Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по русскому языку 9 класс

Конспект урока "Закрепление. Сложноподчиненное предложение" 9 класс
Закрепление. СПП.
Цели:
Обучающие:
Закрепить понятие о СПП и видах придаточных, понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;
Развивающие:
Совершенствование построение схем, определения вида придаточных, пунктуационных навыков, умения конструировать СП;
Воспитывающие:
Продолжить формирование привычки к самостоятельной работе; развивать умение самооценки.
Тип урока: урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.
Оборудование: презентация сообщения; карточки, опорные схемы, оценочный лист.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ученики образуют большой круг, у учителя в руках мяч. Начнем урок с высказывания пожеланий на сегодняшний урок. Оно должно быть коротким.

2.Проверка д/з: устная проверка задания, учащиеся по цепочке зачитывают предложения, определяя вид придаточного.

3. Входной контроль знаний.
Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными (Распечатать)
№ Утверждения +
1 В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами +
2 Простые предложения в составе СПП всегда равноправны -
3 Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним +
4 СПП состоит только из двух простых предложений +
5 СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями -
6 При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, а второе – к этому придаточному +
7 Если однородные придаточные связаны одиночными союзами и или или, запятая между ними не ставится +
8 СПП с двумя или несколькими придаточными бывают трёх видов: с последовательным, параллельным и однородным подчинением +
9 При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются одинаковыми по значению -
10 При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются разными по значению -
2. Актуализация знаний.
Внимательно прочитайте предложения. Установите соответствие: СПП – вид подчинения
Всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть и никак не могла догадаться, что бы такое было в голове её мужа, о чём ей нельзя было знать. (последовательное)
В детстве моём, когда я осиротел и остался один на свете, дядя заменил мне собой отца, воспитал меня на свой счёт, и словом, сделал для меня то, что не всегда сделает родной отец. (параллельное)
Слышно было, как в саду шагал дворник, как скрипела его тачка. (однородное)
В воздухе, куда не взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идёт ли снег с неба или с земли. (комбинированное)
Вопрос учителя классу: Ваши предположения, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Ответы учащихся.

Закрепление
Задание 1: «Конструктор»
Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. Начертить схему.
1. Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …).
2. Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда …, то …, которая …).
Заполните таблицу у доски.
СПП Схема Тип подчинения
1
2
Задание 2: Схематический диктант.
Начертите схемы и определите устно вид придаточного.
Ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
Предложения для анализа на экране:

1. Если будет летная погода, экспедиция отправится в Арктику.
2. В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
3. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.
4. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.
5. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, которые зовутся совестью.

ФИЗМИНУТКА

Задание 3: «Синтаксическое лото».
Работа у доски
Прочитать предложения, определить, какая схема соответствует тому или иному предложению, а так же определить тип подчинения.
В лист самооценки вносятся баллы.
Предложение Схема Тип подчинения
1. Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. параллельное
2. Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. последовательное
3. Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место однородное
4. Если мы обратимся к лучшим образцам прозы, то убедимся, что они полны подлинной поэзии. Неоднородное
5. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса. комбинированное

Задание 4: Мини-тест «Третий верный»
А) Укажите номер СПП с союзным словом.

1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.
2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.
3. Дом украшала веранда, которая тянулась вдоль всего первого этажа.

Б) Укажите номер СПП с указательным словом.

1. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.
2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.
3. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.

В) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.

1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.
2. Нет истины, где нет любви.
3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

Г) Укажи номер СПП с придаточным определительным.

1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.
2. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи
3. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.

Д) Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным.

1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.
2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.
3. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.

РЕФЛЕКСИЯ
SMS друг другу о том, как прошел урок.

Д/з: Составить презентацию “Что я знаю о СПП?”

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Шаблон для выполнения части С2 ГИА Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Урок знаний по русскому языку, 9 класс

Урок игра по русскому языку в 9 классе

Конспект урока русского языка в 9 классе. Бессоюзные сложные предложения
Опубликовано: 3284 дня назад (28 апреля 2015)
Просмотров: 3021
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Асемгуль Амановна Алимсуренова # 29 апреля 2015 в 12:34 0
удалите материал!