Передовые образовательные практики как фактор реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей дошкольного возраста
Передовыми образовательными практиками принято считать специально организованную работу по разработке новых средств, условий, содержания и механизмов образовательной деятельности, характеризующихся направленностью на развитие, и включают реально осуществимые нововведения.
Инновации в образовании представляют собой комплекс из нескольких составляющих.
Во-первых, современное содержание, предполагающее скорее развитие компетенций, чем освоение предметных знаний. Это содержание должно быть представлено в виде мультимедийных учебных материалов, передаваемых при помощи современных средств коммуникации.
Во-вторых, современные методы обучения – активные методы формирования компетенций, вовлечения обучающихся в образовательный процесс.
В-третьих, это современная инфраструктура обучения, позволяющая эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
Таким образом, сегодня мы говорим не просто о современных образовательных технологиях, а скорее обо всем комплексе условий реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ детских объединений, введении новых средств обучения, через которые педагог совершенствует процесс усвоения материала.
Жизнь не стоит на месте, становится все более сложной и разнообразной. Она требует зачастую неординарности мышления, быстрой ориентировки в меняющемся мире и, конечно, творческого подхода к решению различных задач.
Поэтому перед родителями и педагогами стоит задача, чтобы ребенок вырос не только здоровым, но и инициативным, способным на успешную социализацию.
Следовательно,
организации дополнительного образования призваны ставить и решать задачи по:
- обеспечению разнообразия и вариативности содержания программ и организации дошкольного образования;
- возможности разработки и внедрения программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и будущих школьников;
- развитию самостоятельности, интеллекта, инициативности,
- формированию предпосылок для успешной учебной деятельности.
Одним из средств активизации познавательной деятельности и творческого потенциала обучающихся объединений предшкольной подготовки является в настоящее время
использование ИКТ – технологий.
Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в форме мультимедийных и интерактивных моделей, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Так занятия «Математика с элементами логики» и «Обучение грамоте» по темам проводятся с использованием интерактивной доски. Дети в восторге от таких занятий, ведь они становятся участниками чудесных превращений. Здесь, по их желанию и с помощью волшебного фломастера оживают и меняются геометрические фигуры; появляются и исчезают целые предложения. Так на занятии по теме: «Буква И, Звук /И/» дети, используя возможности интерактивной доски могут проиллюстрировать процесс возникновения изучаемой буквы, рисуя, изменяя, добавляя элементы, сравнивая с классическим образцом.
Также на занятиях с дошколятами используются возможности обучающей интерактивной программы «Умный ребенок». Занятия обучения грамоте сопровождаются заданиями «Волшебные краски», которые не только знакомят детей с героями сказок, но и способствуют развитию цветовых представлений, мыслительных процессов.
Совершенствованию работы по формированию навыка чтения, развитию орфографической зоркости помогают задания «Собери слова», «Буквоед», «Кто это» и другие.
На занятиях математики продуктивным является
использование заданий «Зеркальце» - способствующие формированию пространственных представлений, логического мышления, а также «Космодром» по формированию навыка счета, так как применение интерактивного стола мобильно и позволяет одновременно включать в работу всех детей.
Программа «Умный ребёнок» большое подспорье также в решении задач развития мыслительных процессов: анализа, синтеза, внимания и др. Этому способствует использование на занятиях заданий «Собери предметы по назначению», «Что с чего началось?».
Развивать в детях любознательность, стремление к познанию, открытию помогает
детская цифровая лаборатория «Наураща в стране Наурандии».
Работа с лабораторией позволяет учитывать стремительные изменения окружающей предметной среды ребенка, которая становится все более насыщенной разного рода электронными приборами.
Особенность «Наураши» является ее универсальность. Она может использоваться как отдельная образовательная программа, помогающая рассказать ребенку, что такое свет, звук, температура, сила, электрический ток.
Также в зависимости от возможностей педагога, поставленных задач модули используются в различных образовательных областях.
Одной из таких образовательных областей является «Окружающий мир». Приоритетной задачей является развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных дисциплин в школе.
В ходе исследований ребенку предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, или как самому вести себя, чтобы сделать его комфортнее.
Так знакомя детей с правилами укрепления и сохранения здоровья при помощи лабораторного модуля «Кислотность» дети узнают опытным путем, что напиток, в котором содержится наибольшее количество кислоты – это кока-кола, а следовательно она вредна для желудка человека.
Изучая тему «Свойства и состояния воды, а также свойства слега и льда», цифровая лаборатория помогает детям определить температуру воздуха, воды, тела человека.
Модули лаборатории полезны в решении практических задач с помощью наблюдений, измерений, сравнения, помогают обогатить жизненный опыт детей.
В зависимости от условий проведения и уровня подготовки детей работа с лабораторией, а именно модуль «Температура», используется при изучении темы «Звуки речи» образовательной области «Обучение грамоте».
Проводя опыты со звуком, ребята в игровой форме сначала узнают, что такое звук, какие бываю звуки (шумовые, музыкальные и др.), после этого педагог подводит их к изучению звуков речи.
Кроме того, работая в лаборатории в группах, в парах, дети учатся взаимодействовать друг с другом, слушать мнение других и отстаивать свое.
Таким образом, современные образовательные практики позволяют формировать у детей умение учиться, помогают решать одну из важнейших задач, которую ставит ФГОС перед школой.
Используемые средства, технологии решают задачи общего развития будущего первоклассника, его социальных, физических, и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Рекомендуем посмотреть:
Функции информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании
Требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании
Средства информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании
Средства информационно-коммуникационных технологий в практике работы педагога дополнительного образо