работа (слова написаны на слайде 6, 7)
Учитель:
- Сказка написана 185 лет назад, поэтому в тексте сказки много слов, кото-рые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
- Как они называются?
Ученики:
-Устаревшие.
Учитель:
-Над какой задачей мы сейчас работаем?
Ученики:
-Знакомимся с языком сказки.
Учитель:
-Зачем мы выполняем эту работу?
Ученики:
-Чтобы понять смысл сказки. (значение слов разбирают коллективно, значение слов появляется на доске, все сложные слова прочитывают хором)
5 . Первичное восприятие сказки
Учитель:
- Какие герои бывают в сказках?
Ученики:
- Положительные, отрицательные и нейтральные.
Учитель:
- А зачем нам составлять характеристику героев?
Ученики:
-Характеристика героев поможет лучше понять произведение.
Учитель:
- Сегодня мы начнем составлять характеристику героев, заполним карточку, которая перед вами. Какую задачу мы решаем?
Ученики:
-Составляем характеристику героев.
Учитель:
-Представьте, что мы с вами зрители, а на сцене актеры. (Хорошо читающие ученик выходят к доске с учебниками, надевают костюмы, читают отрывок).
-Слушаем внимательно. (Актеры выразительно читают)
-С кем из героев мы познакомились?
Ученики:
- Три сестры, царь Салтан
Учитель:
-Скажите, какой литературный прием использует автор, характерный для русских сказок?
Ученики:
- Троекратный повтор.
Учитель:
– В чём необычность поведения царя Салтана?
Ученики:
-Ведёт себя он необычно, подслушивает под окном, стоя «позадь забора»; один на улице, без свиты; жену выбирает после подслушанного разговора и женится в тот же вечер.
Учитель:
- Читаем выразительно 2 часть, работаем над 4 задачей (ученики читают текст).
- Какую характеристику мы можем дать царю Салтану? Можно ли его привычно отнести к положительным или отрицательным героям?
Ученики:
-Нет, царя нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям, так как он может быть добрым, но может быть и несправедливым.
Учитель:
-Выберете слова, которыми мы бы могли охарактеризовать Салтана. (Слайд 8)
-Докажите словами из текста (ученики находят слова в сказке «В гневе начал он чудесить…»)
-Прочитав этот эпизод, о ком еще мы можем составить характеристику. (ученики заполняют таблицу)
Ученики:
- Мы можем составить характеристику на сестер и сватью.
Это отрицательные герои.
Учитель:
- Найдите слова, доказывающие, что они- отрицательные герои. Запишем этих героев в нашу таблицу. (учащиеся ищут подтверждение в тексте и записывают в таблицу характеристику героев)
Учитель:
-Со всеми ли героями мы познакомились?
Ученики:
- Нет, есть другие персонажи.
Учитель:
-А можем ли мы вписать в нашу таблицу героев, опираясь на название сказки, но о которых еще не прочитали.
Ученики:
-Мы можем дать характеристику Гвидона и царевны-Лебедь, так как в полном названии сказки автор дает им краткую характеристику.
Учитель:
- К положительным или отрицательным персонажам мы отнесем этих героев?
Ученики:
-К положительным, так как Гвидон назван сильным и могучим, а царевна-Лебедь-прекрасной.
Учитель:
-Прочитайте, что у нас получилось? (чтение таблицы)
-Мы сегодня только начали путешествие в волшебный мир сказок А. С. Пушкина.
-Пушкин-гениальный поэт! Люди во всем мире восторгаются его творчеством. Во многих городах есть памятники Пушкину, улицы, названные его именем. А как вы думаете, у нас есть?
Ученики:
-Такие памятники есть и у нас: улица Пушкина в центре города и памятник у школы 43, которая носит его имя. (слайд 9)
6.Рефлексия
Учитель:
-Что вам показалось наиболее интересным на уроке? (ответы учащихся)
-Что было трудным для вас? (ответы учащихся)
-У вас на партах перья. Оцените работу на уроке. Если вы считаете, что выполнили все задачи, на одном из перьев поставьте крестик на самый верх, если не все-то посередине.
-Покажите свои перья? (дети показывают перья с самооценкой)
-Я рада, что у нас все получилось.
7.Домашнее задание.
-Дома вы продолжите знакомство с героями сказки. Выразительно прочитайте с.121-127 и заполните таблицу, дописав характеристику героев.
Спасибо за урок!
Презентация на тему: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие с презентацией, 4 класс. Кир Булычёв. Миллион приключений Конспект урока литературного чтения с презентацией, 4 класс. Жизнь и творчество Рубцова Конспект интегрированного урока внеклассного литературного чтения и литературы в 4 и 10 классах с Конспект итогового урока с презентацией. Литературное чтение по теме "Что за прелесть эти сказки!",

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе. История книги

Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов

Урок литературного чтения в 4 классе. Библия

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Исцеление Ильи Муромца»

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Аким | Классный час "Защита организма и укрепление здоровья в весенний период", 4 класс
Опубликовано: 1939 дней назад (25 июля 2019)
Просмотров: 4188
+2
Голосов: 2
Носова Анна # 26 июля 2019 в 11:37 0
Замечательная разработка! Ангелина Анатольевна, очень интересная идея по работе с произведением. Спасибо, обязательно использую в своей работе.
Вострилова Майя # 26 июля 2019 в 13:58 0
Очень понравилась данная разработка.Хорошие идеи по работе в группах.Спасибо большое!С нетерпением жду следующих публикаций.
Кузнецова Елизавета # 30 июля 2019 в 20:43 0
Замечательная идея и воплощение. Отличная разработка для работы в группах. Буду использовать в своей работе. Обязательно посоветую коллегам.
Екатерина Александровна Бурмистрова # 7 августа 2019 в 11:34 0
Спасибо, Ангелина Анатольевна.
Разработка интересная, возьму в работу.
Про перья интересно придумано)
Василенко Татьяна Николаевна # 9 сентября 2019 в 01:03 0
Ангелина Анатольевна, спасибо! Прекрасная презентация! Интересное начало урока, продумана словарная работа, использованы разные виды работы с текстом. Урок получается насыщенным,познавательным. Обязательно проведу урок по данной теме у себя в классе!
Юлия Головина # 17 сентября 2019 в 22:09 0
Спасибо большое за подробный конспект урока! Очень понравилась задумка – включение в урок литературного чтения фрагмента из краеведения. Это помогает непосредственно на уроке познакомить учащихся с историей своего города и вызвать дополнительный интерес у детей при изучении произведения