Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе по теме: «Звук [Ц]»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе по теме: «Звук [Ц]».
Автор: Михайлова Татьяна Владимировна воспитатель МБДОУ «ГДС «Сказка» п. Городище, Волгоградская область
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД для детей подготовительной к школе группе по речевому развитию. Занятие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений и разработано с использованием методической литературы по образовательной программе «Детский сад 2100».
Тема: «Звук [Ц]».
Цель: знакомство старших дошкольников с твердым, глухим согласным звуком [Ц].
Задачи:
- познакомить детей со звуком [Ц] и его буквенным обозначением;
- развивать у дошкольников фонематический слух и фонематическое восприятие;
- стимулировать желание детей самостоятельно формулировать выводы;
- воспитывать доброжелательные отношения в коллективе дошкольников, желание прийти на помощь;
- обогащать и расширять словарь детей.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наши игрушки Лисенок, Ежик и Сова какие-то уставшие, но очень веселые! Как вы думаете почему? Что они делали на предыдущем занятии?
Дети: Они катались на карусели.
Воспитатель: Точно, поэтому они так устали. А во время катания, с какими звуками познакомились наши друзья?
Дети: [С] и [С'].
Воспитатель: Давайте охарактеризуем эти звуки.
Дети: (с помощью братцев Тома и Тима, которые всегда перед глазами детей) Звук [С] – согласный твердый, глухой и звук [С'] - согласный мягкий, глухой.

Воспитатель: Вдруг к ним подбежала красивая лошадка (показ картинки, на которой изображена цирковая лошадь) и удивленно поинтересовалась у наших игрушек о том, почему они не в цирке, ведь там сейчас цирковое представление! «Садитесь ко мне на спину, я вас отвезу в цирк!», - воскликнула лошадка. Лисенок, Ежик и Сова, конечно же, не отказались от такого заманчивого предложения. «ЦОК, ЦОК»- застучали копыта лошадки. «Меня зовут Царица»,-представилась лошадка во время путешествия. «Ты что жена царя?», - удивился лисенок. «Нет!», - засмеялась лошадка. «У меня на лбу есть белое пятнышко в виде короны, поэтому мне дали кличку –Царица!». Вы догадаетесь с каким звуком мы сегодня познакомимся, если внимательно вслушаетесь в слова, которые я произнесу: «ЦЦЦЦирк, ЦЦЦариЦЦЦА, ЦЦЦЦарь, ЦЦЦок»
Дети: Это звук [Ц].
Воспитатель: Давайте произнесем его вместе.
Воспитатель: какой вывод можно сделать о звуке [Ц]?
Дети: он согласный.
Воспитатель: А с каким братцем мы «подружим» звук [Ц]?
Дети: С братцем Томом.

(Братцы Том - синий человечек и Тим - зеленый человечек «дружат» с согласными звуками. Причем братец Том очень твердый, как камень, поэтому в его доме находятся только твердые согласные звуки. Братец Тим наоборот очень-очень мягкий, как вата. Он «дружит» с мягкими согласными звуками. У братцев есть соломенные шляпки. Шляпки обозначают глухие согласные звуки, так как солома шуршит тихо, глухо. Есть и колокольчики . Ведь колокольчики звенят очень звонко и олицетворяют звонкие согласные звуки).

Воспитатель: А что мы дадим братцу Тому, когда он буде дружить со звуком [Ц]?
Дети: Шляпку, так как [Ц] звучит глухо.
Воспитатель: Давайте расскажем все что знаем о звуке [Ц].
Дети: звук [Ц] – согласный твердый, глухой.

Воспитатель: Я открою вам тайну. Звук [Ц] - ВСЕГДА твердый и глухой.
Воспитатель: Посмотрите, возле цирка сидят детеныши зверей. «Почему это детишки находятся возле цирка?», - воскликнул удивленный Ежик. «Их родители выступают в цирке, а малыши ходят в цирковой детский сад», - ответила Царица. «Надо разделить их по группам», - предложила мудрая Сова. «Детеныши, у которых в названиях мам есть звук [Ц] пойдут в одну группу, а остальные в другую».
(Дети делят картинки детенышей животных на группы: львенок (львица), цыпленок (курица), ягненок (овца), медвежонок (медведица) – в одну группу, теленок (корова), котенок (кошка), ежонок (ежиха), жеребенок (лошадь) – в другую группу).
Воспитатель: Контролер не пропускает наших друзей в цирк, пока они не выполнят очень сложное задание. Давайте поможем им!
(Дети определяют нахождение звука [Ц] в словах: цапля, индеец, кузнец, яйцо, ножницы, цветы).
Воспитатель: С очень трудным заданием вы справились замечательно. Предлагаю вам посетить волшебную полянку.
(Дети выходят на ковер. Воспитатель «превращает» их в цветы. Дети под музыку Вивальди «растут», «качаются» от ветра.)
Воспитатель: Ура! Наших друзей пропустили на представление в цирк! На арену выходят два клоуна (рисунки клоуна и клоунессы)! Но они забыли как их зовут. Они помнят только, что их имена начинаются на звук [С].
Дети: (придумывают) Саша, Соня.
Воспитатель: Саша и Соня сразу повеселели и предлагают вам поиграть . Я буду говорить про Сашу, а вы тоже самое про Соню.
(Саша умник, а Соня – умница.
Саша певец, а Соня - … (певица).
Саша мастер, а Соня - … (мастерица).
Саша работник, а Соня - … (работница).
Саша модник, а Соня - … (модница).
Саша проказник, а Соня - … (проказница).
Саша читатель, а Соня - …(читательница)
Саша спутник, а Соня - … (спутница).)
Воспитатель: клоуны проголодались после представления. Давайте им предложим : (показываются картинки) суп, масло, перец, соль, сахар, хлеб, конфеты. Назовите все это одним словом.
Дети: Продукты.
Воспитатель: Клоуны съедят только те продукты, если в названии посуды, в которой можно подать эти продукты есть звук [Ц].
Дети выбирают: суп (супница), хлеб (хлебница), перец (перечница), сахар (сахарница), конфеты (конфетница).
Воспитатель: Благодарные и сытые Саша и Соня загадывают вам загадку:
Рыбку цапнула в пруду.
Цап!- и нет. Имей ввиду
На носу осталась капля.
А зовут ту птицу …
(Цапля)
Воспитатель: Я написала это слово, но что такое все буквы перепутались!
Помогите! Давайте заселим это слово в «Домик звуков» и определим, какие звуки есть в этом слове.

(Пособие изготавливается в виде домика. В него мы «заселяем» слова. На первом этаже «живут» буквы, из которых состоит это слово. На втором этаже «живут» звуки. Звуки мы обозначаем карточками. Красные карточки соответствуют гласным звукам, синие – твердым согласным, а зеленые - мягким согласным звукам. )

Воспитатель или ребенок «заселяют» домик, а остальные дети в это время работают с разноцветными карточками за столами. (Перед занятием каждому ребенку раздается набор карточек трех цветов.) Например:
Ребенок: Звук [Ц] – согласный твердый, вставляю синюю карточку. Звук [А] – гласный, обозначаю красной карточкой и так далее.

Воспитатель: А теперь я превращусь в фокусника, взмахну волшебной палочкой и вы из буквы, которая обозначает звук [Ц] сделаете цаплю.
(Дети дорисовывают клюв, крылья и «превращают» букву в цаплю.)
Воспитатель: А эту букву, которая обозначает звук [Ц], вы заштрихуете. Только я не знаю, какого цвета карандаш вам надо взять?
Дети: Синий, так как звук [Ц] – согласный твердый.
Воспитатель: Царица предлагает вам проскакать по цветным дорожкам.

( Пособие состоит из кармашка, в который вставляется согласная буква. От этого кармашка отходят разноцветные дорожки. В конце каждой дорожки находятся гласные буквы.)

Дети читают слоги: ЦА , ЦО,ЦЫ, ЦУ, ЦИ, ИЦ, ЭЦ, УЦ, ЫЦ,ОЦ,АЦ)
Воспитатель: Цирковым артистам и Царице надо отдыхать. Мы им скажем «До свидания», а Лисенок и Ежик расскажут нам, что же нового они узнали сегодня? Что? Они так устали, что не могут и слова сказать? А вы?
Дети делятся своими впечатлениями о занятии.

Используемая литература:
Бунев Р.Р., Бунеева Е.В., Кислова Т.В. По дороге к азбуке: Пособие для дошкольников 4 ч.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение. 1991.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.: Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С,З,Ц у детей 5-7 лет .Издательство: Гном, 2016 г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Знакомимся с эмоциями" Конспект НОД в подготовительной группе «Встреча с буквами» Открытое занятие в подготовительной группе на тему: Вальс Конспект итоговой НОД в подготовительной группе

Похожие статьи:

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 18

Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: Этикет

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Детский сад

Конспект занятия в подготовительной группе. Культурный человек

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Изобретения и достижения человека

Дидактические пособия для обучения дошкольников 5-7 лет грамоте | Познавательная беседа с детьми подготовительной группы на тему «2 февраля - День Победы в Сталинградской битве»
Опубликовано: 2646 дней назад (26 января 2017)
Просмотров: 2278
+2
Голосов: 2
Мария Анатольевна Блинова # 27 января 2017 в 15:06 0
Знакомство старших дошкольников с твердым, глухим согласным звуком [Ц].Хорошее занятие.Голос.
Ольга Владимировна Горбова # 27 января 2017 в 18:02 0
Мне понравилось, как решается задача воспитания доброжелательного отношения в коллективе дошкольников, желание прийти на помощь.
Татьяна Владимировна Михайлова # 29 января 2017 в 12:18 0
Спасибо Мария Анатольевна и Ольга Владимировна за хорошие комментарии!
Любовь Владимировна Супрунова # 4 февраля 2017 в 16:19 0
Добрый день,Татьяна! Прекрасный конспект, очень насыщен, интересен.Спасибо за такой опыт,буду использовать в работе,а вам желаю новых творческих идей и успех в дальнейшей работы!
Ермакова Наталья Александровна # 7 марта 2017 в 11:56 0
Татьяна Владимировна, добрый день! С большим удовольствием ознакомилась с вашим конспектом непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе по теме: «Звук [Ц]». Занятие получилось интересным, обучающим-примите мой голос и наилучшие пожелания!