Конспект занятия с презентацией «Творчество Александра Сергеевича Пушкина», 5 класс
Конспект занятия на тему «Творчество Пушкина»
Цель: пропаганда знаний и привитие у школьников интереса к изучению творчества А.С.Пушкина. 1. Орг. Момент:
- Здравствуйте ребята! Я очень рада Вас видеть! Меня зовут Наталья Сергеевна!
- Ребята, для того что бы узнать тему вам необходимо разгадать кроссорд!
1. Писатель, создающий произведения в стихах.
2. Отношения к окружающему миру, конкретным событиям или людям
3. Столица Молдавии?
4. Столица России?
5. Учебное заведение, или? (как можно по другому сказать)
6. Перерыв в занятиях на праздничное или летнее время? Ответы:
1 ПОЭТ
2 ЧУВСТВА
3 КИШИНЁВ
4 МОСКВА
5 ЛИЦЕЙ
6 КАНИКУЛЫ
- Правильно, тема нашего занятия «Творчество Александра Сергеевича Пушкина».
- Ребята, вы знаете кто такой А С Пушкин? Какие стихи он писал? (ответы детей)
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Сегодня мы познакомимся с его необыкновенным творчеством.
2. Основная часть:
Биография А С Пушкина
А. C. Пушкин родился в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина 6 июня 1799 года. Домашнее образование было бессистемным, но А. Пушкин все же вынес из него безупречное знание французского языка и страсть к чтению. Весной 1811 года отец подал прошение о приеме Александра в Царскосельский Лицей — новое учебное заведение, которое приравнивалось в правах к университетам.
8 января 1815 года лицеисты сдавали экзамен. Незадолго до этого по распоряжению лицейского начальства Пушкину надлежало сочинить стихи ко дню торжественного акта, на котором должны присутствовать «высокие особы». Пушкин назвал свое приветствие «Воспоминания в Царском Селе». Услышав это произведение, Державин, присутствовавший на экзамене, благословил юного поэта.
В 1817 году Пушкин закончил лицей и переехал в Петербург. Его имя известно. Смелые стихи поэта отмечены царем. В мае 1820 года Пушкин отправляется в первую ссылку в Кишенев. Так же он путешествует по Кавказу, Крыму.
В Одессе попадает под надзор графа Воронцова. По доносу графа поэта отправляют в новую ссылку — в Михайловское.
О восстании 14декабря 1825 года поэт узнает в Михайловском. Пушкина вызывают к царю. Вновь столица. Своих симпатий поэт не скрывает. В тяжелую эпоху, последовавшую после восстания декабристов, много пишет. Известно его послание в Сибирь.
Знаменитая Болдинская осень 1830 года. За три месяца создано около 30 стихотворений, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», две последних главы «Евгения Онегина». А в 1931—1933 годы. Пушкин создает серию сказок.
Женитьба на первой красавице света Наталье Гончаровой. Все больше забот. Все чаще конфликты. Самый острый из них — с Жоржем Дантесом. 26 января 1837 года Пушкин посылает барону Геккерну резкое письмо по поводу его приемного сына. Дуэль неизбежна. Она состоялась на Черной речке. 29 января 1837 года в 2 ч 45 мин. После двух дней страданий Пушкин умер.
- Ребята для меня Пушкин - это всегда тайна и всегда интерес. А что Пушкин значит для Вас?(ответы для детей)
Пушкин – это всегда-------- и всегда---------- .
(СЛАЙД: фраза с пропусками )
- а вот как гоорил о Пушкине, Семён Степанович Гейченко «Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна»
- Как вы понимаете это высказывание? Почему именно так сказано о Пушкине?
- Отлично молодцы, теперь давайте проверим хорошо ли вы запомнили биографию А С Пушкина. Сейчас я буду задавать вам вопросы, кто знает ответ поднимает руку и отвечает.
1) В каком году родился А.С.Пушкин ? (6 июня 1799г.)
2) Где родился Пушкин? (Москве)
3) Кто из родственников А.С.Пушкина занимался литературой? (Дядя Василий Львович Пушкин – поэт.)
4) Кто прививал юному Пушкину интерес к русской старине и родному языку? (Няня Арина Родионовна, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, «дядька» Никита Тимофеевич Козлов.)
5) Как звали сестру и брата Пушкина? (Ольга и Лев.)
6) Где любил проводить летние каникулы поэт? (В подмосковном имении своей бабушки.)
7) Какое учебное заведение окончил А.С.Пушкин? (Царскосельский лицей)
8) Где находился лицей, в котором учился поэт? (Во флигеле Екатерининского дворца — летней резиденции русских царей в Царском Селе под Петербургом.)
9) Какое прозвище дали друзья по лицею А.С. Пушкину? (Француз.)
10) Сколько лет Пушкин учился в Царскосельском лицее?(6)
11) В каком году А.С.Пушкин повторно сватается в Наталье Николаевне Гончаровой? ( в 1830 г.)
12) С кем, когда и где состоялась дуэль А.С.Пушкина? ( с французским эмигрантом Дантесом, утром 27 января (8 февраля - по новому стилю) в предместье Петербурга, на Черной речке)
- Ребята мы вспомнили биографию А С Пушкина. У него есть прекрасное стихотворение «Роза». Сейчас я каждому из вас предлагаю творческое задание описать розу стихами(если не получиться стихами описать просто 2 -3 предложениями), а после мы послушаем как описал розу Пушкин.
На это задание даю вам пять минут.
Во время выполнения задания звучит классическая музыка.
- Отлично молодцы, а сейчас послушайте, как описал розу Пушкин
Где наша роза? Друзья мои!
Увяла роза, дитя зари!..
Не говори:
Вот жизни младость,
Не повтори:
Так вянет радость,
В душе скажи:
Прости! Жалею…
И на лилею нам укажи.
-Какие чувства у вас вызывает это стихотворение?
- О чем в нем говориться?
- Ребята я предлагаю вам поиграть в одну очень интересную игру. Пушкин очень их любил. Игра «Пантомима». Я раздам карточки, на которых написаны имена героев. Вам надо их изобразить. (Балда, Спящая царевна, Царевна –Лебедь, Старик , Золотая рыбка, Шамаханская царица, Золотой петушок, Белка с золотым орешком, Мертвая царевна и семь богатырей, Тридцать три богатыря, Кот ученный, Русалка)
- Ребята, следующее задание называется «Чтец». Вам необходимо по одному выйти и выбрать один листочек на котором будет написано задание. ( например, Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина, посвященное другу) 1. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина, посвященное другу
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней! 2. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты. 3. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской; 4. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина Буря
Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С ее летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури. 1825
5. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум. 26 мая 1828 6. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина Цветок
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положён сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок? 7. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать! 8.Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина Узник
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: "Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.." 9. Выразительно прочтите отрывок стихотворения А.С.Пушкина Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей. 10. Выразительно прочтите отрывок стихотворения А.С.Пушкина Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. 11. Выразительно прочтите отрывок стихотворения А.С.Пушкина Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска... 12. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина К ЧААДАЕВУ
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена! 13. Выразительно прочтите стихотворение А.С.Пушкина Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .(1826) 3. Рефлексия
- Ребята предлагаю вам составить синквейн на тему Пушкин
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Правила составления синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Примеры:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство. Пушкин.
Умный, талантливый.
Пишет, сочиняет, творит.
Любимый поэт многих покалений.
Гений.
Составление синквейна по теме «Пушкин». Ученики индивидуально составляют синквейны.
«С миру по нитке». Каждый называет по одному или более факту, которое он узнал о жизни и творчестве поэте.
Интересный материал, творчество Пушкина всегда выступает во главе привития любви к поэзии. И я думаю, что Ваше занятие станет достойным вкладом в данном направлении!