Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой «Былины. Особенности былинных текстов»

Цели: обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить понимать исторический текст, работать над содержанием былины; обучать правильному выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Оборудование: мультимедиапроектор, видеоролик или аудиозапись исполнения былинной песни, выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На доске запись зачина былины «Илья Муромец и Идолище».)

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Еще были-жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай какими он словами похваляется:

«Я ведь князя-то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

— Прочитайте жужжащим способом.

— Прочитайте медленно.

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте выразительно.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

— Как вы думаете, что мы с вами сейчас читали? (Это зачин былины «Илья Муромец и Идолище».)

— Прочитайте тему урока.

— Определите его задачи.

— Откройте учебник на с. 26. Прочитайте, что сообщает профессор Самоваров.

— Какой вопрос задает нам профессор? (Слышали ли вы когда-нибудь про подвиги былинных богатырей?)

— Ответьте на него.

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— О чем говорят ребята?

2. Решение учебной задачи

— Что вы знаете о былинах? (Высказывания детей.)

— Прочитайте текст в учебнике на с. 26.

— Что вы узнали из этого текста?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте определение, которое дано в учебнике на с. 27.

— Прочитайте сведения о былине в рубрике «Знаете ли вы...».

— Что вы узнали?

— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Гусляры». Что вы можете сказать о ней?

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Гусляры», написанная в 1899 г., повествует о певцах и рассказчиках, живших в Древней Руси. Тема навеяна сказкой А.Н. Островского «Снегурочка».

В центре картины — трое гусляров. Они изображены сидящими на скамье в избе. За ними полукруглое окно, а за окном чистое небо с легкими облаками, башенка крепостной стены, луга, леса.

Слева сидит русоволосый юноша. У него розовое лицо, слепые глаза закрыты, уголки рта печально опущены. Он старательно перебирает струны, поет грустную песню. В центре находится старец с седыми волосами и длинной седой бородой. Над глазами нависли брови. Лицо его печально. Последний гусляр — человек зрелый, много повидавший. Волосы его темны, лицо загорелое и загрубевшее на солнце и воздухе. Лицо выражает самые сильные чувства. Рука оторвалась от струн, и ее широкий жест подчеркивает плавность напева и величавость песни.

В изображении гусляров проявилось мастерство Васнецова как художника-портретиста. Он мастерски раскрывает три характера: нежность и робость юноши, только познающего жизнь, усталость старца, серьезность и скорбь зрелого человека.

Гусляры поют о чем-то торжественном и печальном, может быть о погибших героях, о прошлом. Мы словно слышим плавные звуки гуслей на фоне спокойствия и тишины.

Ясное небо, белый цвет одежды гусляров, светлое дерево избы создают ощущение легкости, покоя, возвышенности.

— Прочитаем стихотворение.

Гусляр

Переливы струн да голос звонкий,

Не наслушаться, гусляр, тебя,

Спой нам о родной сторонке,

Расскажи про дальние края.

 

Голос твой, что волны в синем море,

Нас уносят в сказочную даль,

То ликуем вместе мы с тобою,

То кручину делим да печаль.

 

Сказ былинный — дальние походы.

Темные леса да быстрых рек поток,

За тобой идем сквозь дни и годы,

Ищем горний свет и мудрости исток.

 

Странник ты, вещун или провидец —

Нам не ведомо, но внемлем мы тебе

Оттого, что душу нашу слышишь

Да разносишь правду по земле.

Б. Филин

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— На какие вопросы мы получили сегодня ответы?

— Посмотрим фрагмент мультфильма с исполнением былины. (Учитель может также предложить прослушать аудиозапись актерского чтения былин в сопровождении гуслей.)

— Читать и рассказывать былины сложнее, чем сказки. Чем обусловлены эти трудности?

В искусстве былины осуществляется связь времен Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков не стало музейным, интересным только немногим специалистам, оно впечатляет каждого современного человека. По словам профессора В. Аникина, исследовавшего русский фольклор, «искусство народных мастеров стало легендой, его власть простерлась и на наше время».

Домашнее задание

Читать былины.

Материал для учителя

О собирателях былин

Былины стали записывать поздно. Самые первые записи относятся к XVII—XVIII вв. и носят случайный характер. Первые напечатанные тексты появились в XVIII в., первый сборник был составлен в Сибири и на Урале Киршей Даниловым. В XIX в. произведения устного народного творчества стал собирать П. Киреевский. П. Рыбников издал четыре тома «Песен...», где было 165 былин. В XX в. собиранием былин занимались братья Б. и Ю. Соколовы, наконец, этим стали заниматься целые институты, появились сборники, антологии.

Об исполнении былин

Спокойные, мерные, величавые напевы былин соединяются с неторопливым эпическим рассказом сказителя. Через порог избы переступает старик среднего роста, крепкого сложения, с небольшой седой бородой и желтыми волосами. В его суровом взгляде, осанке и поклоне, поступи, во всей его наружности были заметны спокойная сила и сдержанность — примерно так описывали сказителя Т.Г. Рябинина. Известным сказителем стал и его сын, который выступал в городах и даже за границей. Среди сказителей былин было больше крестьян. Одни сказители точно передавали текст, вносили только небольшие изменения, другие значительно изменяли его, третьи импровизировали.

Автор: Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения в 4 классе. Библия

Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции

Урок литературного чтения в 4 классе. История книги

Урок игра по литературному чтению, 4 класс

Любовь Николаевна Ефимова # 9 сентября 2018 в 20:52 0
Спасибо за интересную разработку! Очень хорошая речевая разминка, буду применять в работе.
Наталья Сергеевна Бондарь # 2 декабря 2018 в 15:07 0
Спасибо за конспект. Многое для себя взяла на заметку.