Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

ИКТ на уроках технологии в школе

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Описание материала: в данной статье представлены и аргументированы плюсы использования нетрадиционных подходов в обучении школьников на уроках технологии. Использование информационно-коммуникативной поддержки позволяет активизировать интерес к изучаемому предмету, способствует развитию креативного мышления школьников.

В настоящее время, традиционный подход к обучению не является актуальным. Для активизации знаний учащихся, для повышения уровня их интереса к предмету, для более полной реализации творческих замыслов обучающихся необходимо использовать новые средства в обучении, таковыми являются компьютерные технологии. Использование информационных и вычислительных возможностей компьютеров, средств звукового и визуального представления информации позволяют демонстрировать иллюстративно-наглядный материал, видеофильмы, мультимедийные презентации.
Компьютерные технологии в наибольшей степени позволяют реализовывать один из важнейших дидактических принципов- принцип интегративности –учет межпредметных связей.
В системе технологической подготовки интегративные связи позволяют ярче представить характеристику предмета технологии, показать взаимосвязь между содержанием отдельных его разделов и модулей, между информационной и технологической подготовкой.
На основе анализа научной психолого-педагогической и специальной литературы, а также данных опытно-экспериментальной работы на сегодня выявлено шесть основных отличительных особенностей компьютера как средства обучения в комплексном его использовании с программными средствами различного назначения на уроках технологии.
1. Возможность работы учащихся с компьютерной техникой в режиме диалога.
В условиях дефицита учебного времени, возможность объединения компьютеров в локальную сеть позволяет педагогу обеспечить каждого обучающегося необходимым объемом информации, внимания и помощи. В режиме диалога возможно использование различных форм обучения: фронтальной, групповой, индивидуальной.
2. Возможность организации полноценной индивидуальной работы учащихся на качественно новом уровне.
Как известно, процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков всегда индивидуален. По мнению проф. И.М.Чередова, в учебной деятельности чрезвычайно важно, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Использование компьютера позволяет намного полнее учитывать в учебном процессе возможности каждого ученика, предлагая посильные темпы работы и обеспечивая необходимую коррекцию результатов.
3. Возможность моделирования объектовна основе динамики изображения и высокой степени наглядности.
Выполняя работу на компьютере, ученик получает возможность смоделировать ситуацию и возможные результаты, полученные в ходе принятия каких-либо решений. Использование специальных программ позволяет создавать необходимы модели, подбирать формы, цветовые решения какой-либо поделки. Используя моделирующие возможности информационных систем, школьники могут не только выбрать заинтересовавшую их самоделку из большого числа представленных образцов, но изготовить ее в желаемом масштабе и оформить по своему усмотрению, проявив при этом творческие способности.
4. Автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени.
В деятельности современного человека существует немало трудоемких информационно-поисковых, вычислительных и других подобных операций, которые поможет выполнить компьютер при наличии соответствующего программного обеспечения и его умелом использовании. Не освобождая учащихся от необходимости научиться пользоваться обычным справочным материалом, мы в то же время готовим их к будущей трудовой деятельности в условиях современного автоматизированного производства. Опыт показывает также, что использование на занятиях по технологии компьютера не уменьшает, а, наоборот позволяет увеличить опыт работы с конструкционным материалом, так как облегчает выполнение технических рисунков, расчетов, технологической документации.
5. Доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа.
Использование программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) практически не реализуема. Они учатся осваивать ее с помощью компьютера: поиск, запуск программ, навигация по электронным справочникам, выделение требуемых сведений, их печатание. Специализированные базы данных позволяют быстро и легко находить необходимую информацию.
6. Универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями.
Используя компьютер и средства мультимедиа, можно многократно демонстрировать приемы выполнения технологических операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж и т.д.
В настоящее время, актуально использование для предоставления частичной или полной информации на уроках такого средства обучения как мультимедийные презентации. Учебный материал демонстрируется при помощи программы PowerPoint (слайд – презентации). Данная форма является наиболее удачным наглядным пособием. Она дает возможность поэтапно, по необходимости демонстрировать любой наглядный материал: схемы, рисунки, таблицы, основные понятия и т.п. Данная альтернатива бумажным носителям дает возможность всем ученикам включаться в процесс обучения, так как слайды демонстрируются на большом экране, хорошо видны всем ученикам.
Использование в презентациях иллюстраций, анимации, схем, графиков, включение в процесс урока интерактивных кроссвордов, тестов позволяет эмоционально воздействовать на обучающихся.
Наглядные формы обучения позволяют лучше запечатлеть в памяти ученика определенные знания, сформировать образы, ближе и лучше рассмотреть какие-либо события, факты, интересные моменты.
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому элементы ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.
Все слайд – презентации представляют собой структуру, работая с которой учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме. Необходимо отметить, что использовать презентацию возможно как фронтально на большом экране, так и индивидуально для каждого, в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.
На уроках технологии использование информационно-коммуникативных технологий является наиболее актуальным. Сейчас, в сети Интренет с легкостью можно найти всю необходимую информацию для ученика- это таблицы калорийности, энергетической ценности, описание продуктов, рецепты, возможность составления блюд их ограниченно количества продуктов. Имеется возможность онлайн-расчета калорийности блюд, подсчета белков, жиров, витаминов.
При изучении различных видов декоративно-прикладного творчества возможность использования виртуальных выставок, сайтов, посвященных оригами, макраме, плетению из бисера, вышивке позволяют не только увидеть лучшие образцы, но и быстро подготовить раздаточный материал, распечатав нужные схемы, рисунки, эскизы.
Таким образом, использование ИКТ на уроках технологии делает занятия более интересными, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, способствует пониманию более сложного материала, дает возможность использования различных стилей обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям, а обучающиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Их использование позволяет повысить интерес учащихся к приобретению знаний, а так же облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.
Анализ занятий с применением информационно-коммуникативных технологий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Использование ИКТ на уроках технологии повышает интерес к предмету, что полезно при изучении нового материала и способствует развитию креативного мышления школьников.

Список литературы:
1. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
2. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе – М.: АСТ –ПРЕСС КНИГА. Информком.- Пресс .2002
3. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MSPowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № 44

Рекомендуем посмотреть:

Роль ИКТ в образовательном процессе Использование ИКТ в своей практической деятельности ИКТ - технологии на уроках русского языка и литературы Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе

Похожие статьи:

Перспективные направления изучения технологии школьниками

Как организовать дистанционное обучение в школе

Опубликовано: 2614 дня назад (26 февраля 2017)
Просмотров: 4164
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Ольга Викторовна Скачилова # 26 февраля 2017 в 17:36 0
Тема использования ИКТ на уроках технологии очень помогает сделать урок познавательным, интересным, понятным. Статья нужная, ценная. Спасибо. Голос!