Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Олимпиада по химии в 8 классе с ответами

Разработка заданий для Олимпиады по химии, 8 класс (школьный тур)
Давыдова Наталья Борисовна учитель химии МАОУ «Вадская СОШ» с. Вад Вадского района Нижегородской области
Разработка заданий школьного тура олимпиады по химии для учащихся 8 классов с решениями.
Данная разработка может быть полезна учителям химии, а также учащимся для подготовки к олимпиадам.

Цель: создание необходимых условий для поддержки одарённых детей.

Задачи:
- выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к химии, исследовательской работе;
- выявление одаренных и творчески мыслящих учащихся.

При составлении олимпиады использовался материал детского портала «Солнышко» «Необычайные приключения Пробиркина в Стране химических элементов. Химическая сказка со стихами, заданиями и головоломками» (Автор оригинальной идеи, текстов, стихов, заданий, рисунков - Наталья Иванова)

Олимпиада по химии в 8 классе (школьный тур)
Необычайные приключения Пробиркина по периодической системе химических элементов

Сегодня мы расскажем вам про юного исследователя Химишу Пробиркина. Химиша учится во втором классе, совсем пока не знает химию, но очень любопытен.
Пробиркин очень интересовался химией, но понял, что должен хоть капельку поучиться. Он открыл серьёзный учебник старшего брата, полный непонятных слов, и загрустил. В учебнике очень скучно...
Непонятное начиналось уже с первой страницы, где была нарисована таинственная периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, а в углу – Д.И. Менделеев собственной персоной, заросший густой бородой, как Лев Николаевич Толстой. Загадочный Менделеев укоризненно смотрел на Химишку.
Итак, начнем путешествие по периодической системе химических элементов вместе с Химишей Пробиркиным.


Задание 1. Пробиркин и повелитель воздушных шариков
– Уф, запрыгнул во вторую клетку! Как же здесь тихо, как-то всё инертно, зато очень много солнечного света! Эй, есть кто-нибудь?
– Не кричи, я здесь, под потолком, вишу в воздушных шариках. Давай знакомиться, я – Гелий. Знаешь, почему меня так зовут? Я – солнечный, на светиле меня гораздо больше, чем на Земле. А «Солнце» по-гречески – «Гелиос». Открыл меня на Солнце любитель астрономии француз Локьер, в 1868 году обнаружив в солнечной короне новый элемент, которого не знали на Земле!
Химиша задумался, оказывается, химические элементы называют в честь астрономических объектов.
Ребята, приведите названия химических элементов, которые названы в честь астрономических объектов (не менее 5) (5 баллов)

Задание 2. Пробиркин и главный воздушный невидимка.
Дошёл Химиша до седьмой квартиры, устал и уже хочет прогуляться на свежем воздухе...
– Добрый день, Пробиркин, я – Азот! Пока ты у меня в гостях, о свежем воздухе можешь забыть! Воздух, конечно, мой дом родной, меня там – представь себе – 78% по объёму! Я все время нахожусь вокруг всех наземных животных, растений и людей в огромных количествах, они словно купаются во мне, хотя некоторые из людей даже не знают об этом, потому что я без вкуса, цвета и запаха.
– Да? Я не знал! Воздух и воздух, его не видно, он не пахнет, я и не думаю о нём никогда! Дышу им и люблю, когда он свежий.
– Уважаемый Пробиркин, а вот дышишь ты Кислородом, он тоже входит в состав воздуха, но его там намного меньше, чем меня. Он мой сосед по клетке, у него номер восемь, попадёшь к нему, уж там-то будет слишком легко дышать!
А я, Азот, совсем не поддерживаю дыхания! Когда меня выделили из воздуха и поняли, что я не участвую в дыхании, меня назвали «Азотом» от греческого «Azoos» – «безжизненный, не могущий поддерживать жизнь».
Представь себе, учёные очень сильно ошиблись с таким названием, но это выяснилось гораздо позже, когда была изучена химическая природа белков. Потому что в любом живом организме обязательно содержатся белки. Любой белок – это цепочка из разных аминокислот, ну вроде нитки бус. А вот в состав аминокислот обязательно входит Азот!!! И раз на Земле небелковых форм жизни не обнаружено, я, Азот, один из главных элементов жизни!
Совсем запутался Химиша. В каких же фразах говорится об азоте как о химическом элементе, а в каких – о простом веществе?
Ребята, помогите Химише разобраться, и вы узнаете фамилию французского химика, который назвал азот «безжизненным» (5 баллов)


Задание 3. Как Пробиркин наконец-то отдышался.
«Да, в восьмой квартире действительно очень легко дышать, даже пахнет чем-то свежим, как после грозы» – подумал Пробиркин.
– Ты прав, уважаемый Химиша, как следует отдышаться тебе удастся только у меня, Кислорода. Я – единственный газ, который поддерживает дыхание и горение. При температуре -183 °C я становлюсь бледно-голубая жидкостью. В жидком виде меня используют на подводных лодок, в медицине.
Название мое означает «рождающий кислоты».
Я, Кислород, активный окислитель. Малыш Водород тебе уже жаловался на меня, он всегда обижается после взрыва гремучей смеси. Конечно, жалко отдавать единственный электрон! Но я всегда стараюсь убедить Водорода, что эта жертва не напрасна, в результате нашей реакции рождается прекрасное вещество – Вода!
В воздухе меня меньше, чем приятеля Азота, всего около 21% по объему, но это оказывается самым подходящим количеством для дыхания.
Кислород, которым ты дышишь, Пробиркин, состоит из двухатомных молекул. Тебе понятно из названия, что в одной молекуле кислорода два атома кислорода и моя формула О2? Но есть ещё одно интересное вещество, состоящее только из Кислорода, молекулы которого трёхатомны, т.е. в них три моих атома! Это Озон, его формула О3. Чувствуешь, здесь у меня легкий запах, как будто после грозы? Это запах Озона, он образуется из двухатомного Кислорода при разряде молний.
– Кислород, ты так много знаешь! Я слушаю тебя, затаив дыхание, которое ты поддерживаешь! Как много ты перечислил химических явлений, которые происходят благодаря тебе!
Ребята, Химиша так увлекся рассказом Кислорода, что ошибся: в тексте встречаются описание не только химических, но и физических явлений. Выпишите из текста явления, укажите физические и химические явления. (6 баллов)

Задание 4. Пробиркин на стройплощадке
Химиша отправился к Кальцию и сказал вслух:
– Пора бы и косточки размять!
После этого Пробиркин увидел самого Кальция со строительным мастерком в руке и тут же услышал в ответ дружелюбный голос:
– Вау! Косточки! Это по моей части! Заходи, не стесняйся, поговорим о твоих и не только твоих скелетных косточках, любознательный человечек!
Я, Кальций, – строитель. Я могу построить всё. Животные, к которым относишься и ты, человек, используют для строительства скелета моё соединение - фосфат кальция, а другие опираются на мой карбонат.
Здания и сооружения я строил с древнейших времён и продолжаю это делать до сих пор. Мой минерал известняк был самым древним строительным материалом, из него сооружено одно из восьми чудес света – знаменитые египетские пирамиды, из известняка воздвигнута Великая китайская стена. Наша столица называлась «белокаменной» именно потому, что многие здания в древней Москве возводились из белого известняка.
И известняк, и мел, и мрамор, и перламутр, и жемчуг – все это карбонат кальция.
Химиша так заинтересовался этим веществом, что решил охарактеризовать его.
Ребята, а вы сможете дать характеристику соединению CaCO3 по плану: качественный состав; количественный состав; относительная молекулярная масса; массовые доли элементов. (4 балла)

Задание 5. Пробиркин в сказке Андерсена
Вход в пятидесятую квартиру охраняли стойкие оловянные солдатики, один из них был одноногим, как в сказке Андерсена. Блестящее работящее Олово выглянуло из-за спин солдатиков и сказало:
– Да, я элемент из сказки! Таких не очень много! Ну-ка припомни названия сказок, в названии которых был бы химический элемент!
Ребята, помогите Химише. Приведите примеры литературных произведений, в названиях которых встречаются названия химических элементов (не менее 5). (5 баллов)

Задание 6. Пробиркин у ртути.
В восьмидесятой клетке перед Пробиркиным предстали многочисленные термометры, манометры и другие приборы, в трубочках которых сверкал яркий, подвижный и знакомый с детства металл.
Сама Ртуть, вредная едкая и юркая старушка, своими злобными глазками сверлила гостя.
– Здравствуйте, уважаемая госпожа Ртуть! Вы – очередная дама на моём пути, к тому же, знакомая мне с детства. Я помню, что однажды разбил термометр, и на пол выкатились подвижные металлические шарики. Я хотел их погонять, но мама отругала меня, а шарики собрала и выкинула, и пол в этом месте вымыла.
– Твоя мама поступила совершенно правильно, а её действия можно назвать «демеркуризацией», то есть «избавлением от Ртути». В домашних условиях разлившуюся Ртуть можно собрать с помощью кисточки или медной проволоки, к которой шарики как будто налипают. Собранную Ртуть нужно поместить в банку и залить раствором марганцовки, им же тщательно вымыть пол. Все эти меры предосторожности необходимы, потому что пары Ртути очень ядовиты.
Химиша поблагодарил Ртуть за полезный совет и вновь стал рассматривать стеллажи с термометрами, манометрами и другими приборами и лабораторной посудой. Он придумал кроссворд, в котором зашифровал названия лабораторного оборудования и посуды. Попробуйте его разгадать.

1. В этой чашке из гладкого твердого материала растирают или измельчают вещества.
2. Она используется для переливания жидкостей и для фильтрования.
3. Он используется для прокаливания веществ, для проведения различных синтезов при высоких температурах.
4. Это самая незаменимая посуда в лаборатории, изготавливается из стекла и полиэтилена, предназначена для проведения самых разных опытов.
5. Он используется для закрепления приборов при проведении эксперимента.
Ключевое слово – стеклянная посуда, которая применяется для приготовления и хранения растворов.
(5 баллов)

Пробиркин прощается с таблицей.
«Пора домой», подумал Химиша. Но в последний момент он обернулся и увидел, что почти все элементы выглядывают из окошек таблицы и машут ему руками на прощание. Подлетел на воздушном шарике Гелий, из бочки с керосином выглядывал Натрий, даже циничный Фтор чуть просочился из-под тефлоновой двери. Пробиркин увидел, как сверкнули рекламные трубочки, заполненные Неоном, Аргоном и Криптоном, а румяная Медь по-доброму улыбалась и звонила в медный колокольчик.
На столе по-прежнему лежал школьный учебник химии, открытый на Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Пробиркин перевернул страницу.
Дальше шло оглавление:
– Уравнения химических реакций.
– Типы химических реакций.
– ............
– А ведь я совсем не умею составлять уравнений химических реакций, какой же я химик?! – воскликнул Пробиркин и открыл учебник дальше.
Постепенно Химиша Пробиркин многое узнает и многое сумеет, а мы, ребята, будем делать это вместе с ним!
Желаем удачи!

Ключи к олимпиадным заданиям по химии

Задание 1.
Гелий (от греч. helios – Солнце), Нептуний (в честь планеты Нептун), Палладий (в честь астероида Паллада), Плутоний (в честь планеты Плутон), Ртуть (старое название в честь планеты Меркурий), Селен (от греч. selene – луна), Теллур (от греч. tellus – Земля), Уран (в честь планеты Уран), Церий (в честь астероида Церера).
Оцениваются 5 верных ответов.
Всего: 5 баллов

Задание 2.
1. Верно выбранное понятие (элемент или простое вещество) – 0,5 балла (Всего - 4 балла).

2. Имя учёного - ЛАВУАЗЬЕ (1 балл).
Всего: 5 баллов

Задание 3.
1. Перечислены химические явления: дыхание, горение, взрыв гремучей смеси, образование озона во время грозы (4 балла).
2. Перечислены физические явления: сжижение кислорода, диффузия (распространение запаха озона) (2 балла).
Всего: 6 баллов

Задание 4.
1. Качественный состав вещества: молекула состоит из атомов трех химических элементов: кальция, углерода, кислорода (1 балл).
2. Количественный состав вещества: в состав молекулы входят 1 атом кальция, 2 атом углерода и 3 атомов кислорода (1 балл).
3. Определение относительной молекулярной массы:
Mr(CаСO3) = 1Аr (Са) + 1Ar (С) + 3Ar (О) = 40 + 12 + 48 = 100 (1 балл).
4. Определение массовых долей элементов в веществе:
(1 балл).
Всего: 4 балла

Задание 5.
1. Г.Х. Андерсен «Золотой мальчик», А.Н. Толстой «Золотой ключик», Братья Гримм «Золотой Гусь», «Златовласка», «Золотой бычок»; А.С. Пушкин «Золотой Петушок»; Киплинг «Золотая Антилопа»; миф «Золотое руно», А. Грин «Золотая цепь»; И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок»; М. Пришвин «Золотой луг»; П.П. Бажов «Золотой волос»; А.К.Толстой «Князь Серебреный»; П.П. Бажов «Серебреное копытце»; А.И. Куприн «Серебристый волк»; П.П. Бажов «Хозяйка медной горы»; А.С. Пушкин «Медный всадник»; В. Катаев. "Повелитель железа"; Братья Гримм «Королевич Лягушка, или Железный Генрих»; Жан-Кристиан Птифис «Железная маска»; "Огонь, вода и медные трубы".
Оцениваются 5 верных ответов.
Всего: 5 баллов

Задание 6.

Всего: 5 баллов

Итого: 30 баллов.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса Учебный лист по химии 8 класс Урок-путешествие по химии для 8 класса. Основания Обобщение раздела курса химии 8 класса «Основные классы неорганических веществ». Химический турнир

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса

Конспект урока химии в 8 классе «Соли. Основания»

Внеклассное мероприятие по химии в 8 классе

Участник №68 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2017 года
Урок химии, 10 класс. Глюкоза. Конспект с презентацией
Опубликовано: 2624 дня назад (15 сентября 2017)
Просмотров: 25490
+2
Голосов: 2
Ксения Леонидовна Гусакова # 29 сентября 2017 в 21:30 0
Интересная разработка! Полезные и не скучные задания, которые разнообразят жизнь учеников на уроках! Много заданий возьму себе на заметку. Спасибо огромное! Вы просто умница ! dance