Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разработка урока по литературе в 7 классе. Историческая баллада "Василий Шибанов" А.К. Толстого

Историческая баллада А.К.Толстого «Василий Шибанов»
Цель урока: познакомить с творчеством А.К.Толстого на примере баллады «Василий Шибанов»; развивать умение анализировать поступки героев.
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий; знакомство со структурой книги;
- углубить представление об особенностях жанра баллады;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать технику чтения.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к литературе;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в работе: развитие уважения друг к другу.
Ход урока
I. Организационный этап
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Присаживайтесь. За окном декабрь. Погода неустойчивая: то дождь льет как из ведра, то снег пытается идти. Представьте себе, вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку баллады.

II. Актуализация знаний
- Вспомните определение баллады. (Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие).
- Назовите писателя, поэта-земляка, которому 05.09.2017 года исполнилось ровно 200 лет со дня рождения? (А.К.Толстой).

III. Постановка учебной задачи
- Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, мы должны расширить знания о балладах, познакомиться с балладой «Василий Шибанов», проанализировать её.

IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление
1. Слово учителя. (презентация). Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем вXIX век из Древней Руси. В юные годы в нем были и стать, и размах богатырей. Мужчин семьи Толстых – Перовских отличала физическая сила и разностороннее образование. А.К.Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра II.
В 30-40 годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. А.К.Толстой считал своим долгом «говорить во что бы ни стало правду». В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно.
Рыцарский характер Толстого был известен в правящих кругах России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Его Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью. Во всех его творениях проявляются интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе и родному краю.

Учитель: -Это я вам рассказала немного о биографии нашего земляка, а теперь вы мне перескажите статью, помещенную в ваших учебниках по литературе.

2. Проверка д/з. Пересказ прочитанной статьи учебника о поэте и его творчестве.
- Итак, А.К.Толстой практически во всех своих произведениях обращается к историческому прошлому нашей страны. Не исключения и его исторические баллады, в которых говорится о правлении Ивана Грозного. Чем же он так прославился, что во многих произведениях Толстой А.К. описывает именно эту историческую эпоху? Об этом вам расскажет учитель общественных дисциплин.

3. Сообщение учителя общественных дисциплин о правлении Грозного. (презентация)
- Имя царя Ивана IV в народной памяти сохранилось как имя Ивана Грозного. Грозный в переводе с древнерусского языка означает наводящий страх, гроза – страх, трепет. оставила в народной памяти в первую очередь те десятилетия, когда царь разделил страну на две половины: земщину и опричнину. Опричь по-древнерусски означает кроме.
Введение опричнины связано с неудачами в Ливонской войне, когда Россия пыталась выйти к Балтийскому морю. Неудачи привели к росту подозрительности со стороны царя. Он стал подозревать в измене своих военачальников. Никаких свидетельств реальных заговоров против Ивана в истории нет, но преследования и казни стали приводить к бегству из Московии. В декабре 1564 г. бежал бывший любимец царя, герой взятия Казани, воевода в городе Дерпте (ныне – Тарту) князь Андрей Курбский.
В 1565 г. царь внезапно покинул Москву и перебрался в Александрову слободу, на север от Москвы. Борясь за полное подчинение царской воле против бояр и князей, он объявил, что вернется только на особых условиях: он оставит часть земель боярам и князьям, кроме (опричь) той, которая ему станет принадлежать лично. Из дворянских и боярских детей царь отобрал специальный охранный корпус, получивший название опричники. Опричники стали любимцами царя и получили от него исключительные привилегии. Пользуясь поддержкой Ивана, они могли поступать, как им вздумается в отношении земщины, то есть той части земли, которую Грозный оставил боярам и князьям. Произвол стал царить на русской земле. Признаком службы опричника были, по некоторым источникам, собачья голова и метла, символизировавшие решимость «выгрызть и вымести измену». Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от «земских» людей. По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский. С ними мы встретимся в балладе. Не все имена любимцев Грозного запечатлелись в народной памяти, но имя Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (Малюты Скуратова) стало нарицательным именем жестокого палача, готового служить своему господину, как пес хозяину. Не случайно Лермонтов делает одним из героев своей «Песни…» опричника из семьи Малютиной. Такому человеку, казалось бы, все позволено.

4. Словарная работа.
- Ребята, в балладах вам, помимо тех слов, лексическое значение которых дано в сносках, встретятся и другие слова. Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски и др.

5. Исторический комментарий.
Прежде чем начать прослушивание баллады «Василий Шибанов», я хочу дать исторический комментарий о князе Курбском – одном из героев баллады. В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание. Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

6. Выразительное чтение (прослушивание или просматривание видеоролика) баллады «Василий Шибанов», анализ.

V. Физминутка

VI. Первичное закрепление знаний
Беседа по вопросам (фронтальный опрос)
- Повторим еще раз, что называют балладой? (Баллада - стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие).

-Какие черты баллады вы находите в этом произведении? (Во-первых, это рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического про эпоху Ивана Грозного. Во-вторых, наличие сюжета. В-третьих, душевные переживания героев передаются при помощи сравнений, а также гипербол и олицетворений.)

-Какая история рассказана в балладе? (Бегство князя Курбского от Ивана Грозно¬го. Решение князя послать гневное обличительное письмо Ивану Грозному и согласие стремянного — Васьки Шибанова — отвезти это посла¬ние. Этот поступок — смертный приговор для вестника; зная это, Василий Шибанов идет на такой шаг. Вскоре наступает трагическая развяз¬ка: казнь Шибанов встречает бесстрашно.)
-Назовите героев произведения. (Князь Курбский, Василий Шибанов, царь Иван Грозный).
-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он убегает в Литву.)
-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства?
-Как автор относится к Курбскому? (Отношение к Курбскому понятно с первых строк. Он предатель, изменник Родины. Курбский гневен, «исполнен желчи и злобы», а «перо его мес¬тию дышит»).
-Что задумал Курбский в Литве? (Решает высказать в своем послании всю правду царю Грозному).
-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?
-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?
-Каким показан царь Ивана Грозный? (Иван Грозный в этой балладе гневный, жестокий, нетерпеливый в своем всевлас¬тии человек).
-Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся? («И звону внимает московский народ, И молится, полный боязни, Чтоб день миновался без казни»).
-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.
- Есть ли что-то одинаковое в поведении Грозного и Курбского? (В столкновении двух власти¬телей, Грозного и Курбского, оба равны в своей ненависти, оба поглощены осуществлением только лишь сво¬их задач, удовлетворением своих амбиций).
-Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нём можно сказать?
-Как царь относится к Шибанову?
-Ещё один персонаж - рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?

VII. Первичная проверка понимания
- А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
- Какие художественные приемы активно ис¬пользует автор при характеристике своих героев и при описании событий? (Баллада «Василий Шибанов» близка по стилистике устному народному творче¬ству и использует многие приемы произ-ведений фольклора. В ней много просто¬народных слов и оборотов: слово своего заменяется просторечным свого, в речь героя включены слова зазноба, напря¬мик, напролет, пешой. В письмо Курб¬ского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответ¬ствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрес¬танных боях за тя, аки воду, лиях и лиях.
Автор насыщает балладу эпитетами: святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность раб¬ская, стан вражий, опальный воево¬да, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа.
Большую роль играют повторы. Запо¬минается фраза, которая говорит о вер¬ности стремянного: «Он славит свого гос¬подина!» и слова повторяют палачи, кото¬рым так и не удалось сломить верность слуги Курбского. Сам же он повторяет слова о своей верности:
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино…)
- Какие метафоры передают эмоциональное состояние героев? (Князь Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злы¬ми словами язвит он царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями).
- Сравните первую и последнюю строфы бал¬лады. Как вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета? (В первой строфе перед нами своеобраз¬ный пролог к событиям баллады. Князь Курбский бежит от гнева царя Иоанна Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова. В последней строфе — последние слова погибающего героя — развязка трагического сюжета баллады).
- Что хотел нам рассказать Толстой своей балладой? (Толстой в балладе рассказывает о настоящей любви к своей стране и преданности, которая, тем не менее, не должна быть заключена в слепом повиновении и самопожертвовании. Отстаивание гражданской позиции, высоко поднятая голова и чувство собственного достоинства - вот качества, которые должны быть присущи каждому представителю великого русского народа. Именно на таких людях держатся настоящие и крепкие державы).

VIII. Рефлексия
Восстановление текста
Сегодня на уроке я узнал(а) _________________
Мне было интересно _______________________
Актуальность сюжета баллады заключается в __

Слово учителя: В наши дни таких произведений или хотя бы похожих на балладу песен можно сплошь и рядом отыскать в творчестве А.Градского, «Песняры», «Король и шут», «Кукушка» - В.Цой, «Баллада о древнерусском воине» – песня группы «Ария» из альбома «Герой асфальта». Так же в фолк-группах, например, группы Fleur и "Мельница" иногда используют непосредственно слово «баллада» в своих песнях. Иногда баллады звучат в кино на историческую или героическую тематику, а порой услышать их можно и в компьютерных играх. Лучший тому пример – относительно новая игра The Elder Scrolls V: Skyrim, где барды распевают красивые баллады о местных героях и завоевателях. Литературный жанр, обладающий такой красотой, вряд ли когда-нибудь полностью потеряет актуальность. Послушаем с вами современную балладу Вячеслава Бутусова «Прогулки по воде» («Прогулки по воде» - песня российской рок-группы «Nautilus Pompilius»).

IX. Выставление оценок

Домашнее задание:
1. Составьте краткий словарь устаревших слов, которые использует автор в балладе. Объясните, с какой целью они помещены в текст.
2. Перечитать баллады А.К.Толстого.
3. Дать развернутый ответ на вопрос: в чем сходство и в чем отличие главных героев исторических баллад А.К.Толстого «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

Список использованной литературы
1. Дидактические материалы по литературе .7 класс. К учебнику Коровиной В.Я. – Маркитанова М.А. М: 2014.
2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год.
3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год.
4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год.
5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год.
6. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Обобщающий урок по былинам, 7 класс

Викторина по творчеству А.К. Толстого с ответами | Конспект урока русского языка, 5 класс. Пунктуация
Опубликовано: 2256 дней назад (19 сентября 2018)
Просмотров: 7574
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!