Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Модель организации работы органов самоуправления в детском коллективе начальной школы

Из опыта работы учителя начальной школы.
Авторскую работу подготовила: Клычкова Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов
Материал статьи по воспитательной работе могут быть использован учителями и классными руководителями при работе над созданием ученического самоуправления в детском коллективе.
Возрастная группа – обучающиеся начальных классов, средний и старший школьный возраст.
Данная схема самоуправления мною используется в воспитательной работе.


Эпиграфом к своей работе я взяла слова Томаса Саса:"Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью."
Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.
«Самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Идеи самоуправления применяли П.Ф. Каптерев, А.Я. Герд, Н.В. Рукавишников, Ф.Ф. Резенер и др. Теорию С. разрабатывали: в начале 20 в. - С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, Н.Н. Иорданский, Г.И. Россолимо, И.Г. Розанов, в 20-е гг. - А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, И.В. Ионин, С.М. Ривес, Н.П. Шульман, в 50-80-е гг. - Ф.Ф. Брюховецкий, И.П. Иванов, В.А. Караковский, О.С. Газман, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский и др.» («Педагогический словарь», с.134)
Цель: создание благоприятных условий для представления возможностей реализации активных ученических позиций школьников в достижении общественно - значимых целей.
Задачи:
• привлечь потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся для полноценного выполнения обязанностей в классном коллективе, для самовыражения личности школьника в основных сферах школьной жизни, для творческой деятельности через исследования и проектную деятельность;
• воспитывать умение ранжировать мотивы деятельности на значимые и второстепенные, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и самостоятельно определяют пути решения поставленной проблемы;
• воспитывать чувство ответственности за принятое решение и последствия, здоровую конкуренцию, взаимовыручку;
• создание благоприятного климата в детском коллективе положительно влияющего на способность личности в будущем адаптироваться к изменяющимся в обществе социальным условиям, выработке активной гражданской позиции;
• осуществлять взаимодействие с городскими детскими, юношескими организациями, другими классными коллективами лицея с целью участия в принятии решений, касающихся проблем школьной организации.
С первого дня обучения в детском коллективе действует классное самоуправление. Детское самоуправление – это вид деятельности школьников, отвечающая за отдельные направления деятельности в ученическом коллективе: дежурство, самообслуживание, выполнение функциональных обязанностей, связанных с выполнением тех или иных заданий - поручений, направленных на планирование, контроль, анализ при планировании совместных мероприятий. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской.
Во главе класса стоит президент, избираемый в начале учебного года путём открытого голосования на классном собрании. Актив класса представлен Советом класса. В него входят лидеры секторов. Совет класса планирует и предлагает работу, проверяет выполнение поручений каждой группы. Каждый обучающийся класса в начале учебного года знакомится с перечнем обязанностей, выбирает для себя поручение в соответствии со своими интересами и возможностями. Выполняя различные поручения, обучающиеся чувствуют себя значимыми, нужными, видят возможность проявить себя.
Сектор здоровья проверяет состояние внешнего вида, следит за выполнением общего распорядка дня школы, контролирует режим открытого окна, оказывает помощь в проведении спортивных часов, разработке комплексов утренней зарядки, отвечает за помощь в организации классных и школьных спортивных соревнований.
Сектор культуры осуществляет контроль за культурой общения детей, помогает в организации и проведении культурно-массовых мероприятий в группах и школе, выпускает газету, где отражает итоги жизнедеятельности обучающихся, выпускает тематический журнал "Неугомон" .
Сектор быта следит за бережливым отношением, использованием электроэнергии и воды в школе, помогает дежурным в организации приема пищи в столовой, следит за бережным отношением к школьному имуществу.
Сектор экологии осуществляет уход за комнатные растения, организовывает заботу о птицах, организует смотры кабинетов, организуют участие в акциях экологической направленности.
Сектор учёбы оказывает помощь обучающимся в преодолении неуспеваемости, работает с нарушителями дисциплины, порядка, проверяет состояние учебников, напоминает о посещении библиотеки, помогает в проведении литературных вечеров
Ребята на собрании класса утвердили обязанности каждого обучающегося класса. На классном собрании сектора по пятницам представляют отчеты о проделанной работе за неделю.
Всякая деятельность является для учащегося своего рода упражнением его сил и способностей и, следовательно, вызывает определённое их развитие. Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний: целеполагание, саморегуляция, необходимость в здоровом образе жизни, любознательность, творческое мышление и т.д. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера: гражданская активность, патриотизм, чувство товарищества, взаимовыручка, здоровая конкуренция, сопереживание, сотрудничество и т.д..
Ученики нашего класса создали свод правил, по которым живёт каждый член детского коллектива:
• показывать пример в учебе, труде;
• беречь личностную и школьную собственность;
• соблюдать дисциплину и меры по здоровому образу жизни;
• изучать историю Отечества, края, города - быть патриотом Родины;
• быть активным исследователем;
• быть честным, скромным, чутким и внимательным к одноклассникам, окружающим людям;
• заботиться об авторитете своего класса, проявлять инициативу.
В качестве СМИ выступает:
стенгазета «Новости Смышляриков».
Она выпускается раз в месяц. Редакторами, фотокорреспондентами выступает каждый член детского коллектива. В газете ребята затрагивают вопросы касающиеся жизни классного коллектива: итоги предметных олимпиад; организация и участие в экологических, патриотических акциях; фотоколлаж проведения коллективно-творческих дел, экскурсий.
Существуют постоянные рубрики: четвертные итоги успеваемости и дисциплины, благотворительные акции «Твори добро», познавательная рубрика «А Вы знаете, что …», «Уголок эрудита», «Здоровей-ка», опрос «Самое яркое мероприятие».
Научно-познавательный журнал «Смышлярики»
Журнал – тематический, выходящий раз в квартал. Тематика зависимости от заинтересованности обучающихся:
1 класс:
- «Сказка за руку ведёт» (основная тематика: сказки и сказочные герои),
- «Новогодний хоровод» (основная тематика: новогодние традиции и обычаи народов мира)
- «Кошки» (основная тематика: 1 марта – Международный день кошек).
2 класс:
- «Ай, ой и все- все-все» (основная тематика: междометия в речи человека, красота русского языка, слова паразиты);
- «Космос» (основная тематика: 12 апреля- День космонавтики)
И т.д.
В журнале ребята представляют научные взгляды на интересующие темы и доступно их излагают, демонстрируют исследовательские проекты в рамках темы, пробуют свои силы в поэзии и прозе, составляют кроссворды, викторины, тесты. Часто для составления кроссворды используют готовые ресурсы Интернет, сервисы Web2.0.: «Фабрика кроссвордов» и т.д.
Детский коллектив не может функционировать автономно. Наш ученический коллектив вступает в партнёрские отношения как внутри образовательного учреждения, так и за его пределами.
Внутришкольное содружество:
• совет старшеклассников;
• классные сообщества лицея.
Сотрудничество с городскими организациями:
- Управляющая компания ЖКХ - ДДЮТ
- Дворец Спорта «Волгарь» - музыкальная школа
- Музей «Чаша жизни» - Театр «КОЛЕСО», «Дилижанс»

Функции педагога в процессе организации самоуправления
Совместное планирование внеклассной работы. Педагог планирует мероприятие не за учащихся и без учащихся, а вместе с ними. Вместе, коллективно ищут, обдумывают, планируют коллективно-творческие дела; благотворительные акции; социально-значимые, творческие и научно - исследовательские проекты.
Совместный анализ внеклассной работы. Педагог не за школьников, и не для них, а вместе с ними анализирует, корректирует, оценивает сделанное и извлекают уроки на будущее.
Творческое сотрудничество. В отношениях творческого сотрудничества педагог вместе с воспитанниками ищет новые, в том числе и ему неизвестные решения жизненно важных проблем, требующих выбора. При этом сам педагог выступает в качестве партнёра – вовлечён, увлечен поиском, искренне интересуется наблюдениями и мыслями своих воспитанников.
Таким образом, самоуправление позволяет детям на практике реализовывать свои права, вырабатывать умение в выполнении своих обязанностей, самим стать организаторами определённых участков работы, планировать и анализировать личностный вклад и коллективную деятельность ученического коллектива.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012
2. Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Кожаспиров «Педагогический словарь. Для студентов высших и средних пеагогических учреждений»-М.: akadema. 2003

Рекомендуем посмотреть:

Модель школьного самоуправления в начальной школе Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"

Похожие статьи:

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Участник №92 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Опубликовано: 1662 дня назад (10 апреля 2017)
Просмотров: 1813
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!