Цели: обобщить знания обучающихся по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мышление и творческие способности.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.
Оборудование: на доске табло.
I. Организационный момент
- Сегодня мы с вами поиграем в «Свою игру», соревнуясь командами. Прежде чем капитан ответит, вы должны обсудить вопрос в команде. Выберите капитанов. Капитан будет называть тему и цену вопроса, выбирая их на табло.
Тема |
Цена вопроса |
||||
Машина времени |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Богатыри |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Живая картинка |
10 |
20 |
■ |
40 |
50 |
Колесо истории |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Памятники культуры |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
II. Проведение игры
1. Машина времени
10 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (ВXI в.)
20 Один из первых русских летописцев. (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)
30 В каком году Русь впервые услышала о набегах монголов на свои земли? (В 1224 г.)
40 «Любите книгу — источник знания». Чьи это слова? (М. Горького.)
50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)
2. Богатыри
10 Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано!
Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки».)
20 «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображен? (Художник Виктор Михайлович Васнецов. На его картинах герои русских былин — Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец.)
30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле в плену? (Русский народ.) Как называется такой прием в литературе? (Аллегорией, или иносказанием.)
40 Назовите вашего любимого былинного героя. Обоснуйте свой ответ.
50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они отличаются?
3. Живая картинка
10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.
20 Расскажите, почему погибла Троя.
40 Назовите известных вам героев Древней Эллады.
50 Назовите основные качества греческого героя и русского богатыря.
4. Колесо истории
10 Объясните, что такое былина. (Былина — один из видов устного народного творчества, повествует о подвигах богатырей — бескорыстных защитников своей Родины, об их удивительной силе, мужестве и доброте.)
20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?
30 Вырыл клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
А судьбу я за гриву ловлю,
Норовистую объезживаю,
И судьбина для меня — за коня!
Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец написал эти слова на камне.)
40 Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу смерть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)
50 Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью.
Что был в багрец окрашен
Дон До самого низовья.
А князя Дмитрия...
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших пор живет.
Какое прозвание получил князь Дмитрий? (Донской.)
5. Памятники культуры
10 Первая печатная книга. (Библия.)
20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)
30 Так называют изображения в храме, сделанные красками по сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (О фресках.)
40 Он основал монастырь во славу Святой Троицы. Кто этот человек? Назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято - Троицкую лавру.)
50 Назовите автора иконы «Троица». (Её создал великий иконописец Андрей Рублев.)
III. Подведение итогов
На табло остается карточка со значком ■. Это подарок участникам игры. Можно включить «Богатырскую симфонию» А.П. Бородина и вручить заранее приготовленные призы. Подсчитывают количество очков у каждой команды, награждают игроков.
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины
Урок литературного чтения в 4 классе. Библия
Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции
Нет комментариев. Ваш будет первым!