Урок окружающего мира в 4 классе
Автор: Чернуцкая Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска
Описание материала:Урок окружающего мира с элементами технологии критического мышления. Детям было дано задание к этому уроку: приготовить презентации в парах. Каждая пара входила в одну из групп, поэтому готовили материал по названию группы. Сообщения с презентацией небольшие по 2-3 минуты на каждого. Так как мы живем недалеко от озера Байкал, то готовили урок про обитателей озера. К счастью, у нас водится большинство представителей водоемов.
Тема: Водоемы. Водные объекты и человек.
Цель: Уточнение и расширение представлений о жизни и приспособленности обитателей пресного водоема, влиянии человека на жизнь водоема
Планируемый результат:
Предметные результаты:
Приводить примеры растений и животных в пресном водоеме, использования природного сообщества человеком. Характеризовать озеро своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы).
Метапредметные результаты:
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные:
оформляют свои мысли в письменной и устной речи; сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в группе; планируют свою работу; выполняют свою часть обязанностей; осуществляют само и взаимоконтроль.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний
Понимают, объясняют и применяют основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение.
Личностные результаты:
Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи.
Ресурсы:
Г. Г. Ивченкова Окружающий мир. Учебник для 4-го класса. Часть 1
- мультимедийный проектор;
- рабочая тетрадь
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая
I. Мотивация к учебной деятельности
Ум и тело кто не развивает-
Тот их постепенно убивает.
В рукоделии нужна сноровка,
В президентстве – ума тренировка.
Гарун Гусейнович Агацарский
(российский автор афоризмов)
II.Актуализация знаний. Стадия вызова
Зимой спит,
А летом шумит.
(Река)
К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей)
Под землю ходит,
На небо смотрит.
(Родник)
Кругом вода,
А с питьем беда.
(Море)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная.
(Пруд)
Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро)
III. Самоопределение к деятельности
-Почему я выбрала для урока именно эти загадки?
-Как одним словом можно назвать реку, озеро, море, пруд?
(водоемы)
-Мы уже изучили природные сообщества леса, луга. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться на этом уроке?
- Какова же цель нашего урока? (Узнать о разнообразии животного и растительного мира водоемов, влияние на водоемы человека )
IV Работа по теме урока
Стадия «Осмысление»
-Что такое водоем?
-Найдите в словарях, что такое водоем?
(составляем кластер)
-На какие 2 группы по происхождению можно разделить водоемы?
(Естественные и искусственные.)
-Назовите естественные водоемы.
(Ручей, река, море, озеро, родники, океан)
-Назовите искусственные водоемы. (
Пруд, канал, водохранилище.)
- Для чего человек создает искусственные водоемы?
-Сейчас мы перечислили множество различных водоёмов, но рамки урока не позволяют нам рассмотреть их все, поэтому мы остановимся на одном, который объединяет в себе все отличительные признаки этого сообщества. И является одним из ярчайших представителей водоемов с пресной водой не только в Иркутской области, но и, пожалуй, во всем мире
(озеро Байкал)
-Как вы думаете, есть ли жизнь в водоемах?
V.Работа в группах.
Представление результатов домашнего задания
Мы будем знакомиться с жизнью нашего озера благодаря информации, которую вы самостоятельно добывали дома. Какими источниками вы пользовались?
Тема урока очень большая, содержит массу новых знаний. Для этого вы разделились на группы, и каждая представит свой материал.
Итак, познакомимся с группами наших учёных.
Группа ботаников – «Растения водоёма»
Группа зоологов – «Звери водоёма»
Группа ихтиологов – «Рыбы»
Группа орнитологов – «Птицы»
Группа энтомологов-«Насекомые»
Правила и порядок работы в группах вам известны, но у вас на столах есть памятки, согласно которых вы можете начать работать.
(Всю информацию участники групп конспектируют)
Итак,
-послушаем ботаников;
(выступления детей с презентацией);
-послушаем выступления зоологов
(выступления детей с презентацией);
-выступление группы ихтиологов.
послушаем энтомологов;
(выступления детей с презентацией);
-Как живут все обитатели водоема?
( Сообща.)
-Какой вывод можно сделать?
(Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять.)
VI. Физкультминутка (под шум моря)
Сделаем небольшую паузу, отдохнем, послушаем шум моря и отрывки из сказки, которую написал мой друг детства-Антон Кодкин- автор книги Байры и Айгал.
На берегу молодой рыбак Байры обнял девушку и говорит:
-Море ждет лодку, пора отправляться за рыбой. А завтра шаман объявит о нашей свадьбе. Чего же не рада ты Айгал?
-Запах горькой травы где-то рядом, тот, что провожает души с земли.
-Не пугайся, Айгал, это просто трава.
Волны одна за другой разбивались о берег. Все дальше и дальше уходила лодка Байры. Девушка пела:
«О великие Духи, помогите моему Байры»...
Айгал так и не дождалась своего любимого, но продолжала ждать.
-Твой Байры не вернется - сказал шаман девушке.
- Запах горькой травы унес его память. Но твои слезы приведут тебя к Байры.
-О, великие духи, помогите Байры и Айгал.
-Чтобы соединить их имена мы назовем наше море Байкал, а вы соедините их души.
VI. Продолжение представления результатов ( по плану)
-Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества?
( Люди.)
-Какое значение имеют водоемы в жизни человека мы узнаем, если обратимся за помощью к научному источнику, который есть у каждого ученика, т.е. учебнику. Откройте его на стр.80.
Структурируйте свой ответ, воспользуясь приемом «фишбоун».
-Каждая группа должна представить свое предложение, но необходимо слушать все группы, чтобы не повторяться.
- Какой вывод вы можете сделать?
(Человек не всегда использует водоемы по-хозяйски).
V. Рефлексия и оценка учебной деятельности на уроке (Итог урока.)
-Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
-Какая цель стояла перед вами?
-Удалось ли решить ее?
-Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоёма. Все они тесно связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоёме.
Водоём – это природное сообщество, где всё взаимосвязано и одно зависит от другого.
Осталось оценить нашу работу
Эксперты оценивают участников группы плюсом или минусом.
Оцени работу группы! (Эксперты)
Работали активно
Работали не всегда
Молчали
-Выступление эксперта с оценкой группы
Самооценка
- У каждого есть лист самооценки. Подпишите его. И оцените свою работу если считаете, что вам было все понятно, вы активно работали, оказывали своей группе помощь, то приклейте зеленый стикер, если вам самим нужна была помощь и работали вы не совсем активно, то приклейте голубой кружок. Покажите свои листы.
Лист самооценки____________________________________________
1. Помогал выполнять задания в группе
2. Выполнял письменные задания
3. Внимательно слушал учителя, одноклассника
4. Активно работал.
Ребята, вы сегодня молодцы, активно работали на уроке! Не забывайте, что природа – наш дом. Бережно обращайтесь с природой, и тогда она отблагодарит вас.
Рекомендуем посмотреть:
Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир
Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н
Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс
Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края
Похожие статьи:
Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»
Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс
Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс
Стихи по окружающему миру, 4 класс
Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России