Модель самоуправления в начальной школе.
Дорогу осилит идущий
(но надо знать куда иду и зачем?)
Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам коллективной работы, развития их творческих инициатив.
Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, принимая участие в дежурстве, самообслуживании дети организуют остальных на выполнение тех или иных заданий, учатся планировать, контролируют и проверяют друг друга. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской.
Всякая деятельность является своего рода упражнением его сил и способностей и, следовательно, вызывает определённое их развитие. Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера.
Воспитательное значение ученического самоуправления
1.Подготовка учащихся к участию в общественном самоуправлении.
2. Воспитание организаторов.
3. Формирование у детей важнейших нравственных качеств .
Ясно, что решать эту задачу путём только лишь словесного воспитания, путём разъяснений и бесед невозможно: никакие книжки, никакие уговоры и поучения взрослых не заменят ребёнку его непосредственного жизненного опыта, личного участия в общественно-полезной деятельности.
Однако, если в роли организаторов выступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положении организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть и речи о достижении целей ученического самоуправлении
Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребёнком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности
.Не следует, однако думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьёзной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожидаемым. При неправильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие. Непосредственные причины тому могут быть различные, но главная причина здесь одна: ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.
Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развёртывании детского самоуправления является :
1.Умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся.
2.Последовательность действий учителя и учащихся.
3.Долгосрочность программы.
Каковы же основные, характерные черты самоуправления в классе?
Прежде всего, необходимо отметить, что здесь, как и всегда, самоуправление выполняет две основные функции: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя функция
самоуправления класса состоит в руководстве и управлении силами учащихся жизнью классного коллектива, различными видами его деятельности. Это достигается установлением ответственных лиц по разделам работы. Каждый из них находится в положении уполномоченного коллектива, подчиняется активу класса (объединение ответственных за основные участки работы) и общему собранию. Управление внутренней жизнью класса обеспечивается нормальным функционированием классного собрания, разработкой и проведением ими в жизнь плана работы.
Внешняя функция
классного самоуправления состоит в установлении связей данного коллектива с другими первичными коллективами школы, в определении своего места в общешкольном коллективе. Важную роль здесь играет и общешкольное планирование, если оно обеспечивает взаимодействие и контакт в работе классных коллективов. Проводя в жизнь основные задания общешкольного плана, организуя коллектив класса на участие в соревнованиях, конкурсах с другими классами, классное самоуправление предупреждает опасность замыкания первичного коллектива в кругу своих интересов.
Но безусловным условием данной работы должна быть мотивация как учителя так и учащихся.Просто начать данную работу потому что тебе дали указание свыше можно .но она будет менее результативная и более формальная.
На этапе начала работы надо задать себе вопросы :
-Что делать?
-Зачем делать?
-Как делать?
-Каков будет результат?
В моем конкретном случае побудительной причиной стало непростое становление нашего классного коллектива. На это есть ряд объективных причин:
1.Особенности нашей школы(она новосторойка и ее традиции только складываются)
2.Дети в дошкольном возрасте либо посещали разные детские сады и были ранее не знакомы друг с другом или не посещали вовсе.
3.Прибыли из разных местностей.
4.В основном это полные семьи имеющие высшее образование .достаточно высокий культурный уровень и по 1,2 ребенка в семье, поэтому дети чрезмерно «залюблены» и имеют не объективную и завышенную самооценку.
5.Ребята очень активны, в классе несколько лидеров как формальных так и неформальных.
6.Многим ребятам до школы внушалась мысль ,что они лучшие из лучших, а придя в класс они столкнулись с проблемой ,что тут 30 таких же лучших детей- в классе сильно развито соперничество среди детей.
7.Не умеют слушать и слышать друг друга.
8.Большинство ребят хорошо мотивированно на учебу ,имеют высокий уровень интеллекта.
9.Катострофически не хватало времени на перемене для оформления доски ,подготовки к уроку, потому что отвлекалась выдачей стаканов, раздевалкой и другими делами .Возникла необходимость простые дела переадресовать детям( выдача стаканов для питья ,дежурство в раздевалке ,соблюдение порядка в классной библиотечке и т.д.Это не значит что я полностью самоустранилась от выполнения этих дел, но я держу их под незримым контролем.
И я стала думать как это реализовать чтобы ребятам было интересно, они были заняты на переменах ,и это имело перспективу развития.
Задача учителя - способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела. Коллективное подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношение содружества между учителем и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка воспитателя является для детей личностью значимой и способна оказывать воздействие на формирование их оценки и самооценки
Первый класс
Привлечение учащихся к выполнению простейших функций может быть успешным уже начиная со второй четверти (первые два месяца работы уходят на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива). Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу. Главная задача дежурства по классу – выполнение учащимися единых требований, а также систематическую ежедневную уборку классного помещения и подготовка класса к уроку. Дежурят по классу все ученики, обычно по два человека.( к этому мы тоже пришли не по назиданию учителя а опытным путем, решено было что это самый удобный способ дежурства)
В этой работе учитель использует памятку дежурного. Она действует не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. Начиная с ноября детям уже практически не требуется напоминание обязанностей дежурных.
Далее детей читающих можно привлекать к раздаче тетрадей, помогают учителю, собирая тетради для проверки, раздавая индивидуальный дидактический материал и т. д. Всё это они делают по прямым поручениям учителя. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплять не рекомендуется и никакой системы в распределении этих временных обязанностей тоже нет, всё выполняется исключительно по желанию.
Второй класс
В первой четверти второго класса мы продолжаем начатую работу ,и на очередном собрании с детьми приходим к решению что не очень удобно такая организация самоуправления в классе( кто-то несколько раз исполнял одни и те же обязанности а кто-то отсиделся, и ребята при моем участии предлагают четко распределять обязанности и вести график работы. Кроме того, малыши очень ревниво относятся к своим поручениям: каждому хочется быть санитаром и ухаживать за цветами, дежурить по раздевалке, мирить ребят и т. д. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся.
Далее мы обсуждаем с детьми а какие обязанности надо исполнять в нашем классе для того что бы нам удобно и хорошо было быть вместе, так в споре рождается примерный перечень должностей ( в нашем классе их двенадцать, это то что действительно у нас работает, не стали брать пока культмассовый сектор так как пока детям 2 класса пока рано ,нет хоз.сектора так как эти обязанности выполняют дежурные).Смена должностей происходит один раз в две недели или иногда в три,12 человек в работе 17свободны и находятся в положении подчинения. Чтобы все дети прошли по всем обязанностям необходимо примерно 24-30 недель.
Далее весь второй класс мы сменяя друг друга выполняем все обязанности по очереди, это мне необходимо чтобы посмотреть всех ребят в работе на всех должностях и помочь ребятам определиться в последствии с приорететами на третий класс).И чтобы дети подошли к выводу что индивидуальная одиночная работа для коллектива менее эффективна и трудоемка. И в третьем классе в начале года на собрании мы подойдем к выводу что необходимо объединяться в группы по интересам и выполнять свои обязанности более длительный срок ( четверть, полугодие и даже год)Тем самым совершенствуя себя в определенной области .
Опыт показывает, что исключительно важное значение для стимулирования первых шагов школьников в самоуправлении играет атрибутика. Красивые нарукавные повязки, нагрудные бейджики с картинкой, не просто вносят в работу детей элемент игры (что, кстати, важно и само по себе), но и делают гласной работу актива, ставят детей под контроль товарищей, повышают их ответственность за выполнение поручений коллектива.
Четкие разработанные вместе с ребятами обязанности ,которые хранятся на видном месте и каждый кто вновь вступающий в должность не будет испытывать трудностей с их выполнением.
Очевидно, для этого учитель должен вести специальный учёт распределения временных обязанностей своих учеников, чтобы всех в своё время «назначив на должность».(и обязательно в открытом доступе – на стенде)
Структурно -функциональная модель самостоятельной работы класса
Третий класс
И в третьем классе в начале года на собрании мы подойдем к выводу что необходимо объединяться в группы по интересам
Но по какому принципу объединять детей в группы тоже предстоит решить коллективно на собрании. Традиционная система самоорганизации предлагает два
1.Разделить класс на постоянные группы по количеству(звенья, звездочки, города, улицы и т.д). и уже внутри таких сообществ вводить основные обязанности и вести соревновательный элемент между этими коллективами.
2.Либо расширить уже имеющиеся обязанности просто количеством исполнителей ( например группа художников у вас может быть 4 человека, группа цветоводов 5 человек и т д. )Дети определятся со своими интересами во втором классе. И тогда уже внутри этой микрогруппы по интересам они и будут распределять свои обязанности и их исполнять.
3.А можно попробовать и первый и второй вариант ,что бы определиться что будет хорошо для вашего конкретного класса. Например первую четверть -1 вариант, вторую четверть – 2 вариант. А уже третью и четвертую четверть тот вариант который и вам и детям больше подойдет.
Когда оформятся и начнут свою деятельность отдельные группы ребят, целесообразно закрепление на определённый срок ( сначала на не очень длительный) уже известных поручений за группами детей. Новое в работе и коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями.
На этом этапе можно если есть необходимость добавить новые должности ( хозяйственный ,культмассовый сектор, ребята уже в состоянии организовать и с помощью учителя провести внутриклассные праздники и мероприятия) или убрать неэффективные на ваш взгляд.
Добавляется больше работы по самоанализу, работа групп оценивается по определенным критериям( их тоже необходимо разработать вместе с ребятами) и имеет открытый характер, фиксируется на стенде класса.
Может уже появиться совет класса. Положение о совете класса необходимо будет ввести.
Четвертый класс
Самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию - включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они могут входить в состав органов самоуправления общешкольного коллектива. Это могут быть как постоянно действующие группы- например совет школы, так и группы временного состава-агитбригады, дикторы радиолинеек, волонтеры и т.д….)
В классах создаются группы, советы, в которых становятся руководящим ядром ученического актива в классе. Должен уже появиться совет класса. Положение о совете класса необходимо будет ввести.
И для 4-8 классов, и для 9-11 сохраняется общая организация работы актива.
Однако с переходом в старшие классы самоуправление (вместе с учащимися) набирает зрелость.
Результатом данной работы можно считать:
1.В первом классе –дети достаточно быстро прошли адаптационный период, без длительного привыкания приняли правила и требования учителя, школы, класса. Научены качественно дежурить по классу.
2.Во втором классе- уже можно говорить , о развитии самостоятельности в самообслуживании, более осознанного понимания себя как личность общества. Дети учатся взаимодействовать с друг другом, слушать и слышать друг друга, выполнять требования одноклассников. Решать мирным путем конфликтные ситуации( в классе стали редкими драки).Учимся уважать друг друга ,даже если не испытываем симпатии ,учимся быть терпимыми .Но пока еще многие дела делаются под частичным контролем учителя.
3.В третьем классе - я надеюсь что доля самостоятельности увеличится.
Дети станут более инициативными по собственному желанию ,а не по указке учителя.
4.В четвертом классе –будем готовится к взаимодействию с разными учителями ,для того чтобы адаптация в 5 классе при переходе на новую ступень обучения прошла более организованно и без осложнений.
Подводные камни данной работы или риски.
1.Обзательно возьмите на первом собрании с родителей согласие на привлечение детей к работе по самообслуживанию и поинтересуйтесь о противопоказаниях по здоровью для выполнения таких работ.
2.Знакомясь с классом обязательно тактично поинтересуйтесь у родителей нет ли среди них таких людей которым вероисповедание или стиль и образ жизни запрещает например мальчикам брать тряпку в руки. Лучше выяснить это заранее чтобы избежать конфликтных или неловких ситуаций. Если такие найдутся то им в понятной и ненавязчивой форме надо говорить о том что уважать надо и свои традиции и традиции того государства где вы живете, поэтому необходимо себя обслуживать самим.
3.Не забывайте еженедельно подводить итоги работы детей, это может быть качественная словесная характеристика , знаковая система ,смайлики ,цветочки, но это занимает много дополнительного времени чтобы это оформить( у нас это были деревья роста, мы наклеивали на них листики, так мы работали 1 месяц, потом отказались.)
4.Итоги работы и новые назначения лучше проводить на классном часу в пятницу, чтобы к понедельнику дети уже были готовы с самого первого урока работать.
5. Система очень мобильна, подвижна от чего-то отказываемся , что-то добавляем.
6. Интерес к содержанию деятельности - ещё одно из условий, которые определяют успех самостоятельной деятельности детей на первых порах.
Не всегда у детей будет всё получаться, они будут обращаться за помощью, ссориться. Им надо помочь наладить дружную коллективную работу, разрешить конфликт, помириться. Инициативы, желания у ребят всегда много, а опыта, коллективных умений мало.
Практические рекомендации для работы
1.Должны быть четки разработанные критерии для оценивания того или иного вида работы детей.
2.Четко и лаконично составляются должностные обязанности ,так как в этом возрасте дети еще не могут держать в уме большой объём новой информации.
3.Атрибуты должны быть работающими в нашем случае бейджики, и дети в классе наглядно видят к кому обратиться за тем или иным вопросом.
4.Должностные обязанности заламинируйте так как они быстро изнашиваются.
5. Введите систему условных знаков для работы на стенде, так вы избежите большого объёма бумаг перед глазами ребят.
Рекомендуем посмотреть:
Успешность в обучении младших школьников
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели»
Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе
Похожие статьи:
Ученическое самоуправление в начальной школе
Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах
Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника