Программа "Занимательная логика" для дошкольников 4-5 лет
Программа для детей среднего дошкольного возраста "Занимательная логика"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Занимательная логика» относится к социально-педагогической направленности, уровень освоения – ознакомительный. Актуальность программы.
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.
Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.
Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме. За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.
Программа предназначена для работы с детьми 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.
Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения. Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей и интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания. Задачи программы. Обучающие:
1. Познакомить детей с общими математическими понятиями.
2. Формировать математические представления о числах.
3. Формировать пространственно-временные отношения.
4. Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами.
5. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
6. Обучать детей находить нужную фигуру по заданным признакам. Развивающие:
1. Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
2. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
3. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
4. Развивать память: аудиальную, визуальную, моторную, кратковременную, долговременную и ассоциативную. Воспитательные:
1. Вырабатывать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
2. Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу.
3. Вырабатывать умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
4. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д. Возраст учащихся: 4-5 лет . Срок реализации программы: 1 года. Количество часов по годам обучения: 1 год обучения – 36 часов. Формы и режим занятий. Форма обучения – очная, групповая. Режим занятий –занятия проводятся 3 раза в неделю по 20 минут. Планируемые результаты реализации программы.
Предметные результаты.
Умение выполнять практические действия: сравнение, счет, вычисление, измерение, классификация, преобразование.
Создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
Умение сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий.
Личностные результаты.
Использование полученных знания в быту, игре, конструировании и других видах деятельности;
Проявление интереса к математическим знаниям.
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить .
Воспитание у детей чувства солидарности, поддержки и сотрудничества в совместной деятельности. Метапредметные результаты.
Умение самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Содержание учебного плана
1. Подготовка к формированию пространственно-временным представлений. Теория. Формирование пространственных отношений: на — над — под, слева — справа - посередине, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др. Ориентировка в пространстве с помощью элементарного плана. Временные отношения: раньше — позже, вчера — сегодня — завтра. Установление последовательности событий. Практика. Упражнять в определении местоположения предметов относительно друг- друга и относительно себя , продвижении в определённом направлении, ориентировка на листе бумаги, словесные игры: «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Расставь по порядку», «Калейдоскоп» и другие. 2. Подготовка к изучению чисел 1-8 (1-10). Теория. Образование последующего числа путем прибавления единицы. Формирование представлений о сохранении количества. Количественный и порядковый счет от 1 до 8 (от 1 до 10).Знакомство с наглядным изображением чисел 1—8 (1-10), формирование умения соотносить цифру с количеством. Практика. Считать в пределах 8 (10), пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).Писать цифры по точкам. Соотносить цифры с количеством предметов. Понимать отношения между числами в пределах 8 (10). Дидактические игры типа: «Магазин», «Волшебный мешочек», «Угадай сколько?» и другие. 3. Знакомство с геометрическими фигурами. Теория. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб. Практика. Сравнение, анализ и классификация предметов по форме, нахождение геометрических форм в предметах окружающей обстановки, преобразование фигур, дидактические игры «Покажи фигуру»; «На что похоже?»; «Геометрическое лото»; «Ритм»; «Что лишнее?» и другие. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Контроль предметных результатов. Входной контроль. Диагностика развития памяти, внимания, воображения и логического мышления. Текущий контроль. Наблюдение, усложнение задач по мере освоения предложенного учебного материала. Промежуточный контроль. Промежуточные контрольные занятия. Итоговый контроль. Всестороннее развитие, формирование умственных способностей и творческой активности.
Система оценивания предметных результатов.
-Умеет в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 3, 4 предметов, находить «лишний» предмет.
-Умеет считать в пределах 8 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
-Знает направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево).
-Уметь показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого и живого объекта.
- Знает называние частей суток.
- Умеет объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
- Умеет находить части целого и целое по известным числам.
- Умеет сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
- Умеет в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
- Умеет называть 3-4 свойства предмета.
- Умеет Называть отрицание свойств.
- Умеет логически действовать и оперировать.
- Умеет различать, сравнивать, классифицировать, обобщать свойства предмета по нескольким признакам.
Система оценивания личностных результатов.
- Владеет активной речью, включен в общение, участвует в диалоге.
- Легко усваивает правила и активно участвует в согласованной игре.
- Стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях.
- Проявляет интерес к совместному творчеству, к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение программы.
Результат реализации программы «Занимательная логика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.
Инструменты и приспособления: рабочие тетради, цветные карандаши, клей, листы бумаги, демонстрационный и раздаточный материал по Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., Л.И Сорокиной; фланелеграф или магнитная доска.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованной литературы.
1. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации «Игралочка» Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.
2. «Игралочка». Математика для детей 4-5 лет. Часть 2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.
3. Программа реализации преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. Авторы: Р.А.Должиков, Г.М.Федосимов, Н.Н.Кулинич, И.П.Ищенко
4. Интеллектуальное развитие детей Сорокина Л.И.
Список CD DVD – материалов.
1. Сорокина Л.И.. «Интеллектуальное развитие детей.
Интернет-ресурсы.
Сайт ped-kopilka.ru
Скачать Программа для детей среднего дошкольного возраста "Занимательная логика"