Цели: познакомить с текстом былины «Исцеление Ильи Муромца»; обогатить знания детей о былинах; учить выразительно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ поэтического текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.
Оборудование: видеозапись мультипликационного фильма об Илье Муромце.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(На доске запись отрывка из былины.)
И спустился он с горы высокой-то,
И подъехал он к богатырям ко святорусским —
Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,
И проехали они по силушке татарской.
Припустили коней богатырских,
Стали бить-то силушку татарскую,
Притоптали тут всю силушку великую...
— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением.)
— Прочитайте отрывок выразительно.
III. Работа по теме урока
1. Постановка учебной задачи
(Повторение изученного о былинах.)
— Ребята, продолжив предложение, вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.
Песни о героических подвигах богатырей в народе называли... (былинами, или старинами).
— Верно, это былины. Какие былины вы уже читали и знаете? Назовите их. («Добрыня Никитич», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и др.)
— Кого из богатырей вы знаете? Назовите. (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.)
(Прогнозирование содержания произведения.)
— Прочитайте название былины, которую будем сегодня читать, рассмотрите иллюстрации к тексту, предположите, о чем это произведение. (Предположения детей.)
— Определите задачи урока.
2. Знакомство с былиной «Исцеление Ильи Муромца»
(Чтение былины «Исцеление Ильи Муромца» учителем.)
— Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.
— Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?
— Какие слова и выражения вам были непонятны?
(Учащиеся вместе с учителем составляют словарь.)
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
(Повторное чтение былины «Исцеление Ильи Муромца».)
— Как необходимо читать текст былины? Какой темп выберем? (Неторопливо, с несколько замедленным темпом чтения, торжественно, плавно и в то же время спокойным повествовательным тоном, соответствующим героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков.)
(Чтение былины учащимися.)
— Можно ли сказать, что былина похожа на сказку? (Ответы детей.)
— Вспомните элементы сказки. (Зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, добро побеждает зло, концовка.)
— Выделим элементы былины и сравним их со сказочными.
В композиции (построении) былины выделяют следующие
Повествование в былине ведется неторопливо, величаво. В развертывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия достигается путем утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев.
— Найдите троекратные повторы в тексте былины.
В поэтический стиль былины включались повторения слов.
— А вы помните, какие это слова? Давайте поищем их в тексте былины.
— Найдите также и слова-синонимы.
— Давайте поищем с вами в тексте эпитеты и сравнения и определим их роль в былине. (Эпитеты — чисто поле, здоровье богатырское, питье медвяное, добрый молодец — делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображенные в былине, более зримо.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Итак, подведем итог тому, что же мы знаем о былинах. Что же такое былина? (Былина — русская народная этическая песня — сказание о богатырях.)
— Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь — воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)
— Каковы отличительные черты былины? (Былинный зачин, троекратные повторы, образность языка, напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.)
Домашнее задание
Прочитать былину, подготовить выразительное чтение и иллюстрации к ней. Подготовить рассказ о князе Владимире, используя информацию из энциклопедии.
Автор: Кутявина С. В.
Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов
Урок литературного чтения в 4 классе. Библия
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины
Урок литературного чтения в 4 классе. История книги
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции
Нет комментариев. Ваш будет первым!