Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ
Успех коррекционно–воспитательной работы с детьми с нарушениями речи определяется строго продуманной системой тесного взаимодействия специалистов ДОУ.
Что касается особенностей взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя, то вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю - логопеду. Это объясняется тем, что логопед, как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков.
Организация воспитательно-образовательной деятельности с детьми с нарушениями речи включает три основных аспекта: диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий.
В начале учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и сопутствующего им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции. По окончании обследования логопед подробно сообщает воспитателю группы о результатах своей диагностики.
Воспитатель, в свою очередь, проводит диагностику общего развития. Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности и, опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач, составляет индивидуальные маршруты развития, участвует в разработке программ индивидуального сопровождения воспитанников с нарушениями речи.
Задачи коррекционного этапа, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда: логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей. Отсюда вытекают
задачи, функции и основные направления работы воспитателя:
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
• Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов и занятий.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Логопед, в свою очередь, оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи. Дает рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.
Отсюда вытекают и
формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса. В нашем дошкольном учреждении апробированы следующие: вечерние индивидуальные, подгрупповые или групповые занятия воспитателя по заданию логопеда.
Работа проводится по "Тетради преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя" для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня по всем направлениям коррекции речевых нарушений. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю учителем-логопедом. Воспитатели после проведённого занятия графически отмечают результативность усвоения предложенного материала, что позволяет логопеду наметить дельнейший маршрут коррекции:
• взаимопосещения занятий;
• оформление картотек по разным разделам коррекционной работы;
• планирование и проведение итоговых мероприятий;
• тематические педсоветы, индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке; тематические консультации; теоретические и практические практикумы, мастер классы.
Профилактическая работа предполагает организацию предметно-развивающей среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Логопед, в свою очередь, отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.
Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Рекомендуем посмотреть:
Использование мнемотаблиц при ознакомлении дошкольников с творчеством Барто
Как сделать детский сад престижным?
Сенсорные свободы и психомоторные раскрепощения в педагогической деятельности
Использование технологии проблемной задачи в конструктивно - модельной диеятельности
Похожие статьи:
Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей дошкольного возраста в ДОУ
Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста