Цели: познакомить обучающихся с пословицами разных народов; учить объяснять смысл пословиц; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному творчеству.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание урока, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление пословиц о дружбе, трудолюбии, добре.
Оборудование: выставка книг по теме урока.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком,
Или сена клок,
Или вилы в бок.
- Прочитайте медленно жужжащим способом.
- А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче. Прочитаем с ускорением: начнем медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость.
III. Актуализация знаний
- Ребята, как вы думаете, что мы сейчас с вами прочитали? (Ответы детей. Кто-то, может быть, скажет, что это колядка.)
Правильно, это колядка. А что означает это слово? (Предположения детей.) Колядка — новогодняя торжественная песня в честь хозяев дома. Колядовщики — певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева не давали подаяние, то их корили за скупость.
— Какой раздел мы начали изучать? («Истоки литературного творчества».)
- Что мы относим к видам народного творчества? (Загадки, поговорки, пословицы, песни, сказки и т.д.)
— Чему мы посвятим наш урок? (Изучению пословиц разных народов.)
— Определите задачи урока.
IV. Работа по теме урока
(Чтение материала учебника и беседа.)
— С чтения какой песни мы начали урок? (С чтения колядки.)
— Откройте учебник на с. 20. Что вы видите? (Пословицы разных народов.)
— Прочитайте пословицы. Выберите одну из них и объясните ее смысл одноклассникам.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Вспомните пословицы русского народа на темы «Дружба», «Трудолюбие», «Добро».
— Сравните их с теми пословицами и поговорками, которые вы прочитали в учебнике. Какие выводы вы сделаете?
— Пусть каждый из вас выберет одну пословицу, которую посчитает важной для себя, и подготовит небольшое выступление по плану.
План
1. В чем смысл пословицы?
2. Какие ценности переданы в ней будущим поколениям?
3. Есть ли похожие по смыслу пословицы и поговорки у других народов? (Привести примеры.)
VII. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Какие пословицы вам понравились?
— Отличаются ли пословицы разных народов по смыслу?
Домашнее задание
Найти материал о Библии.
Автор: Кутявина С. В.
Урок литературного чтения в 4 классе. История книги
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции
Нет комментариев. Ваш будет первым!