Дидактические пособия для обучения дошкольников грамоте в детском саду
Автор: Михайлова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ "ГДС"Сказка" Волгорадской области, п. Городище
Описание работы: данные пособия могут быть интересны педагогам при обучении старших дошкольников грамоте.
Дидактических игр по развитию речи очень много. Среди этих игр можно выделить игры-домики, в которых живут звуки. Их достаточно много. Но каждый автор такого пособия подходит к созданию своего домика творчески и неповторимо. Мой «Домик звуков» очень помогает в работе при обучении чтению старших дошкольников.
Домик звуков.
Цель: формирование у дошкольников фонематического слуха и фонематического восприятия.
Задачи: учить детей соотносить звук и букву; развивать умение дошкольников выделять гласные звуки, различать твердые и мягкие согласные звуки; активизировать интерес детей к звукам; обогащать их словарный запас, воспитывать любовь к русской речи.
Пособие изготавливается в виде домика из картона. Этот дом волшебный. В нем живут буквы и звуки. Пособие легко переносится в нужное для педагога место. Слова можно заселять в этот домик любые. Но мне кажется, что в слове не должно быть больше пяти букв, так как сильно длинные слова могут способствовать потери интереса к такой сложной для дошкольников работе. На первом этаже «живут» буквы, из которых состоит это слово. На втором этаже «живут» звуки. Звуки мы обозначаем карточками. Красные карточки соответствуют гласным звукам, синие – твердым согласным, а зеленые - мягким согласным звукам.
Воспитатель или ребенок «заселяют» домик, а остальные дети в это время работают с разноцветными карточками за столами. (Перед занятием каждому ребенку раздается набор карточек трех цветов.) Например:
Воспитатель: Ребята, в нашем домике «поселилось» слово «ИГРА». Какой первый звук вы слышите в этом слове?
Дети: [и]. Этот звук долго тянется, поется. Значит он гласный, обозначается красным цветом. Берем красную карточку и вставляем ее в окошко над первой буквой.
Воспитатель: Какой следующий звук мы слышим?
Дети: [г]. Этот звук согласный, произносится твердо. Берем синюю карточку и ставим ее над второй буквой.
Воспитатель: Произнесем третий звук.
Дети: [р]. Этот звук встречает препятствие во рту, значит согласный. Он твердый. Берем синюю карточку и заселяем звук [р] над третей буквой.
Воспитатель: Посмотрим на четвертую букву и произнесем звук.
Дети: [а]. Этот звук долго тянется, поется. Значит он гласный, обозначается красным цветом.
Можно усложнить задание, если уровень знаний и умений детей это позволяет. Например, познакомить детей с ударением и предложить им «ударить» ту гласную, которая «поется», не искажая при этом слова. Дошкольникам очень нравится экспериментировать со звуками
Воспитатель: Давайте «ударим» гласный звук [и]
Дети: Получится «ИИИИИгра». Так не говорят.
Воспитатель: А если выделим голосом другой гласный звук [а]?
Дети: Получится «игрААААА». Звучит правильно. Значит, ударение ставим над буквой а.
Еще в своей работе при обучении старших дошкольников грамоте использую дидактическое пособие
«Цветные дорожки».
Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста чтению.
Задачи: учить детей соотносить звук и букву, сливать звуки в слоги, развивать фонематический слух, воспитывать терпение и упорство.
Пособие состоит из кармашка, в который вставляется согласная буква. От этого кармашка отходят разноцветные дорожки. В конце каждой дорожки находятся гласные буквы.
Воспитатель: бежим по красной дорожке, смотрим на букву и произносим звук
Дети: [т].
Воспитатель: пробегая глазками по дорожке, произнося звук [т] мы губки готовим уже на следующий звук и произносим его.
Дети: та
Воспитатель: бежим по зеленой дорожке
Дети: то
И так, сначала вместе, а потом по очереди каждый ребенок тренируется в прочтении слогов. Сначала от согласной к гласной, потом наоборот. Это пособие помогает дошкольникам сделать интуитивное открытие: звуки сливаются и получаются слоги и слова.
На фотографии не все дорожки заполнены. Это место предназначено для йотированных букв, о которых мои ребята узнают чуть позже.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы
Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты
Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет
Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека