Урок литературного чтения, 4 класс. Пушкин "Сказка о царе Салтане". Знакомство с героями сказки. Конспект с презентацией
А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане". Знакомство с героями сказки
Автор: Ангелина Анатольевна Торопова, учитель начальных классов
Место работа: МОУ СОШ № 42 имени Н.П. Гусева с углублённым изучением французского языка
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса
Цели:
• Знакомство обучающихся с авторской сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
• Обучение выразительному чтению произведения в стихотворной форме Задачи:
1.а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие авторской сказки от народной;
2.работать над навыками выразительной речи;
3.учить работе с текстом;
4.закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»
5.воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость. Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, эталоны, раздаточный материал (картинки с фрагментами из сказок А. С. Пушкина, бумажные перья); карточки с задачами урока, музыка со звуком моря, кокошники для театрализации отрывка. Ход урока 1. Организационный момент
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса 2. Актуализация знаний
Слайд 1 Учитель:
- Кому принадлежат эти строки? Ученики:
-Эти строки принадлежат А. С. Пушкину. Учитель:
- Я очень люблю читать. Уверена, вы тоже любите читать. И сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир сказок Пушкина.
-А. С. Пушкин-символ нашей культуры. Мастер слова. Язык Пушкина музыкален и мелодичен. Пушкин писал в 19 веке, в то время писали пером, поэтому сегодня на уроке вы за работу будете получать перья.
- Ребята, наш урок мы начнем с работы в группах. Сейчас вы повернетесь друг к другу, но сначала послушайте задание: перед вами лежат иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина и отрывки из сказок. Соедините, пожалуйста, так чтобы иллюстрация соответствовала сказке. (на задание в группе дается 3 мин) Учитель:
- Проверяем (от каждой группы выступает один человек, на доске слайд 2, 3 с эталоном ответа). Учитель:
- Ребята, вы большие молодцы, прекрасно справились с заданием. 3.Знакомство со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Учитель:
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. (слайд 4) Это удивительная по своей красоте и загадочности картина известного художника Врубеля. Догадайтесь, о какой сказке А. С. Пушкина пойдет речь сегодня на уроке. (предположения детей)
- Как вы догадались? (ответы обучающихся)
- Эта картина «Царевна – Лебедь» находится в Москве, в Третьяковской галерее (звучит музыка моря) Учитель:
-Предположите, чем мы будем заниматься на уроке (предположения учащихся). Учитель редактирует и прикрепляет задачи на доску. Ученики:
1. Познакомиться с языком сказки
2. Найти сходство и различие с фольклорной сказкой
3. Составить характеристику героев сказки
4. Выразительное чтение сказки Учитель:
-Прочитайте полное название сказки (слайд 5). Похоже ли оно на название русских народных сказок? (предположения учащихся)
-Что необычного в названии сказки? Ученики:
-В названии сказки автор не только называет героев, но и даёт их характеристику. 4. Лексическая работа (слова написаны на слайде 6, 7) Учитель:
- Сказка написана 185 лет назад, поэтому в тексте сказки много слов, кото-рые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
- Как они называются? Ученики:
-Устаревшие. Учитель:
-Над какой задачей мы сейчас работаем? Ученики:
-Знакомимся с языком сказки. Учитель:
-Зачем мы выполняем эту работу? Ученики:
-Чтобы понять смысл сказки. (значение слов разбирают коллективно, значение слов появляется на доске, все сложные слова прочитывают хором) 5 . Первичное восприятие сказки Учитель:
- Какие герои бывают в сказках? Ученики:
- Положительные, отрицательные и нейтральные. Учитель:
- А зачем нам составлять характеристику героев? Ученики:
-Характеристика героев поможет лучше понять произведение. Учитель:
- Сегодня мы начнем составлять характеристику героев, заполним карточку, которая перед вами. Какую задачу мы решаем? Ученики:
-Составляем характеристику героев. Учитель:
-Представьте, что мы с вами зрители, а на сцене актеры. (Хорошо читающие ученик выходят к доске с учебниками, надевают костюмы, читают отрывок).
-Слушаем внимательно. (Актеры выразительно читают)
-С кем из героев мы познакомились? Ученики:
- Три сестры, царь Салтан Учитель:
-Скажите, какой литературный прием использует автор, характерный для русских сказок? Ученики:
- Троекратный повтор. Учитель:
– В чём необычность поведения царя Салтана? Ученики:
-Ведёт себя он необычно, подслушивает под окном, стоя «позадь забора»; один на улице, без свиты; жену выбирает после подслушанного разговора и женится в тот же вечер. Учитель:
- Читаем выразительно 2 часть, работаем над 4 задачей (ученики читают текст).
- Какую характеристику мы можем дать царю Салтану? Можно ли его привычно отнести к положительным или отрицательным героям? Ученики:
-Нет, царя нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям, так как он может быть добрым, но может быть и несправедливым. Учитель:
-Выберете слова, которыми мы бы могли охарактеризовать Салтана. (Слайд 8)
-Докажите словами из текста (ученики находят слова в сказке «В гневе начал он чудесить…»)
-Прочитав этот эпизод, о ком еще мы можем составить характеристику. (ученики заполняют таблицу) Ученики:
- Мы можем составить характеристику на сестер и сватью.
Это отрицательные герои. Учитель:
- Найдите слова, доказывающие, что они- отрицательные герои. Запишем этих героев в нашу таблицу. (учащиеся ищут подтверждение в тексте и записывают в таблицу характеристику героев) Учитель:
-Со всеми ли героями мы познакомились? Ученики:
- Нет, есть другие персонажи. Учитель:
-А можем ли мы вписать в нашу таблицу героев, опираясь на название сказки, но о которых еще не прочитали. Ученики:
-Мы можем дать характеристику Гвидона и царевны-Лебедь, так как в полном названии сказки автор дает им краткую характеристику. Учитель:
- К положительным или отрицательным персонажам мы отнесем этих героев? Ученики:
-К положительным, так как Гвидон назван сильным и могучим, а царевна-Лебедь-прекрасной. Учитель:
-Прочитайте, что у нас получилось? (чтение таблицы)
-Мы сегодня только начали путешествие в волшебный мир сказок А. С. Пушкина.
-Пушкин-гениальный поэт! Люди во всем мире восторгаются его творчеством. Во многих городах есть памятники Пушкину, улицы, названные его именем. А как вы думаете, у нас есть? Ученики:
-Такие памятники есть и у нас: улица Пушкина в центре города и памятник у школы 43, которая носит его имя. (слайд 9) 6.Рефлексия Учитель:
-Что вам показалось наиболее интересным на уроке? (ответы учащихся)
-Что было трудным для вас? (ответы учащихся)
-У вас на партах перья. Оцените работу на уроке. Если вы считаете, что выполнили все задачи, на одном из перьев поставьте крестик на самый верх, если не все-то посередине.
-Покажите свои перья? (дети показывают перья с самооценкой)
-Я рада, что у нас все получилось. 7.Домашнее задание.
-Дома вы продолжите знакомство с героями сказки. Выразительно прочитайте с.121-127 и заполните таблицу, дописав характеристику героев.
Спасибо за урок!
Презентация на тему: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"
Спасибо, Ангелина Анатольевна.
Разработка интересная, возьму в работу.
Про перья интересно придумано)
Василенко Татьяна Николаевна #9 сентября 2019 в 01:030
Ангелина Анатольевна, спасибо! Прекрасная презентация!
Интересное начало урока, продумана словарная работа, использованы разные виды работы с текстом. Урок получается насыщенным,познавательным. Обязательно проведу урок по данной теме у себя в классе!
Спасибо большое за подробный конспект урока! Очень понравилась задумка – включение в урок литературного чтения фрагмента из краеведения. Это помогает непосредственно на уроке познакомить учащихся с историей своего города и вызвать дополнительный интерес у детей при изучении произведения