Педагогические технологии при работе с подростками
Описание материала: Предлагаю вам материал по педагогическим технологиям при работе с подростками с девиантным поведением. Вам будет представлена сама технология, её цель, задачи, этапы реализации, возможные формы работы по реализации и ожидаемые результаты от этой технологии.
Педагогические технологии при работе с подростками с девиантным поведением
Цель:рассмотреть основные педагогические технологии при работе с подростками с отклоняющимся поведением.
Задачи:
1.Выявить оптимальную модель технологии социально-педагогической поддержки.
2.Рассмотреть реализацию технологии социально-педагогической поддержки подростков.
Технология «Группы родительской взаимопомощи» базируется на организации в учреждениях групп родительской взаимопомощи, которые являются формальными или неформальными объединениями родителей, имеющих общую жизненную проблему и желающих оказывать друг другу помощь, эмоциональную поддержку, участвовать в процессе обмена актуальной информацией посредством организации регулярных встреч в рамках следующих направлений деятельности:
-обучающее направление (семинары-практикумы по обмену опытом, групповые занятия по формированию навыков и приемов семейного воспитания, ухода за детьми и пр.);
-культурно-досуговое направление (клубная деятельность, культурно-массовые мероприятия) и т. д.;
-физкультурно-оздоровительное направление и пр.
Цель технологии – оказание практической помощи в процессе построения детско-родительских взаимоотношений посредством организации и функционирования группы родительской взаимопомощи.
Задачи технологии:
1.Организация и поддержка группы родительской взаимопомощи.
2.Формирование системы взаимной поддержки родителей, находящихся в трудных ситуациях с детьми (несформированность родительской компетентности; прием в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; воспитание детей-инвалидов и пр.).
3.Повышение родительской компетентности членов группы посредством вовлечения в информационно-просветительскую, обучающую, досуговую и оздоровительную деятельность.
4.Обмен родительским опытом в вопросах построения конструктивных детско-родительских взаимоотношений.
Целевая группа:
-молодые родители;
-семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
-родители, воспитывающие детей-инвалидов;
-граждане, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей / кандидаты в замещающие родители;
-приемные родители.
Этапы реализации технологии:
1.Организационный этап – группообразование. В группы родительской взаимопомощи могут объединяться родители, непосредственно затронутые серьезной проблемой, либо их близкие, родные, друзья. На данном этапе закладываются основы взаимопомощи семей, намечаются формы и способы координации и интеграции усилий, определяется, смогут ли отдельные участники стать коллективным субъектом деятельности, возникает ли синергетический эффект. Специалист учреждения социального обслуживания в процессе группообразования выполняет роль организатора, знающего первичные нормы общения и способы взаимодействия, восполняет недостающие позиции. Задачи специалиста заключается в том, чтобы завоевать доверие, помочь участникам группы ближе узнать друг друга, сформировать первичный консенсус и на этапе, когда потребность в его помощи ослабеет, распределить организаторские и методические функции между участниками группы. Группы родительской взаимопомощи управляются самими участниками и существуют для их блага.
2.Практический этап – период оказания практической помощи и поддержки родителям, находящимся в трудных ситуациях с детьми (несформированность родительской компетентности; прием в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; воспитание детей-инвалидов и пр.). Центральным звеном деятельности группы родительской взаимопомощи является психотерапевтический процесс – стремление помочь участникам преодолеть трудную / кризисную ситуацию или дать им моральные силы для борьбы за семейное благополучие, здоровье. Участники группы делятся своими чувствами и накопленным опытом преодоления имеющейся проблемы.
В целом, группы родительской взаимопомощи помогают людям, переживающим различные проблемы формирования детско-родительских отношений:
-получить практическую помощь и эмоциональную поддержку (взаимодействие членов группы не ограничивается совместными встречами, мероприятиями, они могут звонить друг другу в трудные минуты, навещать);
-повысить родительскую компетентность, сформировать конструктивные установки;
-избавиться от чувства изоляции, одиночества при решении проблем. Проблема, кажущаяся непреодолимой, возможно, была с успехом решена другими членами группы, которые готовы поделиться своим опытом.
Со временем лица, которые получали помощь группы родительской взаимопомощи, понимают, что их собственный опыт так же ценен, может сыграть значимую роль в жизни другого человека, столкнувшегося с аналогичной проблемой. Возможность помогать другим становится для участников группы не менее важным, чем получать помощь для себя.
В работе группы взаимопомощи могут принимать участие специалисты – врачи, юристы, психологи, социальные работники и др.; некоторые группы имеют оплачиваемых работников, другие существуют целиком на добровольческой основе.
Формы работы по реализации технологии «Группы родительской взаимопомощи»:
-встречи для оказания взаимной родительской помощи;
-консультации;
-телефонная связь между членами группы;
-предоставление информации;
-обучающие занятия (лекции, тренинги, групповые занятия);
-досуговые и оздоровительные мероприятия и пр.
Перечень оказываемых услуг:
-социально-психологические услуги (психологическое консультирование, проведение тренингов, групповых занятий);
-социально-педагогические (проведение обучающих занятий, культурно-досуговых мероприятий);
-социально-медицинские (профилактические беседы);
-социально-правовые услуги (консультации в решении социально-правовых вопросов).
Ожидаемые результаты реализации технологии «Группы родительской взаимопомощи»:
1.Организация группы родительской взаимопомощи.
2.Формирование системы взаимной поддержки родителей, находящихся в трудных ситуациях с детьми.
3.Своевременное оказание практической помощи родителям.
4.Реализация в полном объеме цикла занятий / мероприятий, направленных на просвещение родителей в вопросах семейного воспитания, ухода за детьми и т. д.
5.Повышение уровня родительской компетентности членов группы.
6.Формирование у родителей практических навыков выстраивания конструктивных детско-родительских отношений, решения проблемных ситуаций.
7.Преодоление чувства изоляции.
Социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением, страдающих пограничными психическими расстройствами
Технология «Социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением, страдающих пограничными психическими расстройствами» направлена на содействие в защите законных прав и интересов несовершеннолетних, профилактику рецидивов и уменьшение риска совершения несовершеннолетними асоциальных поступков.
Цель технологии – снижение уровня правонарушений несовершеннолетних посредством социализации и интеграции детей и подростков в социум, восстановления утраченных и формирования новых социальных связей, содействия несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении образования, трудоустройстве.
Задачи технологии:
1.Осуществить профилактику беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2.Улучшить психическое и физическое состояния несовершеннолетних с девиантным поведением.
3.Сформировать у несовершеннолетних с девиантным поведением навыки эффективного общения, критического мышления.
4.Способствовать снижению уровня агрессивности, тревожности и иных форм проявления внутренних психологических проблем.
5.Повысить у несовершеннолетних с девиантным поведением мотивацию к учебе, к занятиям спортом, к здоровому образу жизни.
Целевая группа: несовершеннолетние с девиантным поведением, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, – воспитанники детских домов в возрасте от 10 до 16 лет.
Принципы реализации технологии:
-принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего;
-принцип добровольности (специалист по социальной работе должен получить согласие на сотрудничество, при отказе он ограничивает свою роль наблюдением, которое впоследствии также может перейти в сотрудничество с несовершеннолетним).
Перечень оказываемых услуг:
-социально-психологические услуги (диагностика, психологические занятия личностного роста, индивидуальные психокоррекционные занятия);
-социально-педагогические;
-социально-медицинские (лечебно-оздоровительные мероприятия, профилактические беседы);
-социально-правовые услуги (консультации в решении социально-правовых вопросов).
Этапы реализации технологии:
1.Организационный этап (решение организационных вопросов деятельности по реализации технологии: подбор и обучение кадров, оборудование помещения, разработка методических материалов, выстраивание взаимодействия с учреждениями культуры и спорта, производственными организациями и учреждениями, привлекаемыми к реализации технологии и пр.)
2.Практический этап (осуществление социальной работы с несовершеннолетними с девиантным поведением: реализация индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, трудовая реабилитация несовершеннолетних (участие в трудовых десантах), организация досуга, процесса получения дополнительного образования воспитанниками, временное трудоустройство старших воспитанников на неполный рабочий день и пр.).
3.Заключительный этап (анализ результатов реализации технологии, при необходимости внесение корректировок в содержание, представление результатов).
Условия предоставления услуг:
На социальную реабилитацию зачисляются несовершеннолетние с девиантным поведением на срок до от 3 до 6 месяцев. По решению психолого-медико-педагогического консилиума учреждения срок реабилитации может быть продлен до 9 месяцев, как правило, это обусловлено графиком обучения детей.
Технология «Социальная адаптация несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы» способствует приобщению лиц, освободившихся из воспитательных колоний, специальных учебных воспитательных учреждений закрытого типа и следственных изоляторов, к жизни без правоограничений, связанных с наказанием, в прежней, изменившейся, или новой социальной среде посредством свободного и добровольного подчинения нормативным требованиям данной среды и уголовно-правовых норм.
Цель технологии – реабилитация и социальная адаптация несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний, специальных учебных воспитательных учреждений закрытого типа, следственных изоляторов, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Задачи технологии:
1.Сформировать эффективную систему взаимодействия между органами внутренних дел, уголовно-исполнительными инспекциями и учреждениями социальной сферы, осуществляющими деятельность в области реабилитации и адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
2.Провести мероприятия (реабилитационные, адаптационные, обучающие, досуговые, информационные и пр.), направленные на профилактику рискованного поведения и вовлеченности в криминальную деятельность.
3.Оказать психологическую и социальную помощь несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом.
4.Провести профориентацию и оказать помощь в трудоустройстве несовершеннолетних данной группы риска.
Целевая группа: несовершеннолетние, освободившиеся из воспитательных колоний, специальных учебных воспитательных учреждений закрытого типа, следственных изоляторов, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы
Деятельность по реализации технологии:
-проведение исследования личности несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний, специальных учебных воспитательных учреждений закрытого типа, следственных изоляторов, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы (изучение особенностей личности, микросреды, условий жизни, сферы интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций);
-составление индивидуальных программ социального сопровождения несовершеннолетних;
-содействие в решении вопросов правовой защищенности несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний, специальных учебных воспитательных учреждений закрытого типа, следственных изоляторов, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
-содействие в получении социальной, медицинской помощи, материальной поддержки;
-содействие профессиональному обучению, трудоустройству несовершеннолетних;
-привлечение к мероприятиям (реабилитационным, адаптационным, обучающим, досуговым, информационным и пр.), способствующим выработке морально-нравственных установок и социальных навыков, препятствующих вовлечению несовершеннолетних в криминальную деятельность.
Перечень оказываемых услуг:
1.Социально-психологические услуги (консультирование, проведение психодиагностики, тренингов, интенсивной семейной терапии).
2.Социально-педагогические услуги.
3.Социально-правовые услуги (консультирование, решение вопросов с получением образования, трудоустройством).
Формы работы по реализации технологии «Социальная адаптация несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы»:
1.Индивидуальные и групповые консультации (психологические консультации, консультации профориентационной, правовой направленности и пр.) .
2.Обучающие мероприятия (лекции, практические занятия, тренинги), направленные на формирование социальной компетентности несовершеннолетних и молодежи, освободившихся из воспитательных колоний, специальных учебных воспитательных учреждений закрытого типа, следственных изоляторов, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
3.Помощь в трудоустройстве.
4.Помощь в получении и восстановлении документов (паспорт, свидетельство о рождении, полис обязательного медицинского страхования и т. д.).
5.Сопровождение в государственные учреждения (паспортный стол и другие).
6.Помощь в оформлении социальных пособий и льгот.
Ожидаемые результаты реализации технологии:
1.Улучшение психологического и эмоциональное состояния, социального статуса несовершеннолетних, молодежи, освободившихся из воспитательных колоний, специальных учебных воспитательных учреждений закрытого типа, следственных изоляторов, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
2.Формирование социальных навыков, необходимых для жизни без правоограничений.
3.Повышение уровня осведомленности о правах и обязанностях вследствие участия в цикле обучающих мероприятий.
4.Формирование здоровьесберегающих установок посредством вовлечения несовершеннолетних, молодежи в мероприятия, посвященные вопросам профилактики рискованного поведения, формирования здорового образа жизни.
5.Продолжение обучения в школе, повышение уровня успеваемости; получение образования в высшем учебном заведении, трудоустройство.
Технология Межведомственная мобильная служба «Экстренная детская помощь» является значимым элементом процесса повышения эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствования межведомственного взаимодействия по организации работы с несовершеннолетними (их семьями), находящимися в социально опасном положении, оказанию им социальной, медицинской, правовой и иной помощи.
Межведомственная мобильная служба «Экстренная детская помощь», являющаяся инструментом реализации данной технологии, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения, органами опеки, структурными подразделениями управления социальной защиты населения по городу.
Цель технологии – повышение эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствование межведомственного взаимодействия по организации работы с несовершеннолетними (их семьями), находящимися в социально опасном положении, оказание им социальной, медицинской, правовой и иной помощи.
Задачи технологии:
1.Выявление детей (семей), находящихся в социально опасном положении.
2.Защита прав и законных интересов несовершеннолетних (содействие в получении мер социальной поддержки, оказание психологической, юридической помощи и т. п.).
3.Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4.Профилактика жестокого отношения с детьми.
5.Снижение числа правонарушений в отношении несовершеннолетних.
Содержание технологии:
Основу технологии составляет социальный патронаж семей, осуществляемый сотрудниками межведомственной мобильной службы «Экстренная детская помощь». В состав мобильных служб входят специалисты учреждений системы социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел.
Функции межведомственной мобильной службы «Экстренная детская помощь»:
-патрулирование улиц города, проведение индивидуальной и групповой профилактической работы с несовершеннолетними в местах их скопления;
-организация выезда для оказания адресной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям по месту жительства;
-принятие мер по устранению причин, обусловивших трудную жизненную ситуацию;
-проведение социально-психологической диагностики детей и членов их семей;
-выявление и устранение причин и условий способствующих безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
-организация и проведение просветительской работы в учреждениях образования, культуры, досуговых учреждениях, направленных на профилактику семейного неблагополучия.
Принципы работы межведомственной мобильной службы «Экстренная детская помощь»:
-конфиденциальность;
-профессионализм;
-взаимное доверие;
-доступность.
Ожидаемые результаты реализации технологии:
Прогнозируемым результатом реализации технологии Межведомственная мобильная служба «Экстренная детская помощь» является снижение остроты социальных проблем, улучшение условий и повышение качества жизни социально незащищенных категорий населения, возможность получения услуг по месту проживания и удовлетворенность клиентов.
Технология «Интенсивная семейная терапия» ориентирована на работу с детьми и подростками, по разным причинам находящимися в конфликте с семьей, школой и другими учреждениями. Технология предполагает взаимодействие с семьей в привычной среде, т. е. на дому, посредством выезда мобильной бригады, состоящей из специалистов различного профиля (социальный работник, психолог, психотерапевт, юрист и т. д.).
Целевое поле технологии формируется за счет признания необходимости своевременного оказания помощи семье – работы с семьей на начальной стадии возникновения проблемы, предупреждения развития критических ситуаций, изъятия и помещения ребенка в госучреждение.
Цель технологии – раннее выявление неблагополучия в семье и оказание помощи на стадии возникновения проблемы в семье.
Задачи:
1.Своевременное оказание помощи (до необходимости изъятия ребенка из семьи).
2.Стимулирование активности членов семьи и их ближайшего окружения для изменения сложившейся ситуации к лучшему.
3.Максимальная активизация ресурсов самой семьи и ее окружения.
Целевая группа:
-дети и подростки с проблемным поведением (девиантное, асоциальное);
-социально дезадаптированные дети и подростки;
-дети и подростки, находящиеся на грани изъятия из семьи или исключения из школы.
Принципы реализации технология «Интенсивная семейная терапия»:
Интенсивность – чем серьезнее проблема, тем больше внимания и усилий она к себе требует со стороны семьи и специалистов (каждодневные усилия, круглосуточная помощь).
Работа на дому – если изменения достигнуты в терапевтическом пространстве (например, родители научились не кричать на ребенка в кабинете у специалиста), эти изменения еще надо перенести в обыденную жизнь членов семьи (не кричать на ребенка дома). Важным в терапии на дому является то, что у членов семьи, заметивших непосредственный результат терапии в привычной им домашней обстановке, увеличивается мотивация к изменениям. Впоследствии изменения, произошедшие в семье, выходят за ее границы и приводят к более серьезным и продолжительным результатам.
Семейная терапия – центральным элементом технологии является партнерское отношение к семье трудного подростка. Модель интенсивной семейной терапии предполагает интенсивную работу, направленную на вовлечение членов семьи в процесс изменения жизни семьи и их поддержку на всем протяжении этого пути.
Активность и ответственность семьи – семья является активным элементом терапии. Наиболее эффективный способ помочь ребенку – это помощь его семье. Семья – ключ к достижению долговременного результата.
Вывод: Подросток, попадая в центр, стремится воспроизвести в отношениях с окружающими модель своей семьи. Поскольку в большинстве своем это семьи неблагополучные, воспитателю в повседневной деятельности приходится сталкиваться с многочисленными трудностями, выстраивая взаимоотношения с ними. Сложные ситуации возникают в отношениях между самими воспитанниками. Правильная организация групповой работы способствует лучшей адаптации воспитанников. Любая групповая работа, будь то постановка пьесы или генеральная уборка, должна быть направлена на создание безопасных и благоприятных условий для взаимодействия подростков между собой, стимулирование их активности и самовыражения каждого в рамках общей деятельности, а также формирование атмосферы поддержки и принятия.
Подросток гораздо быстрее и эффективнее усваивает ту модель поведения, которую он видит перед собой, чем ту, которая преподносится ему на словах в качестве образца или положительного примера.
Иными словами, можно сколько угодно рассказывать подростку, как он должен поступать в том или ином случае, однако в своих поступках подросток будет копировать ту модель поведения, которую он видел своими глазами в своем окружении. В этой связи повседневное поведение воспитателя, а также воспитанников оказывают на подростка гораздо более сильное влияние, чем поучительные беседы или рассказы.
Рекомендуем посмотреть:
Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида
Консультация для родителей подростка
Обобщение опыта социально-педагогической работы с подростками
Интерактивные технологии в работе с трудными подростками
Похожие статьи:
Психологические особенности детей школьного возраста
Подростковый возраст. Особенности, проблемы и пути решения
Как пережить развод родителей подростку
Как подростку пережить смерть близкого человека
Проблема девиантного поведения: комплексный подход