Дополнительная образовательная программа по подготовки к школе детей 5-6 лет
Методические материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Знайка» социально-педагогической направленности для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации – 1 год Возраст обучающихся - 5-6 лет
Актуальность программы
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей (из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.
В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первая ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (5-6 лет) - как возраст общей подготовки ребенка к следующей ступени образования - начальной школе. Рост интереса к дошкольному детству относится сегодня к числу общемировых общественных тенденций.
Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов. Проблема развития ребенка является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании. Разные стартовые возможности будущих первоклассников осложняют организацию учебного процесса и вынуждают родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Особенно остро стоит вопрос развития перед родителями, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения по разным причинам: недостаточная обеспеченность населения дошкольными учреждениями, состояние здоровья ребенка, желание родителей воспитывать детей дома, материальные трудности семьи и др.
Изменения, произошедшие в последние десятилетия, показывают разные стартовые возможности детей дошкольного возраста не только в психолого-педагогическом аспекте, но и реализации предъявляемых к будущим первоклассникам требований.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т.е. «школьной зрелостью».
Школьная зрелость предполагает готовность ребенка к новой социальной позиции школьника, владение определенной техникой общения и сотрудничество со взрослыми, развитие сознательности и произвольности, наличие сформировавшегося мотива к учению как новой серьезной и содержательной деятельности.
Программа призваны дать детям дошкольного возраста необходимую разнообразную развивающую практику и равный старт в преддверии школы.
Отличительная особенность
Отличительная особенность данной программы в том, что работа по программе не допускает дублирования изучение материала первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития.
Особенностью содержания является её интегрированная основа. Программа не ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но носит развивающий характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучении.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
1. Использование игровых методов преподавания.
2. Смена видов деятельности.
3. Положительная оценка личных достижений каждого обучающегося.
4. Отсутствие, каких - либо отметок и домашних заданий.
Существенную роль играет продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование.
От ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже тогда, когда сам процесс его мало привлекает.
Систематическая подготовка направлена на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Нормативная база
Настоящая образовательная программа для групп детей 5-6 лет разработана в соответствии с:
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Законом Курской области «Об образовании»;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 4№ 41;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
- Уставом ОБУДО «ОЦРТДиЮ».
Данные документы определяют:
- обеспечение и защиту прав граждан на образование;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к природе, семье, Родине;
- условия охраны жизни и укрепления здоровья детей;
- условия индивидуализации образования: учет способностей, интересов, темпов продвижения ребенка;
- создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности;
- обеспечение целостного физического и психологического развития личности и ее социализации.
Уровень программы – стартовый. Направленность программы – социально-педагогическая.
Адресат программы. Программа адресована обучающимся старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Признаком возраста является начинающееся становление личности, овладение творческой деятельностью, познание и имитация мира человеческих взаимоотношений. Социальная ситуация развития характеризуется разделением системы отношений на две ветви: «ребенок – взрослый» и «ребенок-ребенок». Главной направленностью жизнедеятельности является игра, ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. Кризисным моментом возраста является демонстративное поведение, отказ от правил и обязанностей. Появляется потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Для мотивационной сферы характерно соподчинение мотивов. Возраст характеризуется развитым самосознанием, наглядно-образным мышлением, непроизвольной памятью, правильной речью, целенаправленным анализирующим восприятием. Начинает появляться произвольная память и словесно-логическое мышление.
Срок реализации
Программа рассчитана на 144 часа.
Программа представлена образовательными блоками: «Цифроград», «Грамотейка», «Мир, в котором я живу».
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Формы проведения занятий
Использование разнообразных форм проведениязанятий,что повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы:
1. Индивидуальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.
Интерес к изучаемому материалу значительно возрастает, если осознаётся его практическая направленность, созданы условия для обмена мнениями, самостоятельного поиска.
Методы обучения Используются следующие методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, дискуссия);
- наглядные;
- практические (упражнения, практические работы);
- исследовательский;
- проектный.
2. По способам организации деятельности:
- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием источников знаний (книг, журналов, компьютера)
- репродуктивные;
- эвристические;
- исследовательские. 3. Методы контроля и самоконтроля. 4. Методы формирования устойчивой мотивации:
- соревнования, создания ситуации успеха;
- познавательные игры.
Ведущей деятельностью детей данного возраста является игра. В игре ребенок постигает возможность замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением.
Игра на этом этапе становится символической по своему существу.
Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.
Виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические.
В своей работе мы опираемся на известное положение об особом значении игровой деятельности в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств дошкольников, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей для младших школьников деятельности - учебной. Реализация игрового подхода, будет удовлетворять возрастной потребности дошкольников в игре и поможет избежать превращения процесса обучения на ступени дошкольного образования в дублирование содержания обучения в начальной школе.
Педагогические технологии
Реализация программы предполагает использование элементов педагогических технологий:
технология индивидуализации обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Режим занятий
Сроки прохождения занятий с сентябрь по май включительно. Режим занятий: еженедельно (2 раза в неделю по 2 занятия, продолжительность занятия - 30 минут, включая 2 игровые подвижные паузы. Между занятиями предусмотрены 10 минутные перерывы.
Цель и задачи программы
Основной целью программы является подготовка детей к обучению на начальных ступенях образования, создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических, духовных задатков, творческих способностей будущих первоклассников. Развивающие задачи:
- развивать речевые способности (диалогическая и монологическая речь);
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, выполнение поставленной умственной задачи);
- развивать познавательные психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
- развивать разные виды мышления (логическое, словесно-образное, словесно-действенное);
- развивать культуру речи;
- формировать фонематический слух;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать самостоятельность и уверенность в себе;
- формировать умение слушать педагога, действовать по заданному плану;
- развивать стремление к взаимодействию и сотрудничеству. Обучающие задачи:
- знакомить с историческими фактами развития русского языка и алфавита;
- знакомить с буквами и звуками русского алфавита;
- формировать навыки слогового чтения обучащихся;
- формировать графические навыки письма и рисования;
- формировать грамотность речи, расширять словарный запас;
- формировать первичные математические понятия и представления;
- познакомить с понятиями «число», «цифра», «математические знаки», «сложение», «вычитание», «арифметическая задача»;
- формировать умение ставить вопросы, делать выводы и простейшие умозаключения;
- выработать простейшие навыки устных вычислений;
- формировать основы целеполагания и планирования учебно-познавательных действий;
- формировать способности к самоконтролю, к оцениванию и коррекции результатов своей работы;
- формировать первичные представления об окружающем мире;
- знакомить с понятием цвета, цветовых оттенков, свойствами красок;
- учить приёмам работы с различными материалами (акварельные краски, гуашевые краски, цветные карандаши, фломастеры, пластилин). Воспитательные задачи:
- формировать важные личностные качества, социальные умения и навыки;
- формировать умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- формировать положительную мотивацию к обучению в школе.
Целевые ориентиры (метапредметные и личностные результаты)
- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игра, общение, конструирование и др.);
- самостоятельный выбор рода занятий, выбор участников по совместной деятельности;
- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;
- установка положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;
- чувство собственного достоинства;
- способность разрешать конфликты, договариваться, сопереживать, учитывать интересы и чувства других людей, адекватно проявлять свои чувства, верить в себя;
- развитое воображение, проявленное в разных видах деятельности, в игре;
- владение разными формами и видами игр;
- способность различать условные игровые и реальные ситуации;
- умение подчиняться разным правилам и социальным нормам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- владение устной речью для выражения своих мыслей, чувств и желаний в ситуации общения;
- проявленные предпосылки грамотности;
- развитая крупная и мелкая моторика;
- двигательная активность (подвижность, выносливость);
- владение, контроль и управление основными движениями;
- способность к волевым усилиям;
- соблюдение правил безопасного поведения и личной гигиены;
- проявление любознательности (вопросы взрослым и сверстникам, интерес к причинно-следственным связям, попытка самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонность к наблюдениям, экспериментам);
- первичные знания о себе, о природном и социальном мире;
- знакомство с произведениями детской литературы;
- элементарные представления из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- способность к принятию собственных решений, с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.
«Цифроград»
Пояснительная записка
Главная цель дошкольного образования в области математики - развитие интеллекта ребенка.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Программа основывается на психолого-дидактическом обосновании, целях, содержании, способах и средствах организации непрерывного целенаправленного преемственного математического развития ребенка на дошкольном и начальном школьном этапе обучения, что выражает необходимость и возможность методического руководства процессом развития математического мышления и математических способностей ребенка дошкольного возраста.
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или как их называют компонентов.
Актуальность программы состоит в том, что дошкольное воспитание и образование детей является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, позволяет получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Педагогическая целесообразность состоит в развитии у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. За два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.
Проблемное обучение и игровые технологии создают дополнительную мотивацию, развивают познавательную активность ребёнка, снижают тревожность, боязнь ошибок. Включение в занятия поисково-творческой деятельности позволяет сформировать позитивный образ процесса школьного обучения в сознании ребёнка, что обеспечивает развитие адаптационного ресурса будущего первоклассника.
Практическая значимость данной программы определена в двух аспектах:
• Раскрывается один из показателей подготовки мыслительных процессов ребёнка.
• Представлен систематизированный материал по развитию начальных математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
Содержание программы осваивается на занятиях. Для занятий предпочтительна первая половина дня. Учитывая, что у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, занятия являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношение.
Для работы используется раздаточный материал: задания на каточках для развития мелкой моторики руки, геометрические фигуры.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Первоначальной задачей обучения математике является накопление детьми практического опыта действий с реальными предметами, что даст им возможность усвоить основные математические понятия и отношения.
При знакомстве со свойствами предметов большое внимание уделяется умению выявлять эти свойства: размер, цвет, форма, фактура, материал, из которого предмет сделан. Это умение достигается в процессе практических действий с различными предметами. На занятиях используется геометрическое лото, настольные развивающие игры.
При изучении темы «Геометрические фигуры» на первом занятии выясняется, знает ли ребенок геометрические фигуры. Если ребенок путает овальную форму с круглой, квадратную с прямо¬угольной, необходимо провести рассматривание и сравнение моделей фигур. Фигуры составляются попарно, обследуя их с помощью осязания и зрительно. Ребенок обводит контур, скользит руками по поверхности моделей — таким об¬разом, обеспечивается общее восприятие формы.
Изучение часов способствует развитию математического мышления, т.к. в результате познавательного процесса ребенок привыкает к цифрам, на подсознательном уровне овладевает порядковым счетом, усваивает технику сложения методом увеличения числа на единицу.
Большую пользу приносят занимательные игры и упражнения геометрического содержания. Например, изображение определенную фигуру с помощью палочек, построение картин из геометрических фигур различного цвета и размера.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.
У дошкольников мелкие мышцы руки развиты слабо, требуется развития координация движений, поэтому предусмотрены задания, в которых предлагается нарисовать узоры, выполнить штриховку, раскрасить картинку. Чтобы письмо рисование узоров, раскрашивание оказалось эффективным, надо учить детей правильно держать карандаш.
Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии про¬водятся физкультминутки. Если для проведения физкультминутки используется речёвка, то слова её разучиваются с детьми заранее.
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет взрослому в последующем скорректировать свою работу.
Цель и задачи программы Цель: создание условий для повышения уровня развития обучающихся через формирование у детей логико-математических представлений. Задачи: Образовательные:
1. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритма¬ми, проверять результат своих действий.
2. Формирование системы знаний, умений, навыков по основам математики.
3. Формирование умения самостоятельно решать простейшие задачи в процессе обучения (выбор способа решения, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания в решении других задач).
4. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. Развивающие:
1. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
2. Развитие внимание, памяти, расширение сенсорного опыта.
3. Развитие фантазии, воображения, творческих способностей.
4. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
5. Овладение основными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
6. Развитие крупной и мелкой моторики. Воспитательные:
1. Воспитание положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, воспитание чувства собственного достоинства.
3. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилия¬ми, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрос¬лыми, видеть себя глазами окружающих.
4. Формирование умения разрешать конфликты, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Содержание учебного плана
1. Признаки предметов. Большой маленький
2. Признаки предметов. Высокий, низкий
3. Признаки предметов. Размер, цвет, форма.
4. Признаки предметов. Слева, справа. Длинный, короткий
Понятия. Больше, меньше, столько же. На занятиях дети знакомятся со свойствами предметов: цвет, форма, размер, происхождение, назначение, материал изготовления и прочие признаки, по которым можно классифицировать предметы. На практике обучающиеся ищут и составляют закономерности, сравнивают предметы по свойствам: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по массе (тяжёлый, лёгкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объёму (большой, маленький). Сначала ребенок учится выявлять отдельные качества предметов, абстрагировать их от других, закреплять в сознании, сопоставлять и обобщать по этим качествам разные предметы. При этом идет овладение мыслительными умениями на сенсорном уровне, когда ребенок оперирует образами.
5. Круг. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат.
При знакомстве с геометрическими фигурами на теоретических занятиях дети учатся узнавать и называть плоские и объемные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. На практических занятиях у обучающихся формируются умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы,
Закрепляются представления об элементарных геометрических фигурах, правильное их называние (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник).
6. Справа, слева, вверху, внизу. Позже, раньше.
При изучении пространственных отношений обучающиеся учатся ориентироваться в пространстве, на листе бумаги (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под). На теоретических занятиях изучаются основные отношения между предметами: спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа. На практических занятиях полученные знания закрепляются в форме игры.
Обучающиеся учатся фиксировать в сознании, памяти и речи расположение предметов на плоскости, в пространстве, их расположение по отношению друг к другу. Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
На практических занятиях дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
7.Легкий, тяжелый. Легче, тяжелее.
Обучающиеся знакомятся с соответствующими понятиями, учатся использовать их в речи. Выполняют практические задания на сравнение предметов по их массе, знакомятся с единицами измерения массы.
8.Число 1.Цифра 1.
9.Число 2. Цифра 2.
10.Число 3. Цифра 3. Моделирование
11.Число 4. Цифра 4. Логические упражнения.
12.Состав числа 4. Счет предметов.
13.Число и цифра 0.
14.Число и цифра 6.
15.Число и цифра 7.
16.Число и цифра 8.
17.Число и цифра 9.
При изучении чисел первого десятка обучающиеся знакомятся с числами 1 до 10, учатся соотносить число и количество. Знакомятся с понятиями: «больше», «меньше», «одинаковое количество».
Изучается прямой и обратный счет в пределах десятка, название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, сравнение чисел на наглядной основе.
Обучающиеся знакомятся с числовой прямой, образованием следующего числа путем прибавления единицы. На практических занятиях обучающиеся изучают состав чисел первого десятка, равенство и неравенство чисел, использование знаков сравне¬ния «<», «>», «=».
18.Действие «сложение». Решение задач.
19.Действие «вычитание». Решение задач.
20.Действие «вычитание», в результате которого получается 0.
21.Задачи на вычитание.
22. Логические задачи. Обобщение знаний о действиях «сложение» и «вычитание».
Формирование общих представлений о сложении, как объединении групп предметов в одно целое, и о вычитании, как удалении части из целого, происходит при изучении действий «сложения» и «вычитания» на заключительной ступени освоения программы. Обучающиеся устанавливают взаимосвязь между частью и целым, приобретают навык сложения и вычитания с помощью числовой прямой.
23.Проект. Даются начальные представления о проектной деятельности. Осуществляется включение родителей в совместную деятельность по осуществлению определенных этапов проекта.
Планируемые результаты Обучающиеся должные знать:
• знать простейшие геометрические фигуры и распознавать их;
• знать название частей суток, дней в неделе, месяцев в году;
• знать числа в пределах 10;
• уметь считать в пределах 10;
• уметь выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
• уметь объединять группы предметов, классифицировать их по основным признакам: форма, цвет, размер;
• уметь выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
• уметь сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами;
• уметь использовать для сравнения слова «больше», «меньше», «равно»;
• уметь считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
• уметь соотносить цифру с количеством предметов;
• уметь измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
• уметь выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине); уметь использовать для сравнения знаки «<», «>», «=»;
• уметь считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
• уметь выполнять сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =;
• уметь использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
• будет сформирована мотивация обучения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
• будет сформировано положительное отношение к миру, к другим людям и самому себе;
• будут сформированы навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
• будет сформирована способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умение разрешать конфликты;
• будет воспитано уважение к нор¬мам коллективной жизни.
Кадровое обеспечение реализации программы
Для успешной реализации образовательного процесса необходимо сотрудничество со следующими специалистами:
-педагог-психолог (с опытом работы), педагог-логопед.
«Грамотейка»
Пояснительная записка
Образовательный блок «Грамотейка» решает задачи практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Содержание блока направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
При подготовке к изучению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями. Учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения. Составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы.
Основное внимание в этот период следует уделить развитию фонематического слуха. Начинать подготовительную работу лучше не с букв, а со звуков русского языка. Этого требует природа нашего языка, отображающего звуковой состав русской речи. Очень важно сформировать у ребенка умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, определять место звука в слове, последовательно интонировать все звуки слова, отрабатывать четкую артикуляцию. На чувственной основе научить различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные.
У ребенка, владеющего навыком звукового анализа, воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов, не наблюдается искажения слов, пропусков и перестановок букв при чтении и письме. Кроме того, формируется интерес к языку и идет психическое развитие детей.
Используя эту программу, педагог сможет активизировать мыслительную деятельность детей, обогатить их словарный запас, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.
Предлагаемый курс развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Цель и задачи программы Цель: создание условий для повышения уровня готовности обучающихся к дальнейшему обучению посредством занятий по обучению грамоте, через развитие у детей фонематического слуха. Задачи: Образовательные:
- расширить запас знаний, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
- обогащать словарь детей, совершенствовать речь как средство общения;
- научить говорить перед группой, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях;
- расширять и уточнять представления детей об окружающей среде. Развивающие:
-стимулировать развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.;
- развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове;
- развивать художественно- образное и логическое мышление, воспитывать речевую культуру -общения как неотъемлемую часть общей культуры человека;
отрабатывать интонационную выразительность речи; Воспитательные:
- воспитывать положительное отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, воспитание чувства собственного достоинства;
- вырабатывать умения целенаправленно владеть волевыми усилия¬ми, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрос¬лыми, видеть себя глазами окружающих;
- формировать умения разрешать конфликты, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Таким образом, целостный курс занятий поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе.
Содержание программы
Темы 1-16
Речевое общение.
Теория. Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет.
Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи.
Развитие речи
Осенние, зимние, весенние, летние странички. Составление связного рассказа по иллюстрациям, разучивание стихотворение, словесное рисование.
Практика. Раскрашивание предметов, написание наклонных прямых линий (коротких и длинных)
Темы 17-32
Подготовка к чтению.
Теория. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Практика. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова.
Слово, слог-слияние. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Использование графических опор-схем для звукового анализа слов.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные гласные. Слого - звуковой анализ слов. Буквы как значки звуков.
Моделирование слов.
Интонирование.
Различие звуков на чувственной основе.
Подготовка к письму.
Теория. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки.
Практика. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.
Рисование декоративных узоров разных форм.
Темы 33-35
Изучение произведений русского фольклора (потешки, загадки, скороговорки, сказки).
Планируемые результаты Обучающиеся должны знать:
- знать гласные и согласные буквы и звуки;
- правила деления предложения и слова на части;
- правила постановки ударения;
- элементарные гигиенические правила; Обучающиеся должны уметь:
-правильно произносить все звуки;
-отчетливо и ясно произносить слова;
-выделять из слов звуки;
-находить слова с определенным звуком;
-определять место звука в слове;
-составлять предложения по заданной теме;
-определять ударный слог;
-делить слово на слоги;
-составлять небольшие рассказы по картине, серии картин;
-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию);
-выразительно, в собственной манере прочесть наизусть стихотворение;
-в общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости;
-ориентироваться на странице тетради;
-писать основные элементы букв.
«Мир, в котором я живу»
Пояснительная записка
Данный блок позволит расширить и систематизировать круг знаний детей об окружающем мире, показать связь живой и неживой природы, роли человека и ребенка в мире, содействовать воспитанию и развитию личностных качеств дошкольника.
Блок дает возможность развивать познавательные способности детей, все виды речевой деятельности. Познавательный интерес - это стремление к узнаванию нового.
На занятиях дети приобретают новые знания о природе и расширяют кругозор; они учатся анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать. Дошкольники участвуют в диалоге, учатся объяснять и делать выводы, расширяют пассивный и активный словарь.
Цель: Формирование у дошкольников общей картины мира через познание явлений, предметов природы (живой и неживой).
Содержание программы «Мир, в котором я живу» призвано решать главную задачу — разностороннее формирование личности ребенка.
Задачи программы: Образовательные:
-формировать обобщенные представления о явлениях природы на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов;
-расширять представления детей о родном крае;
дать представление о растительном и животном мире материков;
-помогать ребенку свободно ориентироваться в окружающем мире;
- знакомить с правилами дорожного движения. Развивающие:
-развивать познавательную и речевую активность, доброжелательное отношение к окружающим людям;
-развивать умение наблюдать за сезонными явлениями в природе. Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе;
-воспитывать основы экологического сознания (не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветам, кустарникам, деревьям, животным, птицам, насекомым);
-воспитывать у дошкольников бережное отношение к своему здоровью, необходимость заниматься физкультурой и спортом;
-воспитывать уважительное отношение к символам государства.
Содержание учебного плана
1.Звездное небо. Солнце и Луна.
- Земля - планета солнечной системы;
- Солнце - источник тепла и света. Луна – спутник Земли. Кто такие космонавты.
- Земля - наш общий дом. Как важно жить в мире.
2.Явления природы. Радуга. Народные приметы.
-Связь народного фольклора с явлениями природы. Народные приметы.
3. Как узнать растения? Части растения.
- Учимся беречь природу.
-Части растений (лист, стебель, цветок, плод), значение каждой части у растения.
4. Травянистые растения. Кустарники. Деревья.
- Деревья, кустарники, травы; их особенности, названия; гербарий; экскурсия в осенний парк.
5. Декоративные растения.
Особенности, уход за комнатными растениями.
6.Овощи. Фрукты
-Отличительные особенности овоще и фруктов, творческая работа (фруктовая ваза, доска с овощами)
7.Плодовые деревья.
-Название, место произрастания, представление о местных кустарниках.
8.Плодовые деревья и кустарники.
- дикорастущие и культурные растения;
- представления о местных растениях; тайны растений.
9.Съедобные и ядовитые растения.
- Наименование ядовитых ягод, их особенности и внешний вид.
Правила безопасного поведения в лесу, сбора ягод.
10. Мхи и папоротники
-Особенности мхов и папоротников. Виды , места произрастания.
11. Природа родного края. Экскурсия. (интерактивная)
12. Съедобные и несъдобные грибы
- Грибы – это не растения. Особенности внешнего вида и наименования ядовитых грибов.
Правила сбора грибов.
13.Наши друзья – животные. Отличия растений и животных
-Понятие об особенностях животных и растений. Сравнительный анализ.
14.Части тела и особенности разновидностей животных: рыбы, птицы, звери, насекомые.
-Отличия разных групп животных. Чем покрыто тело, особенности частей тела.
Видовое разнообразие различных групп животных
15. Разнообразие насекомых. Бабочки
-Чем насекомые отличаются от других животных. Разнообразие бабочек. Практическая работа.
16. Птицы. Домашние и дикие.
-Как человек заботится о домашних птицах. Покормите птиц зимой. Различия домашних и диких птиц. Видовое разноообразие птиц
17.Рыбы. Аквариумные рыбки. Речные, морские рыбы.
Видовое разнообразие рыб. Особенности обитания.
18.Наши верные друзья . Породы собак.
- Как собака помогает человеку. Собаки-помощники.
19. Домашние животные.
Виды домашних животных. Для чего человеку нужны домашние животные.
- кто такие домашние питомцы; правила ухода за домашними животными;
человек в ответе за тех, кого приручил
20. Кто, где живет
Дикие и домашние животные, особенности внешнего вида, образа жизни, какие устраивают жилища, как передвигаются, чем питаются, как зимуют
21.Правила дорожного движения – наши верные друзья
-Участники дорожного движения, виды пешеходных переходов, светофор и его сигналы,
-Дорога. Правила перехода дороги. Дорожные знаки. Виды транспорта.
-Маршрутные транспортные средства. Мы пассажиры. Безопасность пассажиров.
-Безопасные места для детских игр.
22.Правила поведения в социальной среде. Личная безопасность.
-Пожарная безопасность.
-Безопасность на водных объектах.
- Правила безопасности жизнедеятельности: поведения в социальной среде, пожарная безопасность, безопасность на водных объектах.
22.Времена года. Весна. Лето. Осень. Зима
- взаимосвязь живой и неживой природы;
- представления о временах года;
- признаки времен года;
- смена времен года;
- сезонные изменения в природе;
- цикличность изменения времен года; загадки о временах года.
Планируемые результаты Обучающиеся должны знать:
- знать, что понятие «природа» включает в себя живую (растения, животные, в том числе и люди) и неживую природу (воздух, вода, почва, минералы, солнечная энергия);
- знать, что в сезонной жизни растений и животных происходят изменения;
- знать времена года, месяцы, дни недели, устанавливать их последовательность;
- объяснять, почему человек должен беречь природу; к чему ведет небрежное отношение к ней;
- знать названия травянистых растений, лекарственных растений;
- знать названия планет (Земля, Луна, Солнце);
- знать названия домашних и диких животных;
- знать особенности групп животных: звери, насекомые, рыбы, птицы.
- разновидности групп животных;
- знать и уметь различать овощи и фрукты;
- фрукты тропических стран и, произрастающие на территории нашего климатического пояса;
- правила дорожного движения;
- обязанности пешехода и пассажира;
- предупредительные сигналы, подаваемые водителем;
- средства регулирования дорожного движения (светофор, разметка);
- правила безопасного поведения на водных объектах;
- правила поведения в общественных местах;
- правила пожарной безопасности. Обучающиеся должны уметь:
- уметь ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
- уметь соблюдать правила личной гигиены, основы здорового образа жизни;
- уметь распознавать растения: травянистые, кустарники, деревья;
- уметь распознавать по признакам группы животных;
- уметь группировать по признакам овощи и фрукты;
- распознавать информационно-указательные знаки: пешеходный переход, место остановки автобуса или (и) троллейбуса;
- распознавать предупреждающие знаки: дети.
- распознавать запрещающие знаки: движение пешеходов запрещено, движение на велосипедах запрещено;
- распознавать информационно-предписывающие знаки: пешеходная дорожка;
- правильно ориентироваться во время эвакуации при возникновении опасности;
- иметь навык правильного безопасного поведения с незнакомыми людьми.
Формы аттестации и контроля
Индивидуальные достижения обучающихся фиксируются. В ходе обучения педагоги проводят самостоятельные работы, результаты которых доводят до сведения родителей.
Контроль за выполнением учебных программ проводится в форме открытых занятий, собеседования, контрольных заданий, творческих отчетов, игр, путешествий, соревнований.
ФОРМА ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Результатом освоения образовательной программы должно стать достижение детей готовности к школе, т.е. необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Периодичность мониторинга достижения детьми планируемых результатов – 2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводящих к переутомлению детей.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. В связи с чем, мониторинг включает в себя 2 компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогом, ведущим занятия с дошкольниками. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения дошкольника в усвоении образовательной программы. Проведение мониторинга предполагает:
- наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в группе;
- анализ продуктов детской деятельности;
- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг детского развития проводится педагогом - психологом и включает в себя оценку физического развития, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Его основная задача - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, определить его «зону ближайшего развития» и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия детского потенциала.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения за ребенком и бесед с ним, критериальных диагностических методик и тестовых методов. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. На основании проведенных оценок составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория его развития.
Формы контроля
Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса.
Для проверки знаний, умений и навыков в объединении используются следующие виды контроля:
Входной, направленный на выявление требуемых на начало обучения знаний, умений и навыков. Дает информацию об уровне подготовки учащихся. Для этого вида контроля используются методы:
- письменные;
- игра
Текущий, направленный на проверку усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях. Могут использоваться методы:
- устные (фронтальный опрос, беседа)
- письменные
- индивидуальные
- наблюдения
Тематический. Осуществляется по мере прохождения темы, раздела. Имеет целью систематизацию знаний. Используются следующие методы:
- практические
- индивидуальные и фронтальные
- комбинированные
Итоговый. Проводится по результатам каждого полугодия, всего учебного года.
Это могут быть выставки, контрольные задания, викторины и др.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:
- индивидуальный характер;
- систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения;
- разнообразие форм проведения;
- всесторонность (теория, практика)
- дифференцированный подход.
Оценочные материалы
Оценка результатов по программе
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит психолог.
При зачислении ребёнка на программу проводится первый входной мониторинг готовности.
Целью входного мониторинга является выявление имеющихся знаний, практических навыков ребёнка на данном этапе развития.
1. Формы мониторинга готовности (образовательная область «Цифроград»): собеседование, задания на выявление имеющихся практических навыков. (Приложение 1)
2. компетенции, которыми должен владеть обучающийся:
- знать счет в пределах 10;
- знать и называть основные цвета;
- уметь держать карандаш;
- различать и рисовать простые геометрические фигуры;
- знать и называть основные цвета;
1. Формы мониторинга готовности (образовательная область «Грамотейка»): собеседование, задания на выявление имеющихся практических навыков. (Приложение 1)
2. компетенции, которыми должен владеть обучающийся:
- правильно произносить большую часть звуков;
- знать и называть основные цвета;
- уметь держать карандаш;
- рисовать простейшие предметы;
- составлять простые предложения;
- различать звуки.
1. Формы мониторинга готовности (образовательная область «Мир, в котором я живу»): собеседование, задания на выявление имеющихся практических навыков. (Приложение 1- Входной мониторинг)
2. компетенции, которыми должен владеть обучающийся:
- правильно произносить большую часть звуков;
- знать и называть основные цвета;
- уметь держать карандаш;
- рисовать простейшие предметы,
- знать название времен года;
- знать названия животных;
- знать название деревьев, цветов;
- уметь называть и отличать фрукты и овощи.
Для обучающихся 5-6 лет мониторинг включает анализ имеющихся навыков и умений ребенка в различных областях: знание цветов, устный счет предметов в пределах 10, умение держать карандаш, слышать и различать звуки речи и др.
Результаты мониторинга готовности к освоению программы вносятся в таблицу.
Данные заносятся с помощью знаков «+» или «-», что означает, проявляется этот компонент или нет.
Результаты мониторинга помогают спланировать дальнейшую работу по возможной корректировке содержания программы, а также мероприятия по разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Входной мониторинг даёт объективную информацию, позволяющую определить степень готовности ребёнка к обучению по данной программе.
Периодичность мониторинга достижения детьми планируемых результатов – 2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводящих к переутомлению детей.
Уровень освоения программного материала за 1 полугодие определяется по результатам наблюдений педагога в ходе игры-путешествия «Загадки и вопросы Дедушки Мороза» (Приложение 2 – Мониторинг за 1 полугодие), включающей задания на развитие мыслительных процессов, а также приобретенных в ходе освоения программы умений и навыков в различных образовательных областях.
В программе предусмотрена шкала оценки результатов:
Минимальный уровень - обучающийся не выполнил образовательную программу, не регулярно посещал занятия.
Базовый уровень - обучающийся стабильно занимается, регулярно посещает занятия, выполняет образовательную программу.
Высокий уровень - обучающийся проявляет устойчивый интерес к занятиям, показывает положительную динамику развития способностей, проявляет инициативу и творчество.
Данная система оценки качества и эффективности деятельности участников образовательного процесса позволяет сравнивать ожидаемый и конечный результат образовательной деятельности.
Уровень освоения программного материала за год определяется по результатам мониторинга образовательного процесса. По результатам выполнения заданий по образовательным областям «Цифроград», «Грамотейка», «Мир, в котором я живу» (Приложение 3 - Мониторинг за год) оформляется карта уровня освоения программного материала ребенком.
Данные заносятся с помощью знаков «+» или «-», что означает, проявляется этот компонент качества или нет. В итоге подсчитывается количество знаков «+» и «-» и выводится уровневый показатель.
«Высокий» уровень ставится в случае, если все компоненты качества отмечены знаком «+».
«Средний уровень» – когда большинство компонентов отмечены знаком «+».
«Низкий уровень» – когда большинство компонентов отмечены знаком «-».
Результаты вносятся в протоколы аттестации.
Список литературы
1. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? - М.; Просвещение, 1991.
2. Богатырева А.Н., Бредихина Л.Д., Дубкова В.К., Кошкина Э.Е., Оловаренко Л.В., Перминова Л.Я., Семененко Л.А. Программа и методические рекомендации по подготовке детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, к поступлению в 1 класс. - Курск; Изд-во Курского ИПКиПРО, 1995.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1991.
4. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли Ваш ребенок к школе, М., Просвещение, 1992.
5. Гаврина С.Е. Готовим руку к письму. - М., Просвещение, 2000.
6. Гаврина С.Е. Готовим руку к письму. - М., Просвещение, 2000.
7. Доман Г. иД. Как обучить ребенка математике \ Пер. с англ. - М., Аквариум, 1998.
8. Доронова Т.Н. и др. На пороге школы. - М., Просвещение, 2002.
9. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - Ярославль. Академия развития, 1997.
10. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М., Просвещение, 1985.
11. Почемучка. М., Педагогика 1991.
12. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М., "Родничок", 1999.
13. Семененко Л.А. Подготовка детей к школе. Курск, Изд-во Курского ИПКиПРО, 2004.
14. Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе. М., ЭКСМО. 2010.
15. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М., ЭКСМО. 2010.
16. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. - М., АСТ Апрель , 1006.
17. Цукерман П.Б., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. - Томск; Пеленг, 1992.
18. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности. М., "Владос". 2002.
Дополнительная литература
19. Журналы "Вестник образования" № 2/02, № 3, 24/04.
20. Журналы "Завуч начальной школы" № 4/07, № 1,8/08, № 1/101.
21. Интернет ресурс.
Скачать Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» социально-педагогической направленности