Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в детском саду

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ
Успех коррекционно–воспитательной работы с детьми с нарушениями речи определяется строго продуманной системой тесного взаимодействия специалистов ДОУ.

Что касается особенностей взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя, то вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю - логопеду. Это объясняется тем, что логопед, как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков.

Организация воспитательно-образовательной деятельности с детьми с нарушениями речи включает три основных аспекта: диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий.

В начале учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и сопутствующего им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции. По окончании обследования логопед подробно сообщает воспитателю группы о результатах своей диагностики.

Воспитатель, в свою очередь, проводит диагностику общего развития. Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности и, опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач, составляет индивидуальные маршруты развития, участвует в разработке программ индивидуального сопровождения воспитанников с нарушениями речи.

Задачи коррекционного этапа, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда: логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей. Отсюда вытекают задачи, функции и основные направления работы воспитателя:
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
• Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов и занятий.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Логопед, в свою очередь, оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи. Дает рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.

Отсюда вытекают и формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса. В нашем дошкольном учреждении апробированы следующие: вечерние индивидуальные, подгрупповые или групповые занятия воспитателя по заданию логопеда.

Работа проводится по "Тетради преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя" для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня по всем направлениям коррекции речевых нарушений. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю учителем-логопедом. Воспитатели после проведённого занятия графически отмечают результативность усвоения предложенного материала, что позволяет логопеду наметить дельнейший маршрут коррекции:
• взаимопосещения занятий;
• оформление картотек по разным разделам коррекционной работы;
• планирование и проведение итоговых мероприятий;
• тематические педсоветы, индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке; тематические консультации; теоретические и практические практикумы, мастер классы.

Профилактическая работа предполагает организацию предметно-развивающей среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Логопед, в свою очередь, отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Рекомендуем посмотреть:

Использование мнемотаблиц при ознакомлении дошкольников с творчеством Барто Как сделать детский сад престижным? Сенсорные свободы и психомоторные раскрепощения в педагогической деятельности Использование технологии проблемной задачи в конструктивно - модельной диеятельности

Похожие статьи:

Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей дошкольного возраста в ДОУ

Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста

Пластилинография в детском саду с использованием природного и бросового материала | Как познакомить детей со сказкой
Опубликовано: 2227 дней назад (30 сентября 2018)
Просмотров: 1136
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Снежана Анатольевна Колесникова # 30 сентября 2018 в 19:52 +1
Елена, здравствуйте! Материал очень интересный, но подходит он только для детских садов, в которых есть логопедическая группа. Работаю на логопункте шестой год. Никакой помощи от воспитателей никогда не было. Они элементарно не могут запомнить, что нужно вечером отдать родителям тетрадь для домашних заданий. Все мои советы принимают скептически, особенно "старая гвардия". Просто всем нужна денежная мотивация, которой у них у нас в саду нет.
Вы же описали идеальный тандем, в результате работы которого у детей будут огромные успехи. Завидую Вам белой завистью.
Желаю творческих успехов и примите голос №1
Елена Аникина # 1 октября 2018 в 10:49 +1
Здравствйте, Снежана. Я, как раз, работаю в логопедической группе воспитателем. Мы именно так и работаем, иначе динамики не будет. Спасибо.
Людмила Витальевна Акулинина # 3 октября 2018 в 11:43 +1
я работаю в обычном саду с одним логопедом на весь сад, работаем вместе, без тесного взаимодействия не не будет результата, хорошая статья, спасибо.