Цели: познакомить обучающихся с Библией, с притчами Соломона из Ветхого Завета, притчами из Нового Завета; учить анализировать характер и поступки героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; обогащать словарный запас обучающихся; развивать память, речь, мышление, умение работать с иллюстрацией; создать условия для формирования понимания терминов милосердие, доброта, бескорыстие; способствовать развитию духовности, нравственности, осознанию пути самовоспитания изучаемых качеств.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание урока, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ текстов из Библии, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятия притча, пословиц о дружбе, трудолюбии, добре.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока, видеозапись фрагмента мультипликационного фильма об Иисусе.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте медленно стихотворение.
Слово, не умирая,
В мир приходит снова,
Пропитывая время
Откровением,
Дарующим надежду
На спасение,
Пронизывая верой
И любовью
Греховный мир,
Раз искупленный
Кровью.
Т. Гаак
— Прочитайте, выделяя голосом имена существительные.
— Как вы понимаете эти строчки?
III. Работа по теме урока
— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
— Прочитайте тему урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?
— Прочитайте название текста, который будем изучать. («Святой источник».)
— Как вы поняли название?
— Прочитаем текст и узнаем, правы ли вы были. (Чтение текста учителем.)
— Как вы поняли, почему Библия является одной из очень древних и почитаемых книг?
— Что вы узнали о Библии?
Библией называется собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых апостолами и пророками.
Библия разделяется на две части — Ветхий Завет и Новый Завет. К первой принадлежат книги, написанные на древнееврейском языке до рождения Христа, ко второй — книги, написанные на древнегреческом языке после его рождения.
Под влиянием этой книги создавались шедевры мирового изобразительного искусства, литературы и музыки. Она заметно повлияла на правоведение. Библию превозносили за литературный стиль, и многие люди науки и искусства высоко ценили ее.
Измученный жизнью суровой,
Не раз я себе находил
В глаголах предвечного Слова
Источник покоя и сил.
Как дышат святые их звуки
Божественным чувством любви,
И сердца тревожного муки
Как скоро смиряют они!..
Здесь все в чудно сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им.
И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И вечного Сына рожденье,
И крест, и терновый венец.
Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души!
И. Никитин
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа над текстом «Из книги притчей Соломоновых»
(Чтение учителем и учащимися.)
— Перечитайте высказывания еще раз и объясните их смысл. (Просмотр отрывка из мультипликационного фильма (по возможности) об Иисусе.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— О чем высказывания, которые мы только что читали?
— Что вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание
Перечитать текст, подготовить дополнительный материал к уроку.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте медленно стихотворение.
Так, чудо некогда свершилось
В старинном граде Вифлееме —
Родился мальчик Иисус,
Сын Бога и Марии девы.
Его Спасителем назвали,
И был он им на самом деле.
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте шепотом (еще: с интонацией удивления, восхищения).
— Как вы поняли смысл стихотворения?
III. Работа по теме урока
— Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. («Притча о сеятеле».)
— Как вы поняли его название?
— Можете ли вы предположить, о чем этот текст? (Предположения детей.)
— Вспомните, что такое притча. (Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ.)
— Как понимаете слово сеятель? (Человек, который сеет семена, а также (перен.) человек, который распространяет какие-нибудь идеи, знания.)
(Чтение притчи учителем.)
— Ваши впечатления от прочитанного?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над содержанием притчи
— Перечитайте притчу еще раз, самостоятельно.
— Куда попали зерна, которые разбросал сеятель? Найдите ответ на вопрос в тексте.
(Дети зачитывают первую часть притчи.)
— Как Иисус Христос объяснил попадание семян в разные места?
(Зачитывают вторую часть притчи с объяснением прочитанного.)
2. Проверка домашнего задания
— Какой дополнительный материал к уроку вы нашли? Расскажите.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Какое впечатление произвела на вас притча?
— О каких людях поведала она нам?
Домашнее задание
Найти и подготовить выразительное чтение других притч.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О, родина святая!
Какое сердце не дрожит
Тебя благословляя?
В. Жуковский
— Прочитайте медленно жужжащим способом.
— А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.
— Прочитаем с ускорением: начнем медленно, затем с каждой строчкой будем читать все быстрее.
— Прочитайте выразительно.
III. Работа по теме урока
1. Постановка учебной задачи
(Вступительная беседа.)
— Прочитайте стихотворение еще раз. Как вы поняли его содержание?
— Ребята, чему учили вас ваши родители? Какими они хотят вас видеть?
— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать. («Милосердный самарянин».)
— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)
— Как вы понимаете слово милосердный! (Ответы детей.) (Дети находят определение слова в словаре С. И. Ожегова.) Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить
кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердным называется человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.
Помощь, за которую мы не требуем награды, т. е. без выгоды (корысти), называется бескорыстной.
— Какие дела свершает милосердный человек?
— Определите задачи урока. (Сегодня на уроке мы попытаемся узнать истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.)
2. Решение учебной задачи
(Знакомство с новым произведением. Чтение учителем. Словарная работа.)
Притча - нравоучительный рассказ. Самарянин — житель самарянской земли.
— Ваши впечатления от прочитанного?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Повторное чтение текста хорошо читающими детьми.)
— Какой вопрос был задан Христу?
— Как ответил Христос?
— Кто шел по той же дороге?
— Что сделал каждый из них?
— Чему учит нас притча о милосердном самарянине?
— Можете ли вы привести случаи из своей жизни, которые напомнила вам притча?
— Что означает выражение помощь ближнему?
Милосердный самарянин — добрый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь попавшему в беду — выражение из Библии (Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 10), где описывается история, рассказанная Иисусом своим ученикам. В этой притче на помощь пришел тот, от кого человек меньше всего ожидал помощи. Самаряне — немногочисленный народ, проживавший на территории Израиля. Особый смысл этому выражению придает еще и то, что евреи были в состоянии войны с самарянами. Таким образом, самарянин в то время воспринимался как представитель стана врага, но именно этот человек пришел на помощь.
— Рассмотрите репродукцию картины В. Сурикова «Милосердный самарянин». Что вы можете сказать о ней?
Василий Иванович Суриков (1848—1916) во время создания картины (1874) учился в Петербургской академии художеств. За картину «Милосердный самарянин» — одну из самых ранних его работ — Суриков был удостоен малой золотой медали и допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Лица, руки, вообще обнаженное тело в «Милосердном самарянине» написаны гораздо сложнее, чем одежда. Персонажи картины задуманы так серьезно и самостоятельно, что, глядя на нее, и мысли нет о молодости художника. Многослойная живопись сложна и красива, точным рисунком отличается это произведение, отражающее понимание автором этой библейской истории.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— С каким произведением мы сегодня познакомились?
— Кто его главные герои?
Надеюсь, что наш урок не прошел для вас даром и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и поняли его
смысл. А каждый из вас попытался взглянуть на себя со стороны, определить свое отношение к людям и, возможно, его пересмотреть.
Завершить урок я бы хотела словами святителя Игнатия Брянчанинова: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».
Домашнее задание
Читать былины.
Автор: Кутявина С. В.
Урок литературного чтения в 4 классе. История книги
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции
Урок игра по литературному чтению, 4 класс
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины
Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов
Нет комментариев. Ваш будет первым!