Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методика правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии школьников

Из опыта работы учителя ИЗО. Методика правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии школьников
Американский нейропсихолог Роджер Сперри, в 1981 г получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга». Он открыл, что каждое полушарие головного мозга работает как самостоятельный мозг. То есть предложенную человеку задачу решает либо левое полушарие, либо правое. Таким образом, если левое полушарие с его аналитическим мышлением отвергает рисование, то нужно предложить эту задачу правому, творческому, полушарию.

Человеческий мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Левое полушарие – аналитическое, оно отвечает за нашу речь, способность к чтению и письму, с помощью него мы запоминаем даты и числа, математические символы. Правое полушарие обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески и позволяет решать проблему целиком, интуитивно, не раскладывая на этапы. Основоположником методики правополушарного рисования, а также, знаменитый автор бестселлеров «Художник внутри нас» и «Раскройте в себе художника» является американская преподавательница рисования, доктор наук Бетти Эдвардс.

Согласно идее правополушарного рисования – рисовать могут все! Как это возможно? Давайте разберемся.
Дети изначально правополушарны. Они воспринимают мир таким, какой он есть – ярким, красочным и интересным, поэтому они такие фантазеры и мечтатели. И уже позже у ребенка развивается аналитическое мышление. Левое полушарие развивается при условии развития правого – это приоритет развития ребенка дошкольника. В противном случае у ребенка теряется потенциал человека-творца. Для того чтобы ребенок был успешен в школе, в дошкольном детстве необходимо развивать правое полушарие. Необходимо продолжать развивать правое полушарие и в школе.

Вот почему ФГОС НОО актуален. Он вводит понятие «культурные практики», заменяя при этом привычные разделения игра – урок- внеурочное занятие на соответствующие возрасту структуру: игра + родственные виды деятельности, где виды деятельности это и есть разнообразные культурные практики. Особенностью такой структуры является появление образовательного результата (продукта). Такой продукт может быть материальным (рисунок) и не материальным (образ, переживания)

Основные задачи правополушарного рисования:
1) развитие правого полушария мозга ребенка;
2) развитие творческих способностей.

Таким образом, если ребенок будет учиться рисовать по данному методу, то гарантирована гармонизация работы обоих полушарий.

Важно помнить, что обучение рисованию проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается), а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть в себе весь потенциал, заложенный природой. В правополушарном рисовании самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключение логики и рациональной оценки является основой такого интуитивного метода творчества.

Основательница данного метода Бетти Эдвардс преподавала в основном графическое рисование. Русская школа немного изменила правополушарное рисование. Упражнения здесь в основном выполняются гуашью. В процессе обучения можно научиться делать картины, мало чем отличающиеся от произведений великих художников. Особый упор делается на пейзажи.

В первую очередь, правополушарное рисование имеет мало общего с академическим художественным образованием (академический рисунок — это система реалистичного изображения предметов, исходя из их конструктивных особенностей). В классических школах больше внимания уделяется именно технике рисования, а в методе правополушарного рисования – художественному видению и восприятию.

Второй особенностью является «П-режим». Во время него человек может, не анализируя, сразу переносить свое видение объекта на лист бумаги. Отключается оценка, вы не думаете, а как это должно выглядеть, вы просто рисуете. К таким упражнениям относятся, например, рисование пальцами или рисование с игнорированием границ листа.

Суть метода в том, что художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину, игнорируя, как объект должен выглядеть. Иногда метод правополушарного рисования ошибочно путают с рисованием преимущественно левой рукой и рисованием только перевёрнутых предметов. В действительности, левши и правши могут использовать наиболее развитую из своих рук, а рисование перевёрнутых картин является только тренировочными занятиями.

Что даёт правополушарное рисование?
• Убирает барьеры «я не смогу», «у меня не получится».
• Полностью раскрывает "спящие" творческие способности.
• Позволяет проявить индивидуальность каждого.
• у школьников повышается интерес к учёбе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды.
• Подростки начинают видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.
• Взрослые чувствуют эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, это вдохновение переносится и на другие сферы жизни!

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Аппликация. Портрет человека

Из опыта работы учителя ИЗО. Развитие цветовосприятия у младших школьников во внеурочной деятельности
Опубликовано: 148 дней назад (4 мая 2021)
Просмотров: 114
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!