Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Жили - были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказка рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
"Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"?
Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.
Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Особенностью содержания сказки является ее оптимизм - в сказке почти всегда добро побеждает, а зло наказывается. Поэтому общий тон сказки жизнерадостный, бодрый.
Сказки детям необходимы, особенно народные. На психику сказка ложится, как зерно в подготовленную почву. Только нужно помнить, что сказка должна соответствовать возрасту.
Начинает педагог всегда с чтения-рассказывания новой или уже известной детям сказки. Важно выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Практика показывает: чтобы вызвать наибольший эмоциональный отклик на содержание сказки у маленького слушателя, педагог-рассказчик должен в совершенстве знать текст прочитываемого произведения. Напевность и выразительность чтения-рассказывания, способность «оторваться» от книжной страницы, встретиться глазами с ребенком, передать ему свое эмоциональное состояние — важные составляющие восприятия художественного произведения.
Следующий метод - рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Беседа по сказке. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и беседа после чтения. Воспитатель должен быть готов заранее к возможным вопросам детей и сам готовить вопросы для беседы с дошкольниками. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки. Вопросы, адресованные детям, должны, с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитанному, а с другой — не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут оказаться чем-то похожими на отрицательных персонажей.
Некоторые возможные вопросы и задания для работы со сказками: Как ты думаешь, почему произошло то или иное событие в сказке? Что было бы, если бы в сказке были только плохие или только хорошие герои? Как бы ты сам поступил в этой ситуации? Как ты думаешь, что поучительного можно извлечь из сказки? (правила нравственного поведения) Расскажи, как описывается в сказке прекрасное и безобразное. А ты или твои друзья, знакомые когда-нибудь оказывались в похожей ситуации? Как ты (они) тогда поступил (ли)? Как бы ты поступил сейчас, если бы у тебя была возможность выбора?
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает - другой продолжает”, “Откуда я?” "Сочининовое кончание" и другие.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Художественная деятельность по содержанию сказок.
Таким образом, Сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка по сказкотерапии
Сказкотерапия для детей 5-8 лет
Консультация для родителей. Сказкотерапия для дошкольников
Педагогическая ценность сказки
Похожие статьи:
Сказкотерапия для дошкольников
Сказкотерапия в семье
Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей дошкольного возраста в ДОУ