Опыт работы педагога дополнительного образования
Автор: Воробьева Алина Александровна, педагог дополнительного образования БОУ ДО "ЦТР и ГО" в г. Тара Омской области
Описание материала:работа посвящена теме искусства акварели, обучения данной технике детей в детской художественной школе, а также современным тенденциям акварельной живописи.
Назначение:содержание статьи адресовано педагогам художественных школ
Цель: раскрытие актуальности и значимости преподавания акварельной живописи в образовательном процессе
Изобразительное искусство, являясь одним из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в процессе обучения детей. Занятия изобразительным искусством способствуют познанию учащимися окружающего мира, расширению их кругозора, вооружают основами научных знаний и умений, а также содействуют нравственному и эстетическому воспитанию.
С самого раннего детства любимым видом занятий для детей является рисование. Еще не умея говорить, малыши берут в руку кисть и пытаются изобразить на бумаге свои фантазии. Акварель – самая неприхотливая для рисования краска в детском возрасте, именно с нее и начинается детское творчество. Такое качество этой краски, как водорастворимость очень привлекательно для детского изобразительного искусства, она легко разводится и также легко смывается при помощи воды. Рисунки акварельными красками отличаются легкостью и прозрачностью. Акварель используется в качестве основного материала для детской живописи вплоть до средней школы. Особенно активно она используется в начальных классах общеобразовательной школы.
С давних пор человек обладает стремлением запечатлеть окружающий мир или свои придуманные сюжеты сначала на камне, затем на холсте и бумаге. Живопись является искусством изображать окружающую действительность красками. Живопись акварелью в свою очередь – это тончайшее искусство совершенства, она настолько богатая по образности и содержанию, что является предвестницей многих живописных техник.
Искусство акварели имеет богатую историю и целый багаж традиций. Своё название оно берет от латинского слова aqua, что в переводе означает вода. Это объясняется тем, что вода выступает главным компонентом при работе акварельными красками – она является для них растворителем. Акварель имеет несколько определений, это и вид живописи, и произведение, выполненное в этой технике, а также непосредственно сами краски, которые разводятся водой. Эти краски можно назвать единственным видом красок, которые отличаются своей чистотой, прозрачностью и особенной яркостью цвета. Такие эффекты достигаются благодаря качеству применяемых материалов, но наиболее важную роль здесь играет высокая дисперсность пигментов, которая достигается путем специального перетирания порошков.
Многоликая и богатая акварельная живопись позволяет дать оценку уровню мастерства её автора. Оценочными критериями являются такие факторы работы над живописью, как использование и сочетание на бумаге разнообразных приемов акварельной живописи, умелое маневрирование «сухости-влажности» мазка. Картины, выполненные акварелью, восхищают своей тонкостью и реалистичностью. Акварельная живопись умело сочетает эффект пронзительной легкости и богатства тона. Стоит также отметить, что она многообразна и очень индивидуальна, сродни человеческому почерку. Задумка творца является одним из решающих компонентов манеры и техники исполнения живописи.
Многие обыватели, люди, недостаточно глубоко изучившие искусство акварели, считают, что акварельная живопись предназначена для начинающих художников, и противопоставляют ее, например, живописи маслом, ассоциируя ее с художниками-профессионалами. Отчасти это оттого, что акварель ассоциируется с неумелыми школьными рисунками, которые, как правило, выполнены дешёвой некачественной акварелью, так как акварель в стандартных детских наборах имеет скудный цвет из-за содержания малого количества пигмента. Это мнение в корне неверно.
Искусствоведы выявили, что существовала непрозрачная акварельная живопись с примесью белил еще в Древнем Египте во времена античного мира, в Европу и Азию эта техника пришла в средние века. В наши дни сохранились работы, которые выполнены античными художниками на рисовой бумаге и папирусе. Во времена средних веков на Руси и в Западной Европе акварель употребляли сначала для украшения церковных книг: раскрашивали орнаменты и заглавные буквы в рукописях; а затем и в миниатюрной живописи.
Акварель без примеси белил, еще называемая чистая акварель, получила свое широкое распространение в начале XV века. Основные качества такой техники – чистота цвета и прозрачность красок, сквозь которые можно разглядеть просвечивающий тон и фактуру основы, чаще всего это бумага, изредка шелк и слоновая кость. Акварель совместила в себе особенности как живописи, так и графики. Как вид живописи ее можно охарактеризовать богатством тона, построением формы и пространства, цветом; из графики же она заимствовала активную роль бумаги в построении изображения. Акварель обладает специфическими приемами – размывка и затеки, которые создают эффект трепетности и подвижности изображения. Живопись выполняется кистью, практикуется также введение карандашного рисунка или рисунка пером.
Традиционно работа акварелью подразделяется на два основных метода. Первый представляет многослойную акварельную живопись – моделирующий прокладочный тон, поверх которого художник постепенно накладывает прозрачные лессировки, тем самым достигается определенная сила цвета. Второй метод позволяет наносить сразу на бумагу цвет необходимой интенсивности, он носит название a la prima. В таком случае бумага может быть как мокрой, так и сухой – акцент делается на принципе работы в один прием. Такой метод можно применять в работе над пейзажем, натюрмортом, портретом, интерьером, в зарисовках людей и животных, а также для создания творческих работ. Но особую важность он представляет в работе с натуры и на пленэре, когда природа находится в состоянии постоянного изменения. Метод a la prima вырабатывает быстроту и сноровку и очень дисциплинирует во время творческого процесса, приучает добиваться результатов. Первый метод акварельной живописи особенно популярен был в начале XIX века, а второй зародился и получил свое признание в конце XIX – начале XX новые подходы в обучении акварельной живописи.
Художественное образование на сегодняшний день стоит на значительном месте в вопросе удовлетворения образовательных потребностей личности, общества и государства. Его призвание – помочь сформировать творческую личность, обладающую художественным вкусом, понимающую произведения искусства, а также способствовать выработке профессиональные знаний, умений и навыков.
Художественное образование на всех его уровнях обязательно включает базовые предметы: живопись, рисунок и композиция. Стоит отметить, что важной деталью является невозможность усвоить в полном объеме каждый их этих предметов, не изучив смежных с ним предметов. Если рассматривать начальное художественное образование, как важный этап социально-профессионального становления личности, то именно здесь берет начало путь формирования творца, закладываются азы профессионального мастерства. Оно способствует развитию духовного, нравственного их гражданского потенциала молодого художника.
Искусство акварельной живописи не теряет своей популярности уже несколько столетий и по праву считается одной из главных живописных техник. Обучение технике акварельной живописи способствует развитию у детей художественного вкуса и логики, практических навыков в изобразительном искусстве. Также искусство акварели не требует особо оборудованных помещений. Им могут заниматься как дети любого возраста, так и взрослые. В то же время новые технологии позволяют совершенствовать и развивать эту технику, дают ей новые пространства и возможности использования. В современном мире акварелью занимается большое количество художников-живописцев.
Приложения
Акварель
Натюрморт акварелью обучающейся нашей художественной студии
Натюрморт акварелью обучающейся нашей художественной студии
Ученические работы акварелью
"Вид на Инсбрук" Альбрехт Дюрер, акварель, 1496 г.
Портрет царя Петра I из рукописи «Соборное Уложение» 1649 г.
«Портрет княгини, О.А.Голицыной, урожденной Щербатовой" Соколов Петр Федорович
Рекомендуем посмотреть:
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса
Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу
Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе
Похожие статьи:
Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах
Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду
Техника японской живописи суми-ё
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву