Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах по теме «Современники А.С.Пушкина»

Внеклассное мероприятие по литературе для 8-9 классов. Сценарий
Оформление:мультипроектор, иллюстрации к жизни и творчеству А.С.Пущкина, выставка книг, портретов А.С.Пушкина, отпечатанные карточки с отрывками из произведений А.С.Пушкина.

Методические приёмы: рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.

Цели:
1). Образовательные: познакомиться с современниками поэта, расширить представления об эпохе 19 века;
2). Развивающие: развивать воображение, творческие способности детей;
3). Воспитательные: воспитывать любовь к русской поэзии, искусству.
Ход НОД.
Прослушивание аудиозаписи концерта №1 Рахманинова (20-40 секунд).
Учитель на фоне музыки. Имя А.С.Пушкина объединяет сегодня всех культурных людей мира.
177 лет назад прогремел роковой выстрел на Чёрной речке, а мы до сих пор не можем примириться этим.
27 января 1837 года, в среду, в 11 часов Александр Сергеевич последний раз занимался литературной работой. А вечером, надев фрак, он отправился на дуэль. Вскоре всю Россию облетит чёрная весть: «Погиб поэт!- невольник чести - пал, оклеветанный молвой…».
Да, поэт погиб, но… остался бессмертным. Бессмертие Пушкина – в его поэзии. Сохранять память о великом поэте нам помогают воспоминания о нём современников.
Среди окружающих Пушкина людей были добрые друзья и злые завистники, тайные и явные враги, и искренние почитатели таланта, многочисленные приятели и просто знакомые – все они по-своему влияли на жизнь и творчество поэта. С некоторыми из них пути Александра Сергеевича пересекались, с другими – шли параллельно.
Сегодня мы поговорим о нескольких художниках пушкинской поры, которые оставили для потомков бесценные реликвии – портреты поэта, позволяющие нам не только воссоздать его облик, но и прикоснуться к тайнам душевного мира поэта, а значит, полнее и глубже понять его творчество.

Рассматривание автопортрета Тропинина. Рис. 1


Учитель.Один из великих современников Пушкина – художник Тропинин Василий Андреевич. Пушкин познакомился с ним в Москве в январе 1827 года. Известному поэту – 27 лет, известному художнику – 50. К этому времени Александр Сергеевич на свободе 4 месяца после ссылки в село Михайловское, куда он был отправлен за неподчинение властям и, как определил царь Николай I, «недостойное поведение».
Тропинин на свободе всего 4 года. Он был крепостным графа Моркова, в детстве – учеником кондитера, однако двоюродный брат графа убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. После первого успеха на поприще художника граф забирает Тропинина в деревню, и только к 47 годам, уже будучи известным живописцем, Василий Андреевич получает свободу. О встрече двух великих людей рассказывает Прилежаева-Барская в своей книге «Крепостной художник». Мы приоткроем тайну этой встречи.

Инсценировка отрывка из книги Прилежаевой-Барской «Крепостной художник» (часть 7. Пушкин).
Неожиданный стук в прихожей удивил его. «Кто бы это мог быть в такую рань?» Опустив полотенце, Василий Андреевич прислушался. Анна Ивановна кого-то настойчиво приглашала войти и вслед за тем, приоткрыв дверь, сообщила:
— Васенька, Сергей Александрович Соболевский к тебе по делу.
Запахивая полы своего халата, освежённый и розовый, Василий Андреевич быстро вышел навстречу гостю.
Известный по всей Москве кутила и богач, Соболевский в полной бальной форме, в мундире и башмаках, стоял перед ним.
Василий Андреевич только руками развёл.
— Ну, батюшка, и пристыдили же вы меня: я только глаза успел продрать, а вы в параде. Дозвольте и мне приодеться!
- Прошу вас, Василий Андреевич, не торопитесь, — и он рассмеялся, играя белой перчаткой. — Вы спите, потому что вы труженик, а я бодрствую, так как бездельник. А ну-ка, угадайте, что заставило меня в такую пору вас беспокоить? Нет, вам не догадаться! Прямо с бала приезжаю домой, а Пушкин, Александр Сергеевич, только что проснувшись.
Василий Андреевич, усаживая гостя, живо спросил:
— Вы говорите, — Пушкин; а разве он не в ссылке?
— Нет, Василий Андреевич, он сейчас живёт у меня на Собачьей площадке. Это забавная история. Сидел он в своём Михайловском, и вдруг фельдъегерь приехал звать его к царю. Пушкин решил, что он арестован, простился со своими и прямо в Кремль. Царь спросил:
— «Принял бы ты участие 14-го, если бы был в Петербурге?»
— Ну и что же?
— «Непременно, государь, — сказал Пушкин, — там были все мои друзья и только моё отсутствие спасло меня, но я благословляю небо..»— Простите, Василий Андреевич, я вам расскажу подробнее потом, — перебил сам себя Соболевский. — Итак, приехал я с бала домой, а Пушкин так мил, так мил, как дитя, и мне захотелось запечатлеть его навсегда таким, каков он сейчас. Знаете, не по сердцу мне все эти приглаженные и припомаженные портреты его, и Кипренского в том числе. И я приехал просить вас, умолять — едемте со мной. Вы его сделаете настоящим, домашним… Взгляните только на него, а потом уж он сам будет ездить к вам.
Василий Андреевич заторопился.
— Я за великое счастье почту писать Пушкина, мигом оденусь.
Когда Соболевский, пропуская вперёд Тропинина, открыл дверь своей гостиной, он прижал палец к губам:
— Тс! Надо застигнуть его врасплох!..

Рассматривание портрета А.С.Пушкина кисти Тропинина. (Рис.2)

1-ый обучающийся.
Тропинин изобразил Пушкина в домашнем халате, задумчивым, умиротворенным, каким-то близким каждому из нас, простым и сердечным.
Александр Сергеевич в стихотворении «Поэт» словно раскрывает свое внутреннее состояние, подмеченное тонкой кистью художника. Во второй части произведения мы видим, что ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникает повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.
2-ой обучающийся.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...

Рассматривание портрета. (О.А. Кипренский. Автопротрет). (Рис.3)

1-ый обучающийся.
О. Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века. В 1827 году художником по заказу друга поэта А.А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина. Один из современников Пушкина после посещения выставки Кипренского, где был портрет Александра Сергеевича, записал в своем дневнике: «Вот поэт Пушкин. Несмотря на подпись, видев его хоть раз в живого, вы тотчас признаете го проницательные глаза и рот, которому недостает только беспрестанного вздрагивания».

Рассматривание портрета. (Рис.4)

2-ой обучающийся.
На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Прослушивание аудиозаписи. Рубинштейн. «Мелодия».

Учитель на фоне музыки.
Говорят, что вначале на портрете не было изображения музы, но друзья Александра Сергеевича очень просили изобразить гения поэзии, на что художник отвечал, что уже изобразил его. Но всё-таки уступил просьбам. Портрет получился несколько парадным.
И поэт здесь не в домашнем халате, а в строгом сюртуке черного цвета. Прекрасные, живые глаза, по словам современников, непременно остановят вас: в них вы увидите лучи того гения, которыми согреты его стихи – прекрасные, полные силы и чувства.

Рассматривание портрета Брюллова. Рис.5

Учитель.
А это портрет ещё одного современника Пушкина, известного художника Карла Павловича Брюллова.
Познакомились они в 1836 году, за год до гибели поэта. Брюллов был к тому времени художником с мировым именем, автором множества картин. Всем известно удивительное полотно, принадлежащее кисти Брюллова – «Последний день Помпеи».

Прослушивание аудиозаписи. Брамс. Трагическая увертюра. Сочинение 81.

1-ый обучающийся.
Древний город Италии был сожжён огнедышащей лавой ожившего вулкана Везувия и засыпан пеплом. Трагическую минуту жизни горожан и запечатлел Брюллов на своей картине, а Александр Сергеевич Пушкин посвятил ей такие строки: Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
2-ой обучающийся.
. Слишком поздно познакомились эти великие люди. Карл Брюллов хотел написать портрет Пушкина и не успел. Поэт хотел заказать художнику портрет своей жены Натальи Николаевны. «Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного? Невозможно, чтобы он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя», - писал поэт жене.

Рассматривание портрета Н.Н.Гончаровой кисти А.Брюллова. Рис.6

Учитель.
Портрет Натальи Николаевны был написан Брюлловым, но только не Карлом, а его братом Александром, тоже профессиональным художником и архитектором. Это один из самых пленительных акварельных портретов Гончаровой.
Он висел в спальне Пушкина, на Мойке, 12, в Петербурге – этот дом стал последним пристанищем поэта, а для нас, его потомков, национальной святыни, куда мы приходим поклониться его памяти.
Стихотворение «Мадонна» Пушкин написал ещё до создания портрета жены, но оно очень созвучно акварели.

Прослушивание стихотворения Пушкина «Мадонна» и аудиозаписи Дворжака «Славянский танец 2. Сочинение 72».

1-ый обучающийся.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

2-ой обучающийся.(А.С.Пушкин. Письма. Плетнёву П.А. Дневник Д.Ф.Фикельмон)
В письмах к Плетнёву, своему другу, А.С.Пушкин пишет: «Я женат – и счастлив, одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь… жёнка моя - прелесть не по одной наружности…».
У него, неустроенного, кочевого, появилась вдруг семья, человек, который любит. Исполнилось то, о чём он мечтал. «Мадонна» вошла в его жизнь.

(Музыка. С. В. Рахманинов, Фредерик Франсуа Шопен. Весенний вальс.)

3-ий обучающийся.
Кстати, Мадонной Наталью Николаевну называл не только Пушкин. Вот строки из письма приятельницы Пушкина Дарьи Фёдоровны Фиксельмон от 21 мая 1831 года : "Пушкин приехал из Москвы и привез свою жену, но не хочет еще ее показывать в свете. Я видела ее у маменьки - это очень молодая и очень красивая особа, тонкая, стройная, высокая -- лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхолическим выражением,- глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, взгляд не то чтобы косящий, но неопределенный,- тонкие черты, красивые черные волосы…»

Прослушивание аудиозаписи. П.И.Чайковский. Сентиментальный вальс.

1-ый обучающийся.
Юлия Друнина, говоря о Наталье Николаевне Гончаровой, отмечает, что на её долю выпало и огромное счастье, и тяжёлая ноша, и большая ответственность – быть женой великого человека…

2-ой обучающийся.
И просто ли испить такую чашу —
Подругой гения вдруг стать
в осьмнадцать лет?
Наталья Николаевна, Наташа!
И после смерти Вам покоя нет!
Была прекрасна — виновата значит,
Такое ясно каждому, как день.
И негодуют, сетуют, судачат,
И судят-рядят все, кому не лень.
А просто ли испить такую чашу,
И так ли весело и гладко шли
Дела у той, что сестры звали «Таша»,
А мы — великосветски! — «Натали»...
Поэта носит по степям и хатам,
Он у «Емельки Пугача» «в плену».
Лишь спрашивает в письмах грубовато,
По-русски, по-расейски: - Ты брюхата? -
Свою великосветскую жену.
И на дворе на постоялом где-то
Строчит ей снова: — Не зови, постой! —
И тянутся прелестницы к поэту,
И сам он, как известно, не святой.
Да, торопила — скоро роды снова,
Да, ревновала и звала домой.
Что этой девочке до Пугачева,
Когда самой хоть в петлю лезть порой?
Тонка, бледна, застенчива — Мадонна,
Как будто бы сошедшая с холста.
А сплетни, анонимки — все законно:
Всегда их привлекала Красота.
Но повторять наветы нам негоже.
Забыли мы, что, уходя с земли,
Поэт просил Наташу не тревожить, —
Оставим же в покое Натали...

Прослушивание аудиозаписи.С.В.Рахманинов. Вокализ. Рассматривание портретов А.С.Пушкина (слайды – рис. 7-12)

Учитель.
Более 200 лет прошло со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, более полутора веков прошло со дня его гибели, но мы и сегодня говорим о нём как о живом, близком, и часто слышим: «А вот Пушкин… А вот у Пушкина…». А уж сколько исследований посвящено ему!...
В работе Марины Цветаевой «Мой Пушкин» звучат очень интересные строки, которые современны и в наши дни:
К чему изобретать национальный гений?
Ведь Пушкин есть у нас:
Ведь Пушкина убили, потому
Что своей смертью он никогда
Бы не умер, жил бы вечно…

Комментарии обучающихся к рисункам.
Рисунок 7. Ксавье де Местр. "Пушкин - ребенок". 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской.

Рисунок 8. И.Репин. «Пушкин в Царском Селе».

Рисунок 9. П.Ф.Соколов. «Портрет А.С.Пушкина».

Рисунок 10. Н. Н. Ге. «А. С. Пушкин в селе Михайловском». 1875 г.

Рисунок 11. И.Л. Линев. «Портрет Пушкина». 1836-37 г.г.

Рисунок 12. А.И. Лактионов. "Пушкин на траве", 1949 г.


Подведение итогов.

Учитель.
Сегодня мы ещё раз прикоснулись к святому из святых русской поэзии – Александру Сергеевичу Пушкину. Нашу встречу хочется закончить стихотворением, которое написала ученица нашей школы Благодарова Анастасия.
В саду дворца под дубом тихим.
Там, где листвой играет свет,
Простым пером, пером великим
Шедевр создавал поэт.
Слова, как музыка, звучали
И плавно падали на лист,
И мысли гений воскрешали,
Тот стих был искренен и чист.
Не знал поэт, что это слово
Себя сквозь время пронесёт
И с каждым годом будет ново.
И в сердце людям западёт.
Живи, поэт, в страницах книг
И будь истоком вдохновенья.
Навеки твой бессмертен лик
И это «чудное мгновенье».

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Конспект урока литературы 8 класс. Духовное становление Петра Гринева Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Конспект интегрированного урока литература + МХК для 9 класса: Печорин - кто вы?

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе

Конспект урока «Образ князя Игоря в слове о полку Игореве», 9 класс

Тест по литературе Карамзин «Бедная Лиза» для 9 класса с ответами

Урок игра по литературе, 9 класс

Литературная композиция, 9 класс. Конспект урока литературы

Классный час о толерантности в 5 классе | Конспект урока литературы в 11 классе. Авторская песня. Высоцкий
Опубликовано: 3755 дней назад (12 августа 2014)
Просмотров: 4957
+3
Голосов: 3
Елена Александровна Федорова # 12 августа 2014 в 20:13 +2
Здравствуйте, Наталья Егоровна!
Спасибо за интересный содержательный материал. Разнообразные приёмы подачи данного мероприятия развивают интерес у современных ребят. Очень хорошо, что есть ещё такие дети, которые любят поэзию, музыку и сами пишут стихи. Ещё раз спасибо!
Ирина Андреевна # 13 августа 2014 в 06:44 +1
Большое спасибо за предоставленный материал. Понравился момент театрализованности. На мой взгляд, это всегда привлекает детей, способствует развитию творческих способностей. Видно, что ребята с интересом подошли к данному мероприятию. Творческих успехов!
Александра Александровна # 13 августа 2014 в 11:23 0
Здравствуйте! Благодарю за материал. Возьму на вооружение при проведении литературного вечера. Хорошая вставка-элемент театральности. Успехов в работе!
Светлана # 13 августа 2014 в 12:30 +1
Спасибо за идею нового подхода к изучению творчества А.С.Пушкина-через живопись. Интересно то, что подошли к изучению личности поэта не через друзей-лицеистов, как это обычно бывает, а с позиции художников-современников поэта.
Валерий Григорьевич Вершинин # 16 августа 2015 в 15:50 +1
Дорогие коллеги!Почему-то нет всех голосов к такой замечательной работе! 1311 просмотров - и всего 4 комментария! Такая большая подготовка, материал изучен во всех направлениях и это никак не оценено!? Непонятно! Наталья Егоровна! Вы молодец! Советую добавить на будущее музыку М.И. Глинки, современника А.Пушкина и автора романсов на его стихи. Например, «Не пой, красавица, при мне» (1828). И лучше использовать музыку русских композиторов, чем зарубежных. С уважением, Валерий Григорьевич.
Наталья Благодарова # 25 ноября 2015 в 15:01 0
Большое спасибо за добрые слова и поддержку! Учту пожелания. Спасибо, Валерий Григорьевич!
Анна Васильевна Зенкина # 5 января 2016 в 21:02 0
Спасибо! Многое взяла для работы с младшими школьниками! Очень доступно и интересно!