Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактические пособия для обучения дошкольников 5-7 лет грамоте

Дидактические пособия для обучения дошкольников грамоте в детском саду
Автор: Михайлова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ "ГДС"Сказка" Волгорадской области, п. Городище

Описание работы: данные пособия могут быть интересны педагогам при обучении старших дошкольников грамоте.

Дидактических игр по развитию речи очень много. Среди этих игр можно выделить игры-домики, в которых живут звуки. Их достаточно много. Но каждый автор такого пособия подходит к созданию своего домика творчески и неповторимо. Мой «Домик звуков» очень помогает в работе при обучении чтению старших дошкольников.
Домик звуков.
Цель: формирование у дошкольников фонематического слуха и фонематического восприятия.
Задачи: учить детей соотносить звук и букву; развивать умение дошкольников выделять гласные звуки, различать твердые и мягкие согласные звуки; активизировать интерес детей к звукам; обогащать их словарный запас, воспитывать любовь к русской речи.

Пособие изготавливается в виде домика из картона. Этот дом волшебный. В нем живут буквы и звуки. Пособие легко переносится в нужное для педагога место. Слова можно заселять в этот домик любые. Но мне кажется, что в слове не должно быть больше пяти букв, так как сильно длинные слова могут способствовать потери интереса к такой сложной для дошкольников работе. На первом этаже «живут» буквы, из которых состоит это слово. На втором этаже «живут» звуки. Звуки мы обозначаем карточками. Красные карточки соответствуют гласным звукам, синие – твердым согласным, а зеленые - мягким согласным звукам.

Воспитатель или ребенок «заселяют» домик, а остальные дети в это время работают с разноцветными карточками за столами. (Перед занятием каждому ребенку раздается набор карточек трех цветов.) Например:
Воспитатель: Ребята, в нашем домике «поселилось» слово «ИГРА». Какой первый звук вы слышите в этом слове?
Дети: [и]. Этот звук долго тянется, поется. Значит он гласный, обозначается красным цветом. Берем красную карточку и вставляем ее в окошко над первой буквой.
Воспитатель: Какой следующий звук мы слышим?
Дети: [г]. Этот звук согласный, произносится твердо. Берем синюю карточку и ставим ее над второй буквой.
Воспитатель: Произнесем третий звук.
Дети: [р]. Этот звук встречает препятствие во рту, значит согласный. Он твердый. Берем синюю карточку и заселяем звук [р] над третей буквой.
Воспитатель: Посмотрим на четвертую букву и произнесем звук.
Дети: [а]. Этот звук долго тянется, поется. Значит он гласный, обозначается красным цветом.
Можно усложнить задание, если уровень знаний и умений детей это позволяет. Например, познакомить детей с ударением и предложить им «ударить» ту гласную, которая «поется», не искажая при этом слова. Дошкольникам очень нравится экспериментировать со звуками
Воспитатель: Давайте «ударим» гласный звук [и]
Дети: Получится «ИИИИИгра». Так не говорят.
Воспитатель: А если выделим голосом другой гласный звук [а]?
Дети: Получится «игрААААА». Звучит правильно. Значит, ударение ставим над буквой а.

Еще в своей работе при обучении старших дошкольников грамоте использую дидактическое пособие
«Цветные дорожки».
Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста чтению.
Задачи: учить детей соотносить звук и букву, сливать звуки в слоги, развивать фонематический слух, воспитывать терпение и упорство.
Пособие состоит из кармашка, в который вставляется согласная буква. От этого кармашка отходят разноцветные дорожки. В конце каждой дорожки находятся гласные буквы.
Воспитатель: бежим по красной дорожке, смотрим на букву и произносим звук
Дети: [т].
Воспитатель: пробегая глазками по дорожке, произнося звук [т] мы губки готовим уже на следующий звук и произносим его.
Дети: та
Воспитатель: бежим по зеленой дорожке
Дети: то
И так, сначала вместе, а потом по очереди каждый ребенок тренируется в прочтении слогов. Сначала от согласной к гласной, потом наоборот. Это пособие помогает дошкольникам сделать интуитивное открытие: звуки сливаются и получаются слоги и слова.
На фотографии не все дорожки заполнены. Это место предназначено для йотированных букв, о которых мои ребята узнают чуть позже.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе

Похожие статьи:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе по теме: «Звук [Ц]»
Опубликовано: 2900 дней назад (16 января 2017)
Просмотров: 13205
+7
Голосов: 7
Виктория Францевна Лисневская # 16 января 2017 в 22:07 +3
Добрый вечер! Взяла себе на заметку, домик с буквами тоже использовала для обучения грамоте дошколят, моим ребятам всегда это очень нравилось, а вот радугу не видела ещё, попробую для себя.У дачи и спасибо за предоставленный материал!
Татьяна Владимировна Михайлова # 16 января 2017 в 22:23 +1
Спасибо, Виктория Францевна, за первый комментарий!
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 17 января 2017 в 07:26 +3
Татьяна Владимировна, здравствуйте. Спасибо за приглашение и интересные дидактические пособия для обучения дошкольников грамоте. Их можно использовать и в начальной школе на уроках обучения грамоте,и на логопедических занятиях. С помощью пособий Вы формируете у дошкольников фонематический слух, восприятие, учите детей соотносить звук и букву; развиваете умение выделять гласные звуки, различать твердые и мягкие согласные звуки; обогащаете их словарный запас. С удовольствием голосую. Успехов!
Татьяна Владимировна Михайлова # 17 января 2017 в 09:53 0
Я благодарна Вам, Юлия Дмитриевна, за добрые слова!
Марина Яковлевна Сладкова # 17 января 2017 в 11:28 +3
Татьяна Владимировна здравствуйте!Вы предложили свои авторские игры по грамоте. Спасибо большое. Взяли эти игры в себе в работу. Очень интересно и познавательно. Творческих Вам успехов!
Вера Михайловна Хорошенина # 17 января 2017 в 12:08 +2
Татьяна Владимировна, новые дидактические пособия для обучения старших дошкольников грамоте своеобразны и доступны в изготовлении. Их можно использовать в своей работе, спасибо! Удачи! Голос.
Татьяна Владимировна Михайлова # 18 января 2017 в 16:15 0
Спасибо всем за хорошие комментарии!
Альбина Васильевна Максимова # 18 января 2017 в 22:18 +1
Какая вы молодец, разрабатываете авторские игры. Отличные пособия по формированию знаний у детей по звуковой культуре речи.Голос.Успехов вам.
Татьяна Владимировна Михайлова # 21 января 2017 в 15:38 0
Спасибо! Ваше мнение, Альбина Васильевна, очень ценно для меня, т.к. по вашим работам видно, что вы увлекаетесь развитием речи дошкольников.
Лариса Николаевна Леонова # 20 января 2017 в 00:13 +2
Татьяна Владимировна большое спасибо за прекрасные идеи. Так сложилось что работая в детском саду я работаю только со старшим возрастом и ваши игры мне помогут разнообразить занятия.
Татьяна Владимировна Михайлова # 21 января 2017 в 15:39 0
Спасибо за хороший комментарий, Лариса Николаевна. Мне приятно, что моя работа может вам пригодиться.
Софья Юрьевна Петросова # 12 февраля 2017 в 12:23 0
Прекрасные идеи для разнообразия занятий как в детском саду, так и домашних. Буквы, звуки, усваиваются очень быстро благодаря ярким краскам картинок и сочным цветам. Замечательные идеи которые, понравились моим непоседам. Теперь подготовку к школе воспринимаем как игру, а не как тяжелую работу. Спасибо!
Татьяна Владимировна Михайлова # 25 февраля 2017 в 14:39 0
Спасибо вам, Софья Юрьевна, за добрые слова!