Цели: познакомить обучающихся с мифом Древней Греции; учить прогнозировать его содержание, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественное произведение, находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.
Планируемые результаты: предметные: умение находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.
Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте и отгадайте загадку.
Он крылат, все это знают,
И он конь.
В поднебесье он летает,
Как огонь.
И поэты его ловят —
На Парнас
Он счастливчика доставит
В тот же час! (Пегас.)
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, выразительно).
— Какие ассоциации возникли у вас, когда вы отгадали загадку? (Высказывания детей.)
Пегас — крылатый конь, летал с быстротой ветра, доставляя Зевсу на Олимп громы и молнии. От удара его копыта забил чудесный источник, дающий поэтам вдохновение. Символизирует красноречие, поэтическое вдохновение и созерцание.
Выражение «оседлать Пегаса» означает «стать поэтом, начать писать стихи».
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
III. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 41 и прочитайте о мифах Древней Греции. Расскажите, что вы узнали из этого текста.
— Сегодня мы поговорим о мифах Древней Греции.
(Учитель показывает книги, принесенные на урок.)
Фундамент современной культуры заложен еще древними греками более двух с половиной тысячелетий назад. Огромное место в античной культуре занимает мифология. Она определяет содержание древнегреческой поэзии, драмы, эпоса, живописи. Поэтому знакомство с мифами древних греков необходимо для понимания искусств и культуры.
Без знания древнегреческой мифологии невозможно в полной мере постижение европейского, в том числе и русского, искусства, начиная с эпохи Возрождения, когда, после глухой поры Средневековья, европейцам открылась прелесть Античности. На античные сюжеты написаны некоторые картины Тициана, Рубенса, Рембрандта, К. Брюллова, В. Серова, оперы Глюка, драмы Расина, Шекспира. И в наше время художники, драматурги и скульпторы обращаются к сюжетам и образам греческой мифологии, мифологические персонажи многократно упоминаются в произведениях западноевропейской и русской литературы.
В обыденной речи часто употребляются выражения сизифов труд, танталовы муки, ахиллесова пята, олимпийское спокойствие, дойти до геркулесовых столпов, гомерический смех и др., первоначальный смысл которых восходит к греческой мифологии.
Греческие мифы, как и мифы других народов, в фантастической форме отражают далекое прошлое человечества. На основе анализа мифов начали воссоздавать черты общественной и духовной жизни народов глубокой древности. А мифологией стали называть не только совокупность мифов какого-либо народа, но и науку о возникновении мифов.
Наблюдения за североамериканскими индейцами позволили американскому исследователю Льюису Моргану сделать вывод, что многие греческие обычаи обязаны своим происхождением общим для всех первобытных племен законам, а многие мифы, казавшиеся раньше лишь плодом художественной фантазии греков, на самом деле отражают эти законы.
Один из обычаев эпохи матриархата иллюстрирует миф о рождения греческого герои Персея. Наследование в ту пору шло по материнской линии. Поэтому внук, сын дочери вождя, мог этого вождя сместить, а иногда и убить. Вот почему вожди, или «цари», как мы их не совсем правильно называем, часто старались воспрепятствовать замужеству своих дочерей. Так поступил и дед Персея Акрисий, которому была предсказана смерть от руки сына его дочери Данаи. Чтобы избежать рождения внука, Акрисий держал Данаю взаперти, а когда Персей все-таки родился, постарался избавиться от него, бросив мать и сына в море в деревянном ларце.
Людей всегда манили неизведанные земли, привлекало чудесное и таинственное — и мифы об аргонавтах повествуют о плавании к берегам далекой Колхиды, о чудовищах Сцилле и Харибде, о сиренах — полуженщинах-полуптицах, приманивающих мореходов своим чарующим пением и губящих корабли. Не этой ли жаждой чудесного объясняется наше внимание к любой публикации о чудовище озера Лох-Несс, о снежном человеке или о неопознанных летающих объектах? В человеческой душе всегда теплится вера в конечное торжество справедливости — и герою Гераклу боги даруют бессмертие за его беспримерные подвиги.
Человек, полагали древние греки, не должен забывать об ограниченности своих возможностей, своем бессилии перед стихийными силами — и во многих мифах осуждается «гибрис» — надменность, самонадеянность героя, возомнившего себя равным богам. Царица Ниобея решила, что превосходит богиню Латону, и богиня жестоко покарала ее, убив всех ее детей. Благородный Беллерофонт приказал крылатому коню Пегасу перенести его к богам на Олимп, и был сброшен конем с неба на землю.
(Чтение учителем и хорошо читающими учащимися мифа «Деревянный конь».)
— Ваши впечатления?
— Какие слова и выражения вам были непонятны? Прочитаем их по слогам, затем целыми словами.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение мифа и работа над его содержанием
— Понятен ли вам коварный план хитроумного Одиссея по захвату Трои? Расскажите об этом.
— Прочитайте выразительно слова жреца Лаокоона, который предупреждал троянцев об опасности.
— Кому троянцы поверили? Почему о троянцах сказано, что они развесили уши? Объясните это выражение.
Развесить уши — слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью или, заслушавшись, не реагировать на что-либо важное, забывать о своем деле.
— Расскажите, как погибли Лаокоон и его сыновья.
— Кто еще предупреждал троянцев об опасности?
— Почему погибла Троя? Могла бы она избежать печального конца? Выскажите свое предположение.
— Какое значение в современном мире имеет выражение «троянский конь»? (Примерный ответ. Это выражение стало нарицательным. Означает оно дар, принесенный с целью погубить врага, коварный обман. Из истории известно, что грекам удалось захватить Трою хитростью. Они сделали из дерева огромного коня, спрятали в туловище войско и прикатили его к воротам Трои. На боку коня было написано, что это дар уходящих данайцев богине Афине. Жрец Лаокоон, увидев коня троянцев, сказал свою крылатую фразу: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Все же троянцы приняли эту «жертву». Греки, скрывавшиеся в чреве коня, вышли ночью и, перебив стражу, открыли ворота Трои для своих войск. Так Троя была захвачена.)
2. Работа с «Мифологическим словарем»
— Выпишите из текста в творческую тетрадь имена собственные, которые упоминаются в мифе. Найдите в «Мифологическом словаре» под редакцией Е.В. Мелетинского толкование этих имен.
Это издание представляет собой попытку сводного и систематизированного изложения мифотворчества всех народов мира. Издание ставит цель дать самому широкому кругу читателей необходимый справочный материал, который поможет понять многие произведения литературы и искусства.
(Обучающиеся также могут воспользоваться школьным словариком «Мифологический словарь. Боги и герои (сост. Л.Ф. Корелина, Э.И. Корепина. М.: ВАКО).)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Какое произведение читали на уроке?
— Понравился ли вам миф? Что особенно понравилось?
— Захотелось прочитать другие? Советую вам прочитать эти книги, пользуясь по ходу чтения мифов школьным словариком.
Домашнее задание
Прочитать миф без ошибок. Принести издания мифов для оформления выставки.
Автор: Кутявина С. В.
Урок литературного чтения в 4 классе. История книги
Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов
Урок игра по литературному чтению, 4 класс
Наталья Сергеевна Бондарь # 2 декабря 2018 в 15:10 0 | ||
|