Презентация по развитию речи для детей средней группы детского сада
Презентация по развитию речи для детей средней группы. «Нерпа – символ Байкала!»
Цель:
Формировать представления детей о нерпе, слушать внимательно и понимать что такое нерпинарий, среда обитания нерпы и её строение, отвечать на вопросы воспитателя. Задачи: Образовательные:
- Учить подбирать цвет, соответствующий предмету, определять состояние поверхности (пушистый);
- Активизировать и обогащать словарь словами «пушистая», «мягкая», «детеныш», «Байкал», «нерпинарий», «лапки»;
- Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя;
- Научить детей работать с пластилином: делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы; Развивающие:
- Развивать речевую активность через игровые действия;
- Развивать речевое дыхание, учить произносить слова четко и громко;
- Активизировать употребление прилагательных;
- Продолжать развивать мелкую моторику рук; Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к животным;
- Воспитывать у детей нравственные качества, уважение и любовь к животному миру. Развивающая среда: черная краска- гуашь, кисточки, мягкая игрушка- нерпа, пазлы, диск иркутский нерпинарий, иллюстрации о нерпе на Байкале, скатерть, соль, соленое тесто. Предварительная работа: беседа и рассматривание иллюстраций по теме: «Животный мир Байкала», наблюдение за нерпой в нерпинарии. Ожидаемый результат: дети расширят кругозор знаний о строении и среды обитания нерпы, о животном мире на озере Байкала, проявляют устойчивый интерес к различным видам деятельности.
Содержание организованной деятельности детей:
Вводная часть. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся. Дети: Здравствуйте! Воспитатель: А подарим гостям свое хорошее настроение! А для этого настроения, что нужно сделать, как вы думаете? Дети: Улыбнуться. Глазками поморгать, (варианты ответов). Воспитатель: Наверное, мы может сейчас просто улыбнуться. Дети: Да! (улыбнулись).
В: Ребята, а как Вы думаете, что это такое? Живет в озере Байкала, детеныши белого цвета, плавает как большой зверь, в ласты он обут? Дети: Наверное, нерпа. (варианты ответов детей). Воспитатель: Правильно! Смотрите, кто к нам пожаловал в гости? Дети: Нерпа! Основная часть. Воспитатель: Ребята, а Вы знаете, что байкальская нерпа по современной классификации относится к семейству настоящих тюленей. До сих пор среди ученых нет единой точки зрения, как это животное попало в Байкал. Большинство исследователей придерживаются точки зрения И.Д. Черского о том, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через систему рек Енисей- Ангара в ледниковую эпоху, одновременно с байкальским омулем. Другие учёные не исключают возможности её проникновения по Лене, в которую, как предполагают, был сток из Байкала. А как Вы думаете, чем питается нерпа? Дети: Может какой-то рыбкой, омулем, голомянка, бычки. (варианты ответов детей). Воспитатель: Правильно, молодцы! Питание нерпе служит непромысловая рыба (голомянка, байкальский бычок). За год взрослая нерпа съедает до 1 т рыбы. Основная пища нерпы – голомянко-бычковые рыбы. Байкальский омуль попадает в пищу нерпе случайно и в очень небольшом количестве, не более 1-2 % от суточного рациона. Ребята, посмотрите на нашу нерпу. Опишите внешний вид нерпы? Дети: Белого цвета, пушистая, есть лапки, хвостик, глазки и т.д. Воспитатель: Правильно, ребята, а Вы знаете, что у нерпы лапки называются ласты. А как Вы думаете почему? Дети: Нет. Воспитатель: Это для того чтобы плавать. Средняя длина тела взрослой нерпы — 165 см (от конца носа до конца задних ластов). Вес от 50 до 130 кг, самки по массе больше самцов. Линейный рост заканчивается к 17—19 годам, а весовой продолжается ещё в течение ряда лет и возможен до конца жизни. Живут нерпы до 55 лет.
В спокойной обстановке скорость движения под водой не превосходит 78 км/ч. С большей скоростью она плавает, когда уходит от опасности. По твёрдой поверхности нерпа передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам.
По сообщению рыбаков, нерпа попадала в сети на глубине до 200 м, но, как правило, она ныряет на значительно меньшие глубины. Корм находит в хорошо освещённой зоне (25—30 м) и ей, по-видимому, нет необходимости нырять глубоко. Нерпа способна погружаться до 200 м и выдерживает давление 21 атм. В природе она бывает под водой до 20—25 мин — этого ей достаточно, чтобы добыть пищу или уйти от опасности. Ребята, а как Вы думаете, как нерпы зимуют на Байкале? Дети: Могут на снегу, в сугробе, в норке и т.д. (варианты ответов детей). Воспитатель: Молодцы, правильно думаете, ведь на Байкале много снега. Нерпа зимует на льду в логовищах под снегом на торосистых участках Байкала, часто в нажимах — нагромождениях льдин, образующих навесы. Животное, по мере образования льда на поверхности озера, создаёт основной продух диаметром 1 — 2 м, поддерживая его в таком состоянии, удаляя наледи.
Когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через запасные отдушины-продухи, которые делает, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей. Вокруг её логовища до десятка и более вспомогательных продухов, отстоящих от основного на десятки и даже сотни метров. Продухи обычно округлой формы, размером 10 — 15 см, достаточным для того, чтобы высунуть над водой нос. Отдушины значительно расширяются книзу, имея форму опрокинутой воронки.
Интересно, что способность делать продухи — это врождённый инстинкт. В экспериментальном аквариуме для отдыха нерпы на водной поверхности устанавливалась небольшая плавающая площадка из 5-сантиметрового пенопласта, а остальная часть аквариума — с открытой водой. Молодые нерпята месячного и двухмесячного возрастов проделывали отверстия в пенопласте, разгребая его когтями снизу, выставляли нос и дышали в продухи, хотя рядом была открытая вода. «Насытившись» воздухом, снова уходили под воду. Следует заметить, что нерпята были отловлены в недельном или двухнедельном возрасте, когда они ещё питались молоком матери. Пришлось выкармливать их сгущённым молоком через соску из бутылочки, как детей. В воде они тогда ещё не плавали и воды боялись. А когда подросли, то показали, на что способны. Ребята, давайте, немного отдохнем? Дети: Да! Физкультминутка. Воспитатель: Я прошу подняться вас - это раз.
Повернулась голова- это два.
Руки вверх, вперед смотри - это три.
Руки разведем пошире на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Молодцы! Ребята, Вы знаете, нерпа не просто к нам пришла в гости, а принесла диск из Иркутского нерпинария. Давайте, дружно с Вами посмотрим. Дети: Да! Показ Иркутского нерпинария на диске. Воспитатель: Вам понравилось? Дети: Да! Воспитатель: Ребята, тут лежат какие-то картинки. Вы мне поможете их собрать? Дети: Да! Дидактическая игра «Собери нерпу».
Дети делятся на несколько команд и собирают пазлы с изображением нерпы. Воспитатель: Какие Вы молодцы, победила дружба. Ребята, вот у нас есть макет «Байкал», но тут чего-то нехватает. Как Вы думаете, чего? Дети: Камней, нерпы, (варианты ответов детей).
Творчество лепка «Нерпа».
( соленое тесто, досточки, салфетки влажные). Воспитатель: Правильно! А теперь, ребята, предлагаю занять рабочие места и слепить нерпу. Когда мы сделаем нерпу, мы нарисуем глазки, носик и т.д.
Дети лепят из соленого теста нерпу.
Заключительная часть. Воспитатель: Молодцы, какие красивые нерпы у нас получились. Давайте, их распределим на макет. Смотрите и теперь нашей нерпе не скучно плавать в Байкале. Ребята, как Вы думаете, нашей нерпе понравились нерпята, которые мы слепили? Дети: Да! Воспитатель: Ребята, нам нерпа оставила нам на память диск Иркутского нерпинария, чтобы мы могли смотреть и вспоминать про неё. Ребята, наше знакомство с нерпой закончилось и нам пора прощаться с нерпой. Досвиданья! Дети: До свиданья!
Публикация "Нерпа – символ Байкала!" хорошо продумана. Учитывается возраст детей! Материал знакомит с удивительным зверем и его образом жизни. Все отлично. Не хватило только иллюстрации самой нерпы. Голос! Удачи!