Занятие в старшей группе ДОУ на тему: Осень
Берюхова Елена Васильевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №69 "Мальвина" город ТамбовКонспект ННОД в старшей группе «Поздняя осень в лесу»
Цель: расширять и обогащать представления детей о временах года (поздняя осень), закреплять умения устанавливать связь между осенними признаками в природе и изменениями в жизни животных; воспитывать любовь к природе, укреплять здоровье детей с помощью оздоровительных игр и упражнений.
Ход ННОД:
1. Сюрпризный момент
Воспитатель: ребята, сегодня, когда я пришла на работу, то увидела под дверью конверт. Открывать без вас не решилась, вот, посмотрите, в нём что-то есть? (даёт детям потрогать)
Воспитатель: Как вы думаете, что в нём? (Письмо). Сейчас посмотрим, интересно, от кого оно? Открывает конверт, читает:
«Дорогие ребята детского сада «Мальвина». Пишут вам лесные обитатели. Обращаемся к вам за помощью. Недавно налетел сильный ураган и всё в нашем лесу перемешал, перепутал. Мы теперь совсем не готовы к приходу зимы. Если вы нам не поможете, то мы все погибнем от голода и холода».
Какое грустное письмо. Вы хотите помочь лесным обитателям? А кто обитает в лесу? Ребята, а действительно холода наступят уже скоро? Какое сейчас время года? (Осень). А признаки осени вы знаете?
Сейчас проверим:
2.Игра «Хлопай, топай»
Я буду называть признаки, если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
Осенью растут грибы.
Солнце светит очень жарко.
Тучки солнце закрывают.
Колючий ветер прилетает.
Ну а птицы гнезда вьют.
Все букашки выползают.
Туманы осенью плывут.
Урожай все собирают.
Можно детям загорать.
Дни становятся короче.
Птичьи стаи улетают.
В лесу подснежник расцветает
Часто-часто льют дожди.
Желтеют листья, опадают.
Природа словно засыпает…
– Молодцы, всё про осень вы знаете. Но нам надо торопиться.
Вы готовы отправиться в лес?
3. «Звериная разминка»
А чтоб было веселее, будем выполнять упражнения
Дети идут под музыку выполняют упражнения:
«Идем по тропинке» (Ходьба в колонне по одному)
«Переступаем через лужи» (Ходьба приставным шагом)
«Кабанчики» - тяжелая ходьба на пятках.
«Гордый олень» - ходьба с высоко поднятыми коленями, руки вверх
«Ёжик» – в полуприседе (10 сек)
«Зайцы прыгают»– прыжки на двух ногах, руки на плечах, локти вперед
«Мишки» - неуклюжая ходьба на внешней стороне ступни
Идем тихонько, чтобы не испугать лесных жителей. (Ходьба на носочках )
3. Упражнение «Какая сейчас осень?» Кажется, пришли.
2 картинки: с изображением «золотой» осени и поздней и указатели-стрелочки.
Как думаете, ребята, нам куда дальше? Почему? Какой лес больше соответствует нашему времени года? Какой период осени сейчас идёт? (поздняя осень). А месяц какой? Какие осенние месяцы вы знаете? А что будет, когда закончится ноябрь? А на другой картинке, какой период осени изображён (ранняя, золотая)? Значит нам всё-таки направо.
4. Ну вот, наконец, мы в лесу, как много деревьев. Но они до сих пор не сбросили листву (подходит к дереву, слушает). Вот рябина мне подсказывает, они не сбрасывают листву, потому что после урагана перепутали все плоды, семена, листья, и просят нас помочь восстановить порядок.
Давайте поиграем в
игру «Детки и ветки».
Разобьёмся на 2 команды. Одной команде я дам карточки с семенами и плодами деревьев, вы будете «детки». Другой команде дам карточки с листьями, веточками, вы – ветки. Пока звучит музыка, вы бегаете по ковру, выполняете красивые движения, танцуете. Как только музыка остановится, вам нужно сразу найти себе пару так, чтоб ваши картинки соответствовали друг другу, листья и плоды на картинке принадлежали одному дереву. Если карточки совпали, вы прикрепляете их к соответствующему дереву
5. Дыхательное упражнение «Ветер»
– Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать слабый ветер? (ветерок)
А если ветер сильный как его можно назвать? (ветрище)
(Листья подвешены на ниточках)
Подойдите к листочкам.
– Подул слабый ветер. (Делаем глубокий вдох носом и выдох через рот, дуем на листочки : фь-фь 2 раза)
– А теперь подул сильный ветер (Глубокий вдох носом и протяжный выдох ртом у-у-у 2 раза)
– Снова слабый ветерок
– Снова сильный
– Сколько листьев нападало. Давайте, соберем листья с дорожки. Сейчас вы мне расскажите у кого какой листок.
6. Но сначала сделаем
артикуляционную гимнастику.
– Положите пока свои листочки и возьмите зеркала. Вместе со мной, глядя в зеркало, выполняем упражнения.
1. «Улыбка»-«Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
2. «Трубочка»
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
3. «Улыбка» / «Трубочка»
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке
7. Упражнение «Какой у тебя лист?»
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый
Лист рябины – рябиновый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый
Шишка сосны – сосновая
Шишка ели – еловая.
– Ребята, а что делают в лесу с опавшими листьями. Их собирают? (нет) А куда они деваются? (Перегнивают.) А это не вредно для леса? (нет, наоборот, листья укрывают корни деревьев и защищают их от мороза, а когда они гниют, то образуются вещества, которые удобряют, питают землю) Оставьте листики на полянке, пусть они тоже принесут пользу.
8. Игра «Кто где живёт?»
На столе разложены внутренние части от коробочек с изображением животных.
Ребята, смотрите, сколько здесь разных животных собралось. А ведь многие из них уже должны были спать. Оказывается, они потеряли свои домики. Поможем им найти свои домики? Выбирайте себе животное и проходите на другую сторону, найдите для него домик (Внешняя часть коробки с изображением жилищ животных)
По домикам расселили. А теперь давайте напомним животным, как им надо готовиться к зиме. Расскажите про своих животных.
9.Беседа «Как звери к зиме готовятся»
- ёжик собирает листья (чтобы на них спать), делает запасы грибов.
- белка делает запасы грибов, орехов. Меняет шубу на более тёплую.
- медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.
- насекомые зимуют под листвой, в щелях, в коре деревьев
- Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.
- Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.
10. Массаж «Дождь»
Кажется, дождь начинается. Давайте поиграем с дождём и сделаем друг другу массаж спины. Становитесь друг за другом.
Дождик бегает по крыше
Бом! Бом! Бом! (стучат ладонями по спинкам друг друга)
По веселой звонкой крыше
Бом! Бом! Бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите
Бом! Бом! Бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите
Бом! Бом! Бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте
Бом! Бом! Бом! (кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)
А уйду – тогда гуляйте. Дождь перестал. Нужно идти дальше, но я вижу впереди такое скопление птиц. Давайте сядем на стулья и разберёмся, что происходит с птицами.
11. Игра «Птицы зимующие и перелётные» (с использованием мультимедиа)
Ребята, посмотрите, сколько птиц собралось. Здесь и зимующие, и перелётные, давайте им поможем разобраться: кому пора улетать, а кому оставаться зимовать.
Ребёнок называет зимующую или перелётную птицу, проверяет свой ответ, выбрав её щёлчком мышки, после чего птица перемещается в ту или иную среду.
Ну вот, и птицам мы помогли. Теперь всё встало на свои места. Помог нам компьютер. Но вы ребята знаете, когда работаешь на компьютере, глазки устают и могут болеть. Чтобы этого не случилось, надо делать зрительную гимнастику. Встаньте и повторяйте за мной движения глазами, при этом голова должна оставаться неподвижной.
12.Зрительная гимнастика «МУХА»
Громко муха зажужжала,
Над Лисёнком виться стала.
Вытягивают вперед руку и описывают указательным пальцем в воздухе круг, прослеживая движение глазами.
Муха, муха полетела
И на нос Лисёнку села.
Дотрагиваются пальцем до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца.
Снова муха полетела,
И на ухо она села.
Дотрагиваются до уха, прослеживая движение пальца взглядом в пределах видимости, не поворачивая головы. Так же медленно дотрагиваются до второго уха, прослеживая движения взглядом.
Муха вверх, и муха вниз.
Ну, Лисёнок, берегись!
Резко перемещают взгляд вправо, влево, вверх, вниз, зафиксировав его на кончике пальца.
Лисёнок наш закрыл глаза –
Улетела егоза
Плотно прижимают ладони к открытым глазам так, чтобы через них не проникал свет.
Ребята, мы так много полезных дел сделали сегодня. Кому мы помогли? Я думаю, теперь в лесу будет всё в порядке. А нам нужно отдохнуть.
13. Релаксационное упражнение «Облака»
– Ложимся на ковёр, закрываем глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Помолчите, прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. (пауза).
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, лёгкие. Ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому облаку. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на нём и чувствуете, как оно нежно обнимает вас. … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Пауза
Но вот облачко перенесло вас в детский сад. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Осень
Конспект НОД по аппликации на тему "Осенний урожай в лесу" для детей старшей группы ДОУ
Конспект НОД по аппликации для детей старшей группы ДОУ на тему: Осень
Конспект НОД в старшей группе по ФГОС на тему: Осень
Похожие статьи:
Конспект занятия – путешествия в детском саду к Международному дню защиты пожилых людей
Развлечение «В гости к Осени». Старшая группа
Прогулки в сентябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Прогулки в октябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Прогулки в ноябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС