Внеклассное мероприятие на основе технологии критического мышления "Конфликт и пути его разрешения"
Автор: Чернуцкая Наталья Юрьевна
Цель педагогической деятельности :
Развитие универсальных учебных действий.
Задачи: научить детей относиться к друг другу уважительно; усвоить правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта; развивать чувство ответственности за свои поступки.
Форма проведения: групповая.
Место проведения: МБОУ г. Иркутска СОШ № 5.
Оборудование:
В группах
1. Словари.
2. Стихотворение С.Михалкова «Бараны».
3. “Ладошки”.
4. Фломастеры.
На доске
1. иллюстрация двух дерущихся баранов;
2. скелет рыбы;
У учителя
1. тема урока;
2. слова, предполагающие качества человека;
3. две картины
-на начало урока два дерущихся барана;
-на конец два подружившихся барана;
4. скелет рыбы (вывешивается на доску между картинами баранов)
I. Стадия вызова.
- Здравствуйте, дорогие мои, дети!
- Здравствуйте, уважаемые гости!
- Начнем мы сегодня наше занятие со стихотворения С. Михалкова «Бараны».
По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
"Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти -
Ты стоишь мне на пути".
Чёрный брат ответил: "Ме-е,
Ты в своём, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!"
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.
Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
II. Стадия осмысления
- Что произошло между двумя героями? (ссора, драка)
- Какова же тема нашего занятия? (конфликт)
- А что такое конфликт?
Найдите, пожалуйста, значение этого слова в словаре.
(Толковый словарь, словарь, Ожегова, Большой энциклопедический словарь)
- Читаем с карандашиком в руках статью о конфликте, делаем пометки на полях.
(ИНСЕРТ)
+ новое
V знал
- не согласен
? есть вопрос
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности.Конфликты — это столкновение двух противоречивых, противоположных мнений, мировоззрений, убеждений, позиций. Конфликты возникают часто. Мы конфликтуем с родными, друзьями, соседями, продавцами, прохожими. Конфликтная ситуация ни к чему хорошему обычно не приводит, а скорее всего накаляет обстановку и способствует ссоре конфликтующих. Иногда какой-то конфликт может сломать жизнь человеку.
Ситуации, которые порождают конфликты:
-Ложь и недоверие. Сюда же относим сокрытие какой-либо информации.
-Внедрение своих идей, советов.
-Лесть и хвастовство.
-Неуместные шутки.
-Излишняя уверенность в своих доводах.
Как предотвратить конфликт?
1.Анализ ситуации и человека.
Допустим, вы человек, который знает о собеседники некоторые факты(не совсем приятные) и может их применить как орудие, но не станет этого делать. Ставьте себя на место собеседника и думайте, было бы вам приятно, если бы так сказали о вас.
2.Умейте вовремя остановиться.
Ладно, человек не прав, но вам дороги отношения или нечто иное, тогда остановитесь! Не нужно продолжать спорить.
3.Эмпатия.
Прочувствуйте человека. Познайте его душевное состояние, поймите что он хочет, что заставляет его идти на конфликт. Проявив эмпатию, и сделав анализ, вы уже сможете выйти из конфликта.
4.Смягчение обстановки.
- Задайте, пожалуйста, свои вопросы на которые мы постараемся все вместе ответить.
- Так что же такое конфликт?
- Что было для вас не ново?
- А что нового узнали?
- К чему может привести конфликт?
-А какие качества должны помочь человеку справиться с конфликтом?
Работа в группах.
-У вас на партах ладошки, вырезанные из бумаги. Договоритесь в группе и напишите одно из качеств.
-Прикрепите выбранные качества на доску, на скелет нашей рыбы. (прием фишбоун)
- Еще раз посмотрите на тексты прочитайте внимательно вторую часть определения и ответьте мне на вопрос.
- Что нужно сделать, чтобы выйти из конфликтной ситуации.
- А теперь вернемся к нашим баранам.
Зная качества, помогающие человеку в любой ситуации и правила поведения в конфликтной ситуации как должны повести себя бараны?
Представление.
Каждая группа представляет свою инсценировку. При определении типа поведения возвращаемся к иллюстрациям с животными.
-Переделайте концовку стихотворения, но не на бумаге, а в сценке: Как бы вы поступили в данной ситуации.
Обсудите в группах.
III. Рефлексия:
Обучающиеся вместе с учителям называют правила и вывешивают их на доске.
- Мы - то теперь знаем правила поведения в таких ситуациях. Мы вывели их вместе. А давайте попробуем передать их другим.
(РАФТ)
- Кто выступает в главной роли?
- Аудитория? (человечество всего мира)
- Составьте обращение к людям мира – Не создавать конфликтных ситуаций.
Анализ мероприятия:
Чем обусловлена выбранная тема?
- Молодеет понятие конфликта.
В предмете обществознания 6 класса есть тема: Конфликт.
Но я считаю говорить об этом нужно раньше и учить детей толерантности, дружелюбию, взаимопониманию с раннего возраста.
Это занятие одно из серии занятий по теме Конфликт. На следующих уроках мы будем рассматривать ситуации происходящие в классе и пытаться найти из них правильный выход. Будут проведены тренинги и психологические тесты по взаимоотношению детей в коллективе.
Дидактический процесс урока построен на основе « технологии критического мышления»
На стадии вызова созданы условия систематизации имеющихся знаний по предложенной теме. Работа ведется индивидуально, при этом ученику предоставляется возможность проанализировать собственные знания самостоятельно, в результате зафиксировать то что ему знакомо, что является новым, а что порождает вопросы
( прием инсерт).
На стадии вызова используются следующие универсальные действия:
1. Личностные - развитие познавательной активности обучающегося.
2. Регулятивные - умение выдвигать гипотезы, определять тему занятия.
3. Познавательные – создание условий для развития самостоятельности в предложении какая информация нужна на данном этапе.
Стадия осмысления – предполагает организацию непосредственного контакта ученика с новой информацией, причем начиная от знакомого – к новому. На этом этапе так же происходит анализ собственных знаний сначала самостоятельно, затем дается возможность сформировать мнение группы. На стадии осмысления используется прием фишбоун ( где на скелет рыбы нанизывают новые понятия ). На этой стадии производятся следующие универсальные учебные действия:
1. Личностные - развитие нравственных качеств личности – таких как – толерантность.
2. Регулятивные – уметь использовать справочную литературу.
3. Познавательные – умение ориентироваться в справочнике выбирая нужную информацию. Умение делать выводы.
4. Коммуникативные – развивать умение работать в группах, умение договариваться и представлять общие мнения.
На стадии рефлексии мы возвращаемся к стихотоворению для творческой его переработки, и интерпретации стихотворения по новым правилам. Здесь используется прием
РАФТ.
Роль – ученик 3В класса.
Аудитор – жители планеты Земля.
Форма – обращение.
Тема – давайте учиться жить без конфликтов.
Универсальные учебные действия:
1. Личностные – отношение каждого учащегося к изученной теме.
2. Регулятивные – собственная оценка деятельности на данном занятии через написание обращения.
3. Познавательные – развитие умения анализировать ситуацию, находить пути ее решения и творчески переделывать полученную информацию.
4. Коммуникативные – развивать умение формировать собственное мнение.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в 3-4 классе «Краски природы»
Конспект классного часа в начальной школе по теме «Подари улыбку»
Сценарий внеклассного мероприятия по математике, 3-4 класс
Конфликт и пути его решения
Похожие статьи:
Как можно наказывать ребенка? Как решать семейные конфликты
Как выйти из конфликта
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии
Осенний праздник в начальной школе
Конкурсная программа для младших школьников