Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка в 9 классе. Бессоюзные сложные предложения

Класс: 9 Бессоюзные сложные предложения с отношениями причины, пояснения и дополнения.
Цели:
1) познакомить учащихся с бессоюзными сложными предложениями со смысловыми отношениями причины, пояснения и дополнения;
2) вооружить учащихся знаниями о БСП с отношениями причины, пояснения и дополнения и навыками их пунктуационного оформления, постановки двоеточия;
3) прививать интерес к изучению русского языка через самостоятельную деятельность учащихся.
Вид: ИНМ
Ход урока
Орг.момент (2 мин)
- Добрый день, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в «Круг доброты». Давайте встанем дружно в круг, пожмём руки, передадим тепло наших сердец друг другу и скажем добрые слова.
1) Проверка д/з: устная проверка дом.упражнения по цепочке по одному предложению. (5 мин)

Уровень время Задание контроль
Знание
5 Вспомните и допишите:
1)БСП-такое_____________, которое состоит из _________________________, связанных друг с другом по ___________, при помощи _______________ и без _____________________.
2)По смысловым отношениям БСП близки к __________________________.
3) БСП , которые выражают отношения одновременности и последовательности, могут заменяться близкими по смыслу __________________ с союзом _____.
4)Между предложениями, входящими в состав бессоюзных сложных предложений, ставится _____________, если в них перечисляются какие-то факты. Для подчеркивания смысловой самостоятельности простых предложений ставится ________________.
5)БСП, в которых простые предложения вступают в отношения противопоставления (сопоставления), могут заменяться близкими по смыслу _______________предложениями с союзами ______________. Самоконтроль
(устно)
Понимание 10 А) Выход на тему урока: на доске записаны предложения:
1)Печален я: со мною друга нет. (Печален я, так как со мною друга нет.)
2)Степь пестреет цветами: желтеют одуванчики, синеют колокольчики. (Степь пестреет цветами, а именно желтеют одуванчики, синеют колокольчики.)
3)Я поднял глаза: на небе сияло солнце. (Я поднял глаза и увидел, что на небе сияло солнце.)
Вопросы:
Сравните и объясните взаимосвязь между этими предложениями.
Обратите внимание на структуру данных предложений.
Расскажите своими словами о взаимосвязи предложений.

Б) Работа с теоретическим материалом на стр.203 (БСП причины), стр.207-208 (БСП пояснения и дополнения).

В) Составьте кластер: БСП причины, пояснения и дополнения. (в группе)
(выступление у доски)

Взаимопроверка
Применение 7 Пунктуационная задача.
- Сравните предложения с одинаковым лексическим составом.
- Объясните, как пунктуация влияет на их смысл.

Надо заканчивать работу: уже совсем поздно.
Уже совсем поздно – надо заканчивать работу.
(1 предложение: 2 часть указывает на причину того, о чём сообщается в 1 части (потому что);
2 предложение: 2 часть указывает на следствие (так как – поэтому)

Проверьте свои знания «Смысловые отношения в БСП»
Цифровой диктант.
1) Наука даром не даётся- наука трудом берётся.(противопоставление)
2) Я доверяю любящим: они великодушны. (причина)
3) Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце. (противопоставление)
4) Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. (пояснение).
5) Он пел; все слушали его с большим вниманием. (одновременность)
6) В поле потемнело: надвигалась гроза. (причина)
7) И знай: пока живут леса, не умирают чудеса. (дополнение)
8) Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. (пояснение)
9) Место тут великолепное: крутой обрыв спускается вниз, дивный вид на море. (пояснение)
10) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари.(причина)
Заполните таблицу:
БСП со значением 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Одновременности
Пояснения
Причины
Противопоставления
Дополнения

Взаимопроверка
Проверка
по ключу
Анализ 5 Лингвистический эксперимент.
Задание: Какова структура данных предложений? Переделайте БСП в сложноподчиненные.
1) Тихо пахать не годится : вместо хлеба трава уродится. (так как)
2) Время красит, безвременье старит. (а)
3) Путешественники смотрели на восток и увидели: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце. (что, дополнение).
4) Место тут великолепное: крутой обрыв спускается вниз, дивный вид на море. (а именно)
5) Переведя дыхание, огляделась: за окном уже светало, следовательно, время приближалось к девяти. ((увидела)что)
6) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари. (потому что)
Сделайте вывод о постановке двоеточия в БСП.
(Предложения стали более длинными, логически завершенными; не чувствуется такого напряжения, эмоционального волнения.) Взаимопроверка
Синтез 5 Уровень А.
Преобразуйте данные предложения в БСП. Спишите, расставляя знаки препинания, постройте схемы БСП. Определите смысловые отношения между частями БСП.
Я посмотрел вправо и увидел, что солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом. (Я посмотрел вправо и увидел: солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом. )
Погода сегодня будет приятной, потому что ветра нет и на небе ни облачка.
(Погода сегодня будет приятной: ветра нет и на небе ни облачка.)
Дождливую погоду я несколько недолюбливаю, так как она вгоняет меня в тоску. (Дождливую погоду я несколько недолюбливаю: она вгоняет меня в тоску.)
Уровень В.
Перепишите предложения, вставляя необходимые знаки препинания. Составьте схемы предложений, определите смысловые отношения между частями БСП.
Картина переменилась: уже на черной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. На мостике трудно было стоять: обливали волны, а ветер хлестал по лицу солеными брызгами, как плетью. Дети стали большими: им надо серьезно учиться. Дело было в начале сентября: вальдшнепы еще не прилетели.
Уровень С.
Сочините мини-рассказ «Чтение-вот лучшее учение», используя БСП. (5-10 предложений.) Самопроверка
Рефлексия 5 Допишите предложение-рефлексию:
Ухожу с урока в хорошем настроении: (причина).
Я понял(а): (дополнение).
Мне не все понятно: (пояснение, что именно?)
Я не совсем справилась (лся) с заданиями: (причина)
Оценка 1 Оценивание учащихся учителем.
Д/з Написать мини-сочинение «Что я знаю о БСП» (5-10 предложений)

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Шаблон для выполнения части С2 ГИА Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Урок знаний по русскому языку, 9 класс

Урок игра по русскому языку в 9 классе

Конспект урока по русскому языку 9 класс
Опубликовано: 3499 дней назад (28 апреля 2015)
Просмотров: 6901
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!