Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Исцеление Ильи Муромца»

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить с текстом былины «Исцеление Ильи Муромца»; обогатить знания детей о былинах; учить выразительно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ поэтического текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Оборудование: видеозапись мультипликационного фильма об Илье Муромце.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На доске запись отрывка из былины.)

И спустился он с горы высокой-то,

И подъехал он к богатырям ко святорусским —

Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,

И проехали они по силушке татарской.

Припустили коней богатырских,

Стали бить-то силушку татарскую,

Притоптали тут всю силушку великую...

— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением.)

— Прочитайте отрывок выразительно.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

(Повторение изученного о былинах.)

— Ребята, продолжив предложение, вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Песни о героических подвигах богатырей в народе называли... (былинами, или старинами).

— Верно, это былины. Какие былины вы уже читали и знаете? Назовите их. («Добрыня Никитич», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и др.)

— Кого из богатырей вы знаете? Назовите. (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.)

(Прогнозирование содержания произведения.)

— Прочитайте название былины, которую будем сегодня читать, рассмотрите иллюстрации к тексту, предположите, о чем это произведение. (Предположения детей.)

— Определите задачи урока.

2. Знакомство с былиной «Исцеление Ильи Муромца»

(Чтение былины «Исцеление Ильи Муромца» учителем.)

— Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.

— Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?

— Какие слова и выражения вам были непонятны?

(Учащиеся вместе с учителем составляют словарь.)

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

(Повторное чтение былины «Исцеление Ильи Муромца».)

— Как необходимо читать текст былины? Какой темп выберем? (Неторопливо, с несколько замедленным темпом чтения, торжественно, плавно и в то же время спокойным повествовательным тоном, соответствующим героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков.)

(Чтение былины учащимися.)

— Можно ли сказать, что былина похожа на сказку? (Ответы детей.)

— Вспомните элементы сказки. (Зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, добро побеждает зло, концовка.)

— Выделим элементы былины и сравним их со сказочными.

В композиции (построении) былины выделяют следующие компоненты: зачин, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка.

Повествование в былине ведется неторопливо, величаво. В развертывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия достигается путем утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев.

— Найдите троекратные повторы в тексте былины.

В поэтический стиль былины включались повторения слов.

— А вы помните, какие это слова? Давайте поищем их в тексте былины.

— Найдите также и слова-синонимы.

— Давайте поищем с вами в тексте эпитеты и сравнения и определим их роль в былине. (Эпитеты — чисто поле, здоровье богатырское, питье медвяное, добрый молодец — делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображенные в былине, более зримо.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Итак, подведем итог тому, что же мы знаем о былинах. Что же такое былина? (Былина — русская народная этическая песня — сказание о богатырях.)

— Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь — воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)

— Каковы отличительные черты былины? (Былинный зачин, троекратные повторы, образность языка, напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.)

Домашнее задание

Прочитать былину, подготовить выразительное чтение и иллюстрации к ней. Подготовить рассказ о князе Владимире, используя информацию из энциклопедии.

Автор: Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов

Урок литературного чтения в 4 классе. Библия

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины

Урок литературного чтения в 4 классе. История книги

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции

Нет комментариев. Ваш будет первым!