Проект в дополнительном образовании «Современная цифровая образовательная среда»
Проект «Современная цифровая образовательная среда – ресурс качественного образования, в рамках реализации программ Школы раннего развития»
Наименование проекта: Современная цифровая образовательная среда – ресурс качественного образования, в рамках реализации программ Школы раннего развития Тематика проекта: Цифровая образовательная среда Направление инновационной деятельности: инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования новых механизмов, обеспечивающих современной и безопасной цифровой образовательной средой, а также высокое качество и доступность образования
Цель инновационного образовательного проекта: Создание комплекса условий для обеспечения доступного и качественного дополнительного образования в рамках реализации программ школы раннего развития посредством развития цифрового образовательного пространства для всех субъектов образовательной деятельности
Задачи инновационного образовательного проекта:
1. Создание доступной образовательной среды с применением ИКТ-технологий, интерактивных методик и оборудования, способствующих развитию индивидуальных способностей каждого обучающегося.
2. Создание доступного информационного ресурса для всех субъектов образовательной деятельности.
3. Повышение компетентности педагогических кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий.
4. Внедрение дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих обучение сотрудников, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
Основная идея инновационного образовательного проекта: Проект направлен на создание возможностей для получение доступного, безопасного и качественного образования всеми субъектами образовательной деятельности с использование современных информационных технологий
Срок реализации: 2 года. Старт – сентябрь 2019 г.
Обоснование актуальности инновационного образовательного проекта
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний, впечатлений.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Организация современной цифровой среды в учреждениях дополнительного образования, реализующих программы предшкольной подготовки детей способствует реализации ключевых принципов, целей и задач которые ставит страна перед современным образованием. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность.
Таким образом, актуальность реализации проекта обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.
Одной из задач дошкольной образовательной организации является создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить с применением современных компьютерных технологий, что также способствует повышению уровня конкурентоспособности образовательных организаций.
Идея проекта «Современная цифровая образовательная среда – ресурс качественного образования, в рамках реализации программ школы раннего развития» обусловлена приоритетными направлениями развития образования Российской Федерации соответствует целям и задачам государственной политики, дающих право на осуществление образовательной деятельности с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. В основу инновационного проекта заложены целевые ориентиры Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» направленные на создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров. Согласно требованиям Профессионального стандарта «Педагога» педагогические работники должны владеть новыми профессиональными компетенциями, в том числе для работы в цифровой образовательной среде. На базе Центра создана ресурсная база необходимая для реализации инновационной деятельности по теме проекта. Коллектив учреждения имеет опыт практической деятельности по заявленной теме.
Данный проект - это актуальное, значимое и востребованное направление работы образовательных организаций.
Новизна, инновационность предлагаемых решений
На базе Центра создана ресурсная база необходимая для реализации инновационной деятельности, которая даст возможность:
- использовать инновационные образовательные продукты и услуги в образовательном пространстве учреждения (активный электронный учебник, электронные образовательные программы и т.д.);
- задействовать результаты работы наиболее профессиональных педагогов в образовательной деятельности (использование образовательных программ с применением электронного обучения);
- внедрить информационные технологии в образовательную деятельность;
- расширить поле выбора родителей и педагогов на свободный доступ к различным комплексам и формам предоставления информации с использованием альтернативных современных обучающих программ.
Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта
1. Целевая аудитория: дети 5 -7 лет, посещающие и не посещающие детский сад.
Область практического применения: осуществление дифференцированного подхода к воспитанию и развитию, расширение сферы самореализации и самовыражения, открывает дополнительные возможности для умственного развития ребенка.
2. Целевая аудитория: родители (законные представители детей), посещающих детский сад; родители (законные представители детей), не посещающих детский сад.
Область практического применения: специально созданная информационно-образовательная среда, система дополнительного образования, открытый доступ к информации о деятельности Центра, предоставлена возможность
формировать образовательный спрос, оказывать влияние на развитие учреждения и качество образования, повышение уровня компетентности в области применения ИКТ-технологий.
3. Целевая аудитория: педагоги - специалисты (ПДО, учителя-логопеды).
Область практического применения: повышение уровня компетентности в области применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
4. Целевая аудитория: образовательные учреждения.
Область применения: создание на базе Центра развивающей предметно-пространственной среды с использованием современного интерактивного
оборудования.
5. Целевая аудитория: система образования.
Область применения: повышения качества образования, стимулирование инновации в сфере образования.
Основные фазы жизненного цикла проекта
1 фаза. Инициация проекта
2 фаза. Разработка проекта
3 фаза. Реализация проекта (дорожная карта)
4 фаза. Завершение проекта
Необходимое ресурсное обеспечение Материально-техническое: видеоаппаратура, оргтехника, цифровая панель, электронная образовательная программа «Умный ребёнок», электронная интерактивная лаборатория «Наураша». Информационно-методическое: ресурсы Интернет-сети, электронные образовательные ресурсы. Кадровое: педагогические работники ОБУДО «ОЦРТДиЮ» Нормативно-правовое: план работы социально-педагогического отдела.
Технология реализации инновационного проекта
1. Формирование мотивации субъектов образовательного проекта.
2. Формирование теоретико-методологической компетенции участников образовательного проекта.
3. Оценка результативности реализации образовательного проекта и удовлетворённости участников результатами.
Результаты реализации инновационного проекта:
— создана современная цифровая образовательная среда;
— развивающая среда оснащена цифровыми образовательными ресурсами;
— организовано взаимодействие педагогов в работе с использованием информационных и коммуникационных технологий;
— создан банк компьютерных обучающих программ, электронных образовательных ресурсов;
— повышено качества образования через активное внедрение информационных технологий в образовательную деятельность;
— повышена квалификации педагогического коллектива в области использования ИКТ;
— реализация педагогами информационных и коммуникационных технологий стала системным, целенаправленным, ежедневным и осознанным процессом;
— осуществляется трансляция опыта работы среди образовательных учреждений города, области;
— распространены качественные информационные ресурсы и программные продукты для эффективного развития и использования информационных технологий в образовании;
— обновлен раздел «Организационно-педагогические условия реализации программы» в образовательной программе;
— выросла мотивация педагогов к реализации в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий,
— выросло участие педагогов в выставках методической продукции; городских, областных конференциях и семинарах, профессиональных конкурсах и др.;
— организованы на базе учреждения практические мероприятия для родителей и педагогической общественности с показом непосредственно образовательной деятельности.
Субъекты реализации проекта Субъектами реализации проекта выступают:
педагоги дополнительного образования объединений предшкольной подготовки, деятельность которых направлена на решение поставленных задач.
В качестве субъектов реализации проекта также рассматриваются обучающиеся объединений.
Сотрудничество
В ходе реализации проекта предполагается сотрудничество с педагогами отделов Центра.
Результативность реализации проекта
В процессе использования образовательного проекта ожидаются следующие результаты:
Теоретической и практической значимостью проекта (продуктная оформленность) можно считать следующее:
будет создан банк электронных образовательных ресурсов качественного образования, в рамках реализации программы «Знайка» Школы раннего развития который может использовать каждый педагог, работающий по программам ШРР.
Востребованность инновационного образовательного продукта
Эти материалы смогут применять педагоги дополнительного образования, учреждения дополнительного образования.
Скачать Проект «Современная цифровая образовательная среда – ресурс качественного образования, в рамках реализации программ Школы раннего развития»